Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Дорога над пропастью

Жесткий потребительский пессимизм продолжает гнать российский авторынок вниз. Останавливаются автозаводы, уходят из страны производители, рушится бизнес у дилеров. Все ли так плохо? И когда продажи машин «нащупают дно»?

Российский автомобильный рынок продолжает переживать жесточайший кризис: по итогам марта падение продаж новых легковых машин в стране составило 42,5% (до 139,8 тыс. шт.), за первый квартал –36% (см. график 1). И это не предел, дальше будет хуже, убеждены участники рынка. «Авторынок еще не достиг дна. В ближайшие месяцы падение продаж продолжится, самыми трудными станут апрель и май», – прогнозирует Олег Мосеев, вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД).

1.jpg

Продавцы заявляют, что по итогам года продажи новых машин упадут в лучшем случае наполовину, до 1,2–1,3 млн единиц (см. график 2). Однако есть скептики, которые утверждают, что продажи не поднимутся выше отметки 1 млн автомобилей, то есть падение составит 70% и более. На грани выживания оказалась вся автомобильная отрасль – автозаводы, импортеры, дилеры, связанные с авторынком страховой и банковский секторы.

Потребительский пессимизм

Давление на автомобильный рынок сейчас оказывают множество факторов. Самый фундаментальный из них – то, что игроки рынка называют жестким потребительским пессимизмом: люди не уверены в завтрашнем дне и откладывают приобретение дорогих товаров длительного пользования, к которым как раз и относится личное транспортное средство.

Из экономических факторов крайне негативное влияние оказывает рухнувший рынок автокредитования. Взлетевшие процентные ставки по автокредитам (в некоторых случаях до 25–30% годовых), по сути, остановили такой механизм продажи машин. «Если человек для покупки машины берет кредит на три-четыре года, то ему придется заплатить две цены!» – эмоционально комментируют ситуацию продавцы. Как следствие: если ранее продажи в кредит занимали на авторынке 40–50% от общего объема, то теперь их доля сократилась до 7–8%.

Другой фатальный удар по рынку – это, конечно, взлетевшие вслед за девальвацией рубля цены. Подорожание автомобилей идет разными темпами – от 10–15% до 50–60% и выше. И даже укрепляющийся рубль пока не в силах остановить ползущие вверх цены.

Спасительная локализация

Падение продаж затронуло почти все автомобильные бренды. Держатся пока разве что некоторые премиальные марки – с внушительным приростом март умудрились закончить Lexus и Porsche (плюс 29% и 27% соответственно, см. график 2). Почти не снизились продажи у Mercedes-Benz (минус 3%). По оценкам компании «Автостат», в премиум-классе, состоящем из восьми ключевых брендов, падение оказалось втрое меньшим, чем у рынка в целом, – лишь 12,5%. Однако нельзя сказать, что премиальным машинам кризис нипочем: в последние недели сбыт некоторых из них стал заметно падать – например, по итогам марта продажи Audi и BMW снизились на 40 и 30% соответственно по сравнению с мартом прошлого года.

2.jpg

Что же касается массового сегмента, то здесь явно идет перераспределение продаж в пользу тех компаний, которые не только создали в России собственное производство, но и имеют при этом удачный модельный ряд и высокий уровень локализации. Рынок продолжает концентрироваться в руках четверки ведущих игроков – это альянс АвтоВАЗ-Renault-Nissan, корейские Hyundai и Kia, Volkswagen Group, а также Toyota, которые в совокупности сейчас контролируют 73% продаж. Год назад доля ведущих игроков была в России заметно меньше, около 62%.

Так, медленнее среднерыночных показателей падают продажи традиционного российского бренда Lada (минус 26%), который все еще занимает лидирующее положение на рынке. В условиях кризиса ему удается даже наращивать долю: если в марте прошлого года АвтоВАЗ держал 15% рынка, то в марте 2015-го его доля подскочила до 20%. «У АвтоВАЗа хорошие перспективы развития в нынешний кризис, – считает Игорь Моржаретто, эксперт аналитического агентства “Автостат”. – Сейчас степень локализации его продукции – самая высокая на рынке и достигает 85 процентов. Это значит, что компания имеет возможность резко не поднимать цены из-за девальвации рубля. Кроме того, АвтоВаз агрессивно развивает модельный ряд – к концу года на рынке должны появиться новые машины Vesta и X-Ray».

Из иностранных брендов самый впечатляющий прирост рыночной доли сегодня демонстрируют корейские марки. По итогам марта совокупная доля Hyundai и Kia достигла 19%, притом что год назад она составляла 14%. Корейцы отъедают доли у других игроков благодаря локализации производства на своем заводе под Санкт-Петербургом, а также за счет того, что решили пока серьезно не повышать цены, хотя их машины, вероятно, продаются ниже себестоимости. Неплохо прибавляет и Toyota Group, которая сумела за год увеличить долю рынка с 6,9 до 8,8%, прежде всего за счет удачного модельного ряда в сегменте внедорожников и кроссоверов (модели Land Cruiser и Rav4), а также седанов бизнес-класса (Camry).

Что касается аутсайдеров, то сейчас в серьезном проигрыше оказались в первую очередь те компании, которые в свое время не озаботились созданием в России производственных мощностей. Это, например, японские Honda и Suzuki, у которых продажи сейчас фактически остановились: по итогам марта эти марки потеряли 91 и 80% продаж соответственно.

3.jpg

Впрочем, есть и производители, которые сильно страдают даже при наличии своих заводов в России. В частности, сильное падение продаж переживает американская марка Ford (–73%), а также французы Peugeot и Citroën (по –79% у обеих компаний). Ну а некоторые марки из-за падения рынка и вовсе объявили об уходе из России – так поступила американская General Motors с марками Chevrolet и Opel.

Кто на выход?

При всей сложности ситуации на российском автомобильном рынке объявленный в середине марта уход с него бренда Opel и массовых моделей Chevrolet стал большой неожиданностью. Что больше в демарше американского автопроизводителя – экономики или политики?

Напомним, что в свое время GM была одним из первых мировых автогигантов, приступивших к активному освоению российского рынка. Еще в 1996 году GM начала выпуск в Татарстане модели Chevrolet Blazer, который, правда, был потом прекращен. Затем было создано СП с АвтоВАЗом (выпуск Chevrolet Niva), началась сборка в Калининграде, подписан договор с ГАЗом о производстве нового Chevrolet Aveo. А в 2008 году GM запустила собственный завод под Санкт-Петербургом. То есть нынешний кризис американский гигант встретил, имея в России целую сеть производственных площадок.

Что же пошло не так? Объемы продаж в России были у GM пусть и не рекордными, но вполне существенными: за прошлый год здесь было продано в общей сложности 188 тыс. автомобилей Opel и Chevrolet, а совокупная доля этих брендов на российском рынке составила 8%. Результат на первый взгляд неплохой.

Однако если проследить динамику продаж, то можно заметить, что положение GM в России в последние годы ухудшалось. Например, в 2008 году продажи марок Opel и Chevrolet были почти вдвое выше, чем в 2014-м. Да, 2008-й был пиковым для всего автомобильного рынка. Но ведь и доля марок GM была тогда существенно выше – более 12%. В нынешний кризис падение продаж тоже весьма ощутимое: по итогам февраля Chevrolet и Opel потеряли 74 и 86% соответственно.

Сейчас уже ясно, что GM при развитости своих мощностей в России была нерешительна в развитии своей производственной стратегии. Ставку следовало делать на локализацию, которая на российских предприятиях корпорации составляла 20–25% (в то время как в среднем степень локализации производимых в РФ иномарок в прошлом году превысила 40%, а некоторые модели сумели достичь уровня выше 70%). В результате после девальвации рубля GM не смогла удержать цены, и с началом кризиса продажи практически остановились.

Не стоит забывать, что и в глобальном бизнесе дела у американского автогиганта идут из рук вон плохо. Из лидеров мирового автопрома GM сейчас скатилась на четвертое место (после Volkswagen, Toyota и Renault-Nissan). Одновременно корпорация который год терпит убытки в Европе, пошатнулось ее положение в Китае, да и в родных США.
Однако помимо экономики значимую роль в уходе GM с российского рынка сыграла политическая составляющая – уж больно неожиданно и демонстративно американцы хлопнули дверью. Хотя прежде, в кризис 2008-го, как и раньше, в кризис 1999-го, концерн терпел и продолжал борьбу за место на российском рынке. В США из-за близости к властям и активного использования бюджетных денег GM уже давно называют Government Motors. Не исключено, что в отношении России GM получила установку из Вашингтона, ведь с изменением внешнеполитических реалий американский бизнес не особенно дружествен к России, достаточно вспомнить демарш американского нефтяного гиганта ExxonMobil, по странному совпадению случившийся почти одновременно с исходом GM.

Последует ли кто-нибудь из иностранных автопроизводителей примеру GM и покинет российский рынок? Сразу после ухода GM начали говорить о прекращении деятельности в России корейской Ssang Young. Однако позже представители компании заявили, что речь идет о временной приостановке поставок в нашу страну. К тому же Ssang Young занимает всего 0,5% российского рынка и погоды здесь не делает.

Из более значимых игроков признаков возможного ухода из России или хотя бы намеков на это пока никто не подает. Хотя по логике так могли бы поступить те, кого сейчас совсем оттеснили на обочину, – например, те же Honda, Suzuki или французские Peugeot и Citroën. Однако все они продолжают твердить об исключительной важности российского рынка. Наиболее вероятен сценарий, что эти и, возможно, другие автопроизводители будут сокращать модельный ряд в России, оставляя за собой возможность быстро его пополнить, когда рынок начнет восстанавливаться.

Оптимизация производства

Вслед за провалом продаж жесточайший кризис переживает сейчас автомобильное производство. Доля выпускаемых в России машин на рынке сейчас высока – порядка 70% всех продаж. Однако, по данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в России за первые три месяца этого года упал почти на 20%. Логично, что в первую очередь пострадали заводы тех марок, спрос на которые упал сильнее всего.

С уходом GM закрываются ее производственные площадки, строившиеся долгие годы. С завода под Санкт-Петербургом, в который GM вложила 300 млн долларов, полностью увольняют персонал (около тысячи человек); к середине текущего года предприятие будет законсервировано, а по сути, закрыто. Опустела и стройка под Тольятти, где летом 2013 года при участии GM начали возводить цеха для выпуска модели Chevrolet Niva нового поколения. Совместное предприятие GM-АвтоВАЗ пока продолжит выпуск старых Chevrolet Niva (их за первый квартал было продано 6,7 тыс. единиц).

Уход GM сильно ударил по калининградскому «Автотору»: в текущем году предприятие планировало выпустить около 80 тыс. автомобилей (правда, это вдвое меньше, чем в 2014-м, когда здесь было собрано 184,5 тыс. машин). Если раньше завод работал по 12 часов семь дней в неделю, то теперь – лишь пять дней в неделю в одну смену; в связи с падением производства «Автотор» вынужден сократить 500 работников. В настоящее время компания лихорадочно ищет замену ушедшему американскому партнеру.

Пересматриваются и амбициозные планы «Автотора» по формированию в калининградском регионе мощного автомобильного кластера, предполагающие создание мощностей полного цикла для выпуска не менее 250 тыс. автомобилей в год, а также производства автокомпонентов. До кризиса «Автотор» планировал построить пять полноценных автомобильных заводов уже к 2018 году, а к 2020-му – порядка 15 предприятий для производства автокомпонентов. Сейчас эти планы существенно урезаны, хотя, как сообщил журналистам председатель совета директоров «Автотора» Владимир Щербаков, компания по-прежнему планирует расширение и намерена к 2018 году построить два новых автозавода, сократив, впрочем, суммарный объем инвестиций в развитие кластера с 90 млрд рублей до 30–40 млрд.

Тяжелое положение наблюдается сейчас и на заводе «ПСМА Рус» под Калугой, где производятся автомобили Citroën, Peugeot и Mitsubishi. По неофициальным данным, здесь происходит оптимизация производства, что грозит увольнением до 40% работников. С конца апреля до середины лета будет остановлен выпуск моделей Citroën C4 седан и Peugeot 408; простой отчасти затронет и линии, на которых производятся внедорожники Mitsubishi Outlander и Mitsubishi Pajero Sport.

Находящийся неподалеку в Калужской области завод концерна Volkswagen Group вслед за падением продаж группы (–36% по итогам квартала) недавно тоже объявил об оптимизации: с апреля по июль предприятие не будет работать по пятницам, с мая станет работать уже не в три, а в две смены; предполагается его приостановка в дни, примыкающие к праздничным (5–8 и 12–15 мая). Однако при этом немецкая компания не намерена сворачивать заявленные ранее планы расширения производственной деятельности в России: как и предполагалось до кризиса, Volkswagen во второй половине текущего года откроет под Калугой новый завод двигателей, а во втором квартале запустит новый центральный склад запасных частей и аксессуаров в подмосковном Чехове.

На заводе Ford во Всеволожске массовые сокращения рабочих уже прошли в минувшем году. И сейчас, даже несмотря на внушительное падение продаж (–70% по итогам квартала), американская компания заявляет, что не собирается закрывать свой завод в России. Напротив, недавно на предприятии во Всеволожске она торжественно запустила в производство Ford Mondeo второго поколения. Но главное, Ford на днях объявил, что получает операционный контроль над своим СП Ford Sollers (производственные мощности в Татарстане) и намерен продолжать инвестиции. Компания берет курс на усиление локализации – в течение ближайших нескольких лет Ford рассчитывает довести ее уровень для производимых в Татарстане машин до 80%.

Компании, у которых падение продаж не столь существенно, говорят о продолжении работы в прежнем режиме. Например, представители Hyundai заявляют, что режим работы их завода остается стабильным, предприятие работает в три смены пять дней в неделю. Не планируется ни приостановок, ни сокращений, а производственный план на текущий год не претерпит существенных изменений: 228 тыс. автомобилей (в прошлом году здесь было выпущено 237 тыс. машин).

Не собирается сокращать производство в России и японская Toyota. Более того, недавно компания подтвердила намерение существенно нарастить выпуск автомобилей на своем заводе под Санкт-Петербургом: до конца текущего года японцы рассчитывают увеличить мощности предприятия вдвое, до 100 тыс. автомобилей в год. Инвестиции в расширение производства составят 5,9 млрд рублей, со следующего года здесь начнется выпуск второй модели Toyota – кроссовера Rav4 (сейчас здесь выпускается седан Camry).

Интересно, что в условиях кризиса некоторые иностранные компании даже планируют открывать в России совсем новые производства. Например, в мае объявить о своей новой производственной площадке в России может Mercedes-Benz. По неофициальным сведениям, немецкий премиальный бренд рассматривает три варианта размещения производства – Санкт-Петербург, Казань и Свердловскую область, рассчитывая начать строительство в конце текущего года, чтобы до 2017 года выйти на производственную мощность.

Удар по дилерам

Пожалуй, наиболее уязвимым звеном на авторынке в нынешний кризис оказались дилерские сети. По словам представителей РОАД, на сегодняшний день в России насчитывается чуть более 4 тыс. дилерских предприятий, и примерно тысяче из них реально угрожает банкротство. «В некоторые дилерские центры уже въезжают “Магнит” и другие предприятия розничной торговли. В ближайшее время из-за закрытия дилерских центров порядка ста тысяч человек по всей стране могут остаться без работы», – рисует мрачную картину Олег Мосеев из РОАД.

По его словам, дилеры оказались наиболее бесправными и незащищенными участниками рынка. «Правительство заботится о защите иностранных инвестиций, – объясняет Мосеев. – Между тем дилеры в общей сложности вложили в автомобильный бизнес в России больше средств, чем иностранцы вложили в развитие заводов. И это ивестиции российского бизнеса, который у нас никто не защищает».

А то, что дилеры, по сути, бесправны в своих отношениях с мировыми автогигантами, наглядно иллюстрирует тот же уход GM, у которой в России в общей сложности насчитывалось 310 партнерских дилерских центров. В Европе GM предупреждала о выводе с рынка бренда Chevrolet аж за три года и при этом выплачивала дилерам весомые компенсации. О компенсации их российским коллегам в GM пока ничего внятного не говорят.

Сейчас российские дилеры полны решимости предъявить американской компании иски на общую сумму свыше 1 млрд долларов. Одновременно дилеры требуют закрепить за ними на законодательном уровне больше прав, в частности, они ждут от автопроизводителей послаблений, дающих возможность торговать неоригинальными запчастями.

Нащупать дно

Как долго будет еще продолжаться падение рынка? Его участники говорят, что при всей остроте проблем поддаваться панике все же не стоит. Да, хотя рынок падает, он все же продолжает существовать. Вероятно, дно продаж будет достигнуто этим летом, а к осени можно надеяться на незначительное восстановление спроса. Активного же притока покупателей следует ожидать уже в следующем году, правда, при благоприятных экономических и политических условиях.

Большинство игроков рынка уверены, что в целом у России очень большой потенциал в плане потребления автомобилей. Крайне устаревший автопарк (каждая третья машина в стране старше 15 лет), ненасыщенность рынка (на 1 тыс. человек в России приходится менее 300 автомобилей, что в 2–2,5 раза меньше, чем в Европе и США) – все это позволяет прогнозировать, что за ближайшие несколько лет Россия все-таки перешагнет отметку в 3 млн автомобилей и по динамике продаж станет рынком номер один в Европе.

Поддержать авторынок призваны и правительственные меры, которые в этом году можно назвать беспрецедентными. По словам представителей Минпромторга, в текущем году на поддержку автоотрасли государство выделяет очень внушительные средства – в общей сложности более 120 млрд рублей. В эту сумму входит большой перечень мер, включающий непосредственную поддержку автопроизводителей (например, средства на модернизацию производства, промышленные субсидии), а также программы стимулирования продаж, к которым относятся в первую очередь программа утилизации, а также программа льготного лизинга и кредитования. Последняя, судя по всему, будет особенно востребована рынком – она позволит получать компенсацию процентной ставки по кредиту, в результате стоимость кредита для покупателя не превысит 15% годовых. Правда, участники рынка разочарованы, что по этой программе могут быть приобретены лишь автомобили стоимостью не более 1 млн рублей. Многие продавцы хотели бы, чтобы программа охватила машины ценой хотя бы до 1,2 млн рублей. Впрочем, и нынешний ценовой порог лучше, нежели планировавшийся ранее – до 750 тыс. руб. Прогнозируется, что до конца года с помощью государственной кредитной программы можно будет продать дополнительно 200 тыс. автомобилей, то есть 15–20% всех продаж за год, что станет неплохой поддержкой для авторынка в суровые для него времена.

«Эксперт Авто»

28.05.15 «Эксперт-Авто»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • вчера, 10:44 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее