Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 2 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - октябре 2016 года

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Китай встает на колеса

Сегодня в Китае производится уже каждый четвертый автомобиль в мире. При этом автомобилизация населения остается на крайне низком уровне, так что перспективы развития китайского авторынка огромны.

Завершившийся недавно 16-й Международный шанхайский автосалон проходил с небывалым размахом. В этом году его принимал новый выставочный комплекс National Exhibition and Convention Center, который превратил шанхайский смотр в одну из самых крупных автомобильных выставок в мире – ее площадь достигла 350 тыс. кв. м, что существенно больше площади большинства других известных автосалонов (например, под последнюю автомобильную выставку во Франкфурте, считающуюся самой крупной в Европе, было отведено 230 тыс. кв. м). Одновременно Шанхай принял и рекордное число участников – более 2000 компаний из 18 стран мира, которые представили около 1500 новых автомобилей, из которых 109 моделей стали мировой премьерой.

Китайская автомобилизация

Внимание к шанхайской выставке со стороны ведущих автопроизводителей понятно: китайский автомобильный рынок вот уже шесть лет является крупнейшим в мире. В 2009 году он обогнал по объемам продаж США и с тех пор уверенно наращивает темпы: за это время сбыт автомобилей в КНР подскочил более чем в полтора раза, достигнув 23,5 млн машин по итогам прошлого года (см. график 1). Притом что мировое производство автомобилей сейчас оценивается примерно в 90 млн единиц в год, это означает, что сегодня примерно каждый четвертый автомобиль на Земле продается в КНР. А поскольку покупаются здесь в основном автомобили, произведенные внутри страны, то можно сказать, что и каждый четвертый новый автомобиль мира производится в Китае.

2.jpg

Правда, в прошлом году прирост китайского рынка серьезно замедлился: в 2014 году он увеличился всего на 7%, в то время как в 2013-м рост был вдвое большим – почти 14%. Причиной торможения можно назвать продолжающееся расслоение китайского общества: бедная часть населения еще не может позволить себе новый автомобиль, а богатая прослойка уже насыщена личным автомобильным транспортом. К тому же в крупных городах, где сосредоточены состоятельные потребители, обзавестись машиной все сложнее. Например, в том же Шанхае или Пекине просто поставить на учет новый автомобиль нельзя: необходимо участвовать в лотереях, победители которых получают право на регистрационный знак. Можно и заплатить, однако плата за регистрацию в этом случае будет примерно равна стоимости новой машины.

С другой стороны, покупательная способность большинства китайцев остается на крайне низком уровне, и возможный рост их доходов – это огромный потенциал для развития авторынка. Ведь подавляющее большинство полуторамиллиардного населения КНР до сих пор из транспортных средств может позволить себе в лучшем случае велосипед или мотороллер: на 1000 человек в Китае приходится в среднем порядка 50 автомобилей (в пять раз меньше, чем в России, и более чем в 15 раз, чем в США). «Китайцы часто работают вдалеке от дома, машина им нужна, например, чтобы ездить с работы к своим семьям, – говорит Катарина Фьординг, вице-президент по производству Volvo Group в Китае. – Поэтому потенциал авторынка в Китае просто огромен. Продажи машин здесь ждет взрывной рост по мере увеличения доходов основной части населения. Уровень в 30 и 40 миллионов автомобилей в год – для Китая это вполне достижимый показатель уже в ближайшем будущем».

Запад атакует

Доминирующую долю на китайском авторынке по-прежнему составляют ведущие мировые автопроизводители. Надо сказать, что в последнее время им удается усиливать свои позиции, оттесняя местные бренды: еще несколько лет назад доля китайских марок на внутреннем рынке составляла почти половину. По итогам же 2014 года доля китайских машин упала более чем вдвое – до 17% (см. график 2). Правда, стоит признать, что в текущем году китайские марки потихоньку отыгрывают оставленные позиции: по данным Китайской ассоциации автомобильных производителей (СААМ), за первые три месяца текущего года доля китайских брендов в КНР поднялась до 20%.

3.jpg

Падение продаж китайских брендов во многом объясняется натиском иностранных автогигантов, которые в последние несколько лет предприняли беспрецедентные усилия по развитию в КНР своих автомобильных производств. По данным аналитиков, только в прошлом году иностранные компании вложили в производство автомобилей в Китае 12,7 млрд долларов, что на 53% больше, чем в 2013 году. Для сравнения: в автопроизводство в США в прошлом году было вложено в четыре раза меньше – 4,2 млрд долларов.

Давление ведущих мировых производителей было особенно заметно на Шанхайском автомобильном салоне. Многие из них устроили на выставке значимые мировые премьеры, ориентированные не только на рынок Китая. Например, шведская марка Volvo представила на выставке особую модификацию нового внедорожника XC90 Excellence, которую компания называет самым роскошным автомобилем за свою 88-летнюю историю. В отличие от стандартного XC90 на семь мест в новом XC90 Excellence всего четыре сиденья, благодаря чему сидящим сзади пассажирам предоставляется повышенный комфорт. Бренд Lexus устроил на выставке мировую премьеру нового премиального седана бизнес-класса Lexus ES. Компания Citroën активно продвигает в Китае свою премиальную линию DS: в Шанхае был выставлен флагман этой линии – роскошный седан DS5. Ford представил новый бизнес-седан Taurus, Nissan выкатил гибридный кроссовер Murano.

Многие западные производители приехали на выставку с броскими концептами: тот же Citroën впервые показал новую концептуальную разработку кроссовера Citroën Aircross. Марка Mercedes привезла в Шанхай концепт кроссовера-купе GLC Coupe, подтвердив при этом планы превратить его в серийную модель уже в следующем году. Volkswagen организовал на своем стенде мировую премьеру C Coupe GTE – четырехдверного концепта, созданного специально для китайского рынка. Интерес публики вызвала и мировая премьера от Honda – концепт кроссовера Funtec, а также Audi Prologue Allroad Plug-in Hybrid, который через два года должен превратиться в серийную модель A6 Allroad.

Пожалуй, самой эффектной премьерой Шанхая можно назвать электрокар Chevrolet FNR, созданный, кстати, в шанхайском техническом центре корпорации General Motors. Концепт имеет эффектные футуристические поднимающиеся вверх двойные двери и лазерную оптику. Машину приводят в движение четыре электромотора, ее батареи подзаряжаются беспроводным способом, а сам автомобиль может передвигаться в беспилотном режиме. При этом внутри машины установлены специальные сканеры, которые опознают человека и позволяют ему общаться с автомобилем жестами.

Китайские кроссоверы и электромобили

Что касается китайских автомобильных брендов, то в Шанхае они также постарались максимально широко представить свои новинки. На выставке было хорошо заметно, что китайские бренды расправляют плечи: с каждым годом их продукция становится привлекательнее внешне и совершеннее технически. Это уже не примитивные «лупоглазые» и угловатые машинки, сейчас дизайн многих китайских марок разрабатывается известными западными специалистами.

Безусловно, некоторые китайские производители продолжают попытки копировать западные бренды, но это уже скорее единичные случаи. Например, в этот раз на Шанхайском автосалоне разгорелся скандал из-за продукции китайского производителя Jiangling Motors, который представил новые модели кроссовера Landwind. Мало того что само название китайского бренда напоминает известную британскую марку Land Rover, но китайский кроссовер и популярный Range Rover Evoque похожи как две капли воды. Представители британского концерна, впрочем, заявили, что они не станут инициировать какие-либо судебные разбирательства в отношении Jiangling Motors.

Но все же подавляющее большинство китайских производителей сегодня отходит от копирования и старается найти свой стиль. Например, вполне симпатичные новые модели на своих стендах демонстрировали такие бренды, как BYD, Brilliance, Qoros, Great Wall, Geely, Dong Feng и другие. Последний тренд на китайском рынке – бурный рост популярности кроссоверов. И китайские компании спешат воспользоваться оживлением в этой нише, причем довольно успешно. По данным CAAM, в сегменте кроссоверов продажи китайских марок за ушедший год подскочили на 50,4%.

Другой заметный тренд – рост спроса на электромобили. Согласно статистике СААМ, по итогам прошлого года продажи таких машин в Китае увеличились в 3,5 раза (правда, пока в абсолютных величинах показатели не столь значимы – 78 тыс. штук). Это объясняется государственной политикой, разворачивающейся в сторону поощрения экологически чистых транспортных средств. Так, электромобиль в Шанхае теперь можно зарегистрировать без очереди и при этом получить хорошие компенсации по налогам и прочим сборам. Как известно, китайцы уже весьма успешно производят, например, электроскутеры. Сейчас они пытаются освоить и сегмент электромобилей – на шанхайской выставке на большинстве китайских стендов красовались как минимум одна-две такие новинки. При этом некоторые из них не только не уступают по своим характеристикам западным образцам, но и превосходят их. Компания BYD представила на салоне новую модель компактного электрического хетчбэка BYD e6, который на одной зарядке может проехать 400 км, что существенно больше, чем у большинства электромобилей известных мировых брендов.

Экспортный потенциал

Наряду с презентациями новых моделей многие китайские автопроизводители декларировали свои планы экспансии за пределы КНР. Однако стоит отметить, что пока Китай все же далек от того, чтобы заполонить мир своими машинами. Согласно данным СААМ, автомобильный экспорт из Китая в 2014 году составил всего 910 тыс. единиц, к тому же за год он снизился на 7%.

Впрочем, китайские автопроизводители убеждены, что в ближайшие годы ситуация изменится. В частности, Guangzhou Automobile (GAC) объявила на выставке о планах начать в 2017 году продажи своих автомобилей в США. По словам представителей китайской компании, сейчас она начинает формировать дилерскую сеть в Америке. Особую ставку GAC будет делать на свои новые кроссоверы, которые в Штатах обойдутся американским покупателям на треть дешевле, чем автомобили такого же класса признанных марок.

Некоторые участники шанхайской выставки делали заявления и относительно активизации продаж в России. Пока китайские бренды на российском рынке занимают очень скромную долю, примерно 4% суммарного объема продаж. Но все же китайцы в отношении перспектив поставок в Россию настроены весьма решительно. Например, компания Dong Feng представила в Шанхае новый компактный седан A30 и среднеразмерную модель L60, которые намерена в скором времени поставлять и на наш рынок. Марка Lifan показала кроссоверы X40 и X70. Обе модели, как ожидается, будут производиться на строящемся заводе компании под Липецком. А ведущий китайский производитель внедорожников компания Great Wall активно раскручивала на шанхайском шоу свой премиальный суббренд Haval, который рассчитывает продавать и в России. Представленные в Шанхае новые модели Haval H6 и H8 предположительно будут производиться на строящемся заводе Great Wall под Тулой. Правда, пока смущают объявленные цены на модельный ряд Haval, которые колеблются в диапазоне 900 тыс. – 2,2 млн рублей. Готовы ли российские покупатели платить такие деньги за китайские машины, к тому же в столь непростое время, – большой вопрос.

«Эксперт Авто»

29.05.15 «Эксперт-Авто»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 28 ноября 2016 КамАЗ уезжает в Азию («РБК»)

    КамАЗ заявил об активизации работы на новых для себя рынках – в частности, в Юго-Западной Азии и Африке. Эта мера связана с резким снижением популярности продукции автозавода в странах СНГ – за девять месяцев 2016 года продажи КамАЗа на этом рынке упали почти вдвое.

    подробнее
  • 11 ноября 2016 Иностранцы пересаживаются на российские авто («Известия»)

    Экспорт легковых автомобилей из России в страны, не входящие в Таможенный союз, вырос вдвое.

    подробнее
  • 31 октября 2016 Провал резидента («Коммерсант»)

    Проект по производству в Татарстане китайских легковых автомобилей не состоялся. Компании «Алабуга Моторс», два года назад заявлявшей о планах сборки до 7 тыс. машин Dongfeng и Zotye в год, грозит ликвидация. В отношении нее заведено дело о банкротстве.

    подробнее