Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

General Motors определилась с компенсациями российским дилерам

Как выяснили «Известия», американская корпорация General Motors согласилась компенсировать российским продавцам ее автомобилей расходы на оформление их центров по корпоративным стандартам. В среднем такие расходы ранее составляли 2–3 млн рублей. Также дилерам, которые заключили соглашения с GM не более 5 лет назад, концерн согласен возместить часть расходов на строительство. Впрочем, размеры компенсаций будут оговариваться с каждым дилером индивидуально – причем сумму будет запрещено сообщать другим представителям сообщества. Мнения дилеров разделились: часть готова к компромиссу, другие полагают, что такое сотрудничество ухудшит судебные перспективы.

GM предложила своим российским дилерам не самые справедливые условия, которые ряд компаний уже приняли: они подписали с концерном предварительное соглашение о начале переговоров, по которым дилер отказывается от финансовых претензий к GM и не озвучивает сумм полученных компенсаций. При этом в самом соглашении никаких конкретных сумм при этом не фигурирует, то есть дилеры отдаются на волю производителя.

– Эти переговоры будут проходить один на один с дилером, – рассказал президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков. – Они [GM] уже научены горьким опытом по всему миру, поэтому у них даже пункт есть, что партнер не разглашает обсуждаемую информацию третьей стороне. После вывода марки Chevrolet из Европы уже отработана схема, мы об этом знаем от наших коллег из международного автомобильного сообщества. Говорят, что во Франции судившиеся дилеры получили больше тех, кто пошел на мировое соглашение. Но опять же насколько больше – неизвестно ввиду подписанных обязательств о конфиденциальности.

В 2014 году General Motors после вывода бренда Chevrolet с рынка Европы столкнулась с иском части французских дилеров. Последние потребовали от корпорации возмещения расходов на реструктуризацию и инвестиции, которые были связаны с оформлением центров по стандартам GM, а также компенсаций за снижение стоимости основных фондов, капиталов и акций, упавших в цене вместе с потерей статуса дилера марки. В итоге суд Франции в конце марта 2015 года присудил 17 дилерам €8 млн, в то время как истцы требовали €33 млн.

В РОАД отмечают, что на глобальном уровне GM определилась, что совершенно точно будут компенсированы расходы на приведение автосалонов к единым корпоративным стандартам.

– Расходы на корпоративную идентификацию (мебель, вывески, стенды, рекламные стелы и пилоны) примерно у всех стоили одинаково – примерно 2 млн рублей, или $60–70 тыс. на один бренд по старому курсу, – пояснил «Известиям» Николай Салошин, гендиректор компании «Автоимпорт» (дилер Chevrolet и Opel).

Кроме того, GM готова компенсировать часть износа активов (амортизация) для компаний, которые построили свои центры 5 лет назад или позже.

– Знаю, что кто-то на это первичное предложение уже соглашается. Условно говоря, если дилер докажет, что он построил центр, к примеру, за $10 млн и, скажем, 4 года он уже проработал, то предполагается, что 80% инвестиций в сооружение он уже окупил. Часть не отработавших инвестиций готова компенсировать GM. Дилеры старше 5 лет, по их логике, эту компенсацию уже не получат, – объяснил Моженков. – Наша позиция в этом случае такова: если договорились без выкручивания рук дилеру, полюбовно, то отлично. Если нет, то будем поддерживать всех недовольных и морально и профессионально.

Официальный представитель «Дженерал Моторс СНГ» не ответил на звонок «Известий».

В РОАД предполагают, что в переговорах с дилерами GM будет использовать свой главный козырь – продление контракта на гарантийное и сервисное обслуживание проданных машин Chevrolet и Opel, который хоть как-то позволит зарабатывать дилерам. То есть дилеры, не диверсифицировавшие бизнес, сильно зависимы от GM.

Во время ухода марки Seat (входит в группу Volkswagen) с российского рынка у дилеров выкупили обратно запчасти, сервисное оборудование и инструменты. GM пока не делает аналогичного предложения своим дилерам.

– Есть дилерские склады запчастей, которые были сформированы под определенный объем сервисного парка, а он, разумеется, будет уменьшаться – соответственно, часть запчастей перейдет в состояние неликвида. Также непонятно, что делать со специнструментом и оборудованием тем дилерам, которые откажутся от обслуживания своих клиентов по контрактам с Chevrolet и Opel, – заметил исполнительный директор РОАД Олег Мосеев.

Единого мнения о том, стоит ли принимать компенсационные условия GM, в дилерском сообществе нет.

– Мы согласились. У нас за столько лет накопилась большая клиентура, жалко бросать. Выживаешь годами, что же теперь – терять в один день? – говорит глава «Автоимпорта» Николай Салошин. – А те, кто новый дилер Chevrolet и Opel с небольшой клиентской базой, у них вопрос – а надо вообще за это сервисный контракт бороться?

– Я бы сказал, что дилерская сеть GM разделилась на две партии: одних устраивает предложения производителя, а других, наоборот, не устраивает. Например, если дилер находится в каком-нибудь небольшом городе, где все бренды уже представлены и некем заместить Chevrolet и Opel, то его здание превращается в памятник архитектуры. У тех, кто давно работает с этими марками, тоже возникает вопрос, почему они получают минимум компенсаций, – добавил Мосеев. – Дилеры, не подписавшие дополнительное соглашение о начале переговоров, считают, что оно ухудшает их переговорные позиции.

В любом случае продавцы, по словам Мосеева, получат компенсации от GM не ранее окончания действующих контрактов (I квартал 2016 года), исключение – досрочное прекращение контракта по обоюдному согласию или через суд. Юристы говорят, что доказать злоупотребление GM при уходе с российского рынка будет трудно.

– Здесь обыкновенный предпринимательский риск. С точки зрения российского суда шансы дилеров доказать, что им должны компенсировать их инвестиции, нулевые. Их же никто не принуждал заключать соглашение с GM, поэтому с этой точки зрения закон, к сожалению, на стороне сильного. Впрочем, если в дилерских контрактах оговорена процедура ухода концерна, то шансы, конечно же, у дилеров есть, – считает Владислав Цепков, старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры». – Также, поскольку GM глобальная компания, можно попытать счастье в международных судах, но тут сразу нужно учитывать, что расходы на делопроизводство вырастут на порядок, одни только пошлины обойдутся в десятки тысяч евро.

В РОАД ранее оценивали суммарный объем потенциальных исковых претензий от 310 российских дилеров Opel и Chevrolet (именно столько контрактов; в GM дилера, торгующего обоими брендами, считают как единицу, поэтому говорят только о 163 российских продавцах) не менее чем в $1,1 млрд. GM сообщал, что в целом на реструктуризацию бизнеса в России и компенсации дилерам готов потратить $600 млн.

Концерн General Motors объявил о сворачивании бизнеса в России 18 марта 2015 года. Полностью уйдет бренд Opel, марка Chevrolet сконцентрируется на продажах всего трех моделей: Corvette, Camaro и Tahoe. Законсервирован завод GM в Санкт-Петербурге и прекращена контрактная сборка на ГАЗе и «Автоторе». Теперь американцы намерены в России активнее продвигать продажи люксового подразделения Cadillac. Кроме того, пока что сохраняется партнерство с «АвтоВАЗом» по выпуску Chevrolet Niva в Тольятти.

«Известия»

20.05.15 «Известия»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 5 декабря 2016 Кредитная заставляющая («Коммерсант»)

    Между крупным пермским автохолдингом «УралАвтоИмпорт» (УАИ) и Сбербанком, его основным кредитором, произошел конфликт. Банк обратился с иском о банкротстве пяти компаний УАИ. Дилер счел иски элементами давления: они связаны с желанием поднять ставку по уже заключенным кредитным договорам, с чем дилер не согласен. В банке заявляют, что кредиты выданы по ставкам ниже рыночных, а сам дилер не обслуживает кредиты уже шесть месяцев.

    подробнее
  • 25 ноября 2016 Автоконцерны воссоединяют с Крымом («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", Минпромторг пытается заставить автоконцерны развивать официальные сервисные центры в регионах. Речь идет в том числе о Крыме, где иностранцы из-за санкций работают по субдилерским схемам, вынуждающим покупателей переплачивать. Выход в новые регионы и Крым может стать одним из условий доступа к программам господдержки автопрома в 2017 году, объем которых может достичь 60 млрд руб.

    подробнее
  • 17 ноября 2016 Авторитейл теряет людей («Коммерсант»)

    Российские дилеры пытаются найти новые форматы продаж – через интернет или с терминалами самообслуживания. Предоплату онлайн уже предлагает "Авилон", такой же формат в декабре введет "Рольф".

    подробнее