Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 9 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Европейский авторынок в январе вырос на 10,1%

Продажи легковых автомобилей в Европе за месяц составили 1 млн 203 тыс. 958 машин. 

16 февраляподробнее

Автокредиты разъехались с ключевой ставкой

Итоги первого месяца работы госпрограммы льготного автокредитования оказались не слишком блестящими – чуть более 19 тыс. займов. Такими темпами планы Минпромторга по продаже в рамках программы 200 тыс. машин в этом году рискуют провалиться. Одна из проблем может быть в том, что, вопреки снижению ключевой ставки ЦБ стоимость льготных кредитов для заемщиков растет в среднем на 1 п.п.. Впрочем, банкиры говорят о возможном снижении ставок уже к концу мая.

Минпромторг опубликовал данные о ходе реализации программы льготного автокредитования: в банки поступило 105 тыс. заявок на приобретение машин, из них одобрено 57,3 тыс., уже продано более 19 тыс. автомобилей. Всего по состоянию на 3 мая 97 банков заявили о намерении участвовать в программе, в том числе и лидеры на рынке автокредитования: ВТБ 24, Сетелем-банк, Русфинанс-банк, Юникредит-банк и др. Как сообщили "Ъ" в банках, абсолютными лидерами по продажам в рамках программы являются российская Lada и корейские Kia и Hyundai.

В Минпромторге отмечают, что по состоянию на начало мая средняя ставка для заемщика с учетом предоставляемой государством скидки составила 11,23% годовых. Размер скидки составляет 2/3 ключевой ставки ЦБ. В конце апреля Банк России принял решение о снижении с 5 мая ключевой ставки с 14% до 12,5%. Таким образом, размер субсидии со стороны государства снизился с 9,33 до 8,33 процентного пункта (п. п.).

В то же время максимальные ставки по таким кредитам (до субсидии государства) также привязаны к ключевой ставке ЦБ – они не могут превышать ее более чем на 10 п. п. (то есть теперь 22,5% годовых). Таким образом, со снижением ключевой ставки понизилась на 0,5 п. п. и максимально допустимая ставка для потребителя – с учетом госскидки она не может превышать 14,17% годовых.

Но последствия для заемщиков оказались не столь выгодными. Пока средняя реальная ставка ниже максимально допустимой, банки не стремятся вслед за снижением ключевой ставки понижать и базовые ставки в рамках госпрограммы. Напротив, за счет снижения размера субсидии у ряда игроков льготные автокредиты даже подорожали. Среди таковых ВТБ 24, Юникредит-банк, банки "Уралсиб", "Зенит" и "Глобекс" и ряд других менее крупных.

Глава департамента розничных продаж Юникредит-банка Иван Матвеев признает, что для граждан ставка действительно выросла в среднем на 1 п. п. "Дело в том, что размер субсидии для нас со стороны государства снизился, а удешевления фондирования мы пока за счет снижения ставки не ощутили,– указывает он.– Через какое-то время привлечение средств подешевеет, и только тогда банки снизят ставки". По мнению старшего вице-президента ВТБ 24 Алексея Токарева, снижение ставок в рамках программы льготного автокредитования может произойти уже в конце текущего месяца. Снижение ключевой ставки ЦБ пусть не сразу, но должно оказать влияние на стоимость фондирования финансовых организаций, что, в свою очередь, должно привести к снижению конечных ставок для клиентов, указывает директор департамента автокредитования Сетелем-банка Владимир Мартюков.

Ранее представители Минпромторга заявляли, что намерены выдать до конца текущего года 200 тыс. автокредитов. Исходя из апрельских темпов, до конца года эта цифра может оказаться меньше – около 172 тыс. Впрочем, участники рынка не склонны драматизировать ситуацию. "Программа только набирает обороты, так что в следующие месяцы мы ожидаем увеличения выдач, это видно даже по динамике заявок на льготные автокредиты, которые мы получаем,– говорит Алексей Токарев.– В то же время число заявок пока уступает прошлогодней программе, что связано со снижением потребительского спроса в целом". Согласно ожиданиям Ивана Матвеева, выполнить план по выдаче 200 тыс. автокредитов удастся, но говорить о его существенном перевыполнении в текущих рыночных условиях не стоит.

Тем не менее все банкиры сходятся во мнении, что госпрограмма – существенная поддержка автокредитования. По данным агентства Frank research group (FRG), за первые три месяца текущего года (до запуска программы) объем рынка автокредитования сократился на 8,7%, до 851 млрд руб. Более поздние оценки рынка у FRG отсутствуют. "Автокредит с господдержкой подоспел как нельзя кстати,– говорит директор по развитию автокредитования Локо-банка Андрей Ермаков.– На фоне снижения кредитных продаж в два раза это существенная поддержка как для банков, так и для рынка новых автомобилей". По словам Владимира Мартюкова, с запуском госпрограммы льготного автокредитования рост количества заявок на автокредит только в Сетелем-банке составил более 30%, на госпрограмму приходится более 60% обращений.

«Коммерсант»

12.05.15 «Коммерсант»
 

Новости на эту тему

  • 15 февраля 2017 Райффайзенбанк возвращается на рынок автокредитования

    Райффайзенбанк, решивший свернуть автокредитование в 2015 году, сохранил косвенное присутствие на этом рынке и планирует его развивать. Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники, Райффайзенбанк сотрудничает с банками автопроизводителей, среди которых «Фольксваген банк рус» и «БМВ банк». Кроме того, он планирует также сотрудничество с «Мерседес-Бенц банк рус», о чем стороны вскоре могут объявить.

    подробнее
  • 13 февраля 2017 Продажи Chevrolet Niva в январе выросли более чем на 40%

    Продажи Chevrolet Niva на российском рынке в январе выросли на 41,3% и составили 1670 автомобилей. В результате внедорожник от GM-АВТОВАЗ занял третье место по объему продаж в сегменте SUV после Hyundai Creta и Renault Duster, констатируют аналитики агентства «АВТОСТАТ».

    подробнее
  • 10 февраля 2017 Каждый третий автомобиль KIA в январе был продан в кредит

    На продажи с привлечением заемных средств в рамках программ KIA Finance в январе 2017 года пришлось 33% от общего объема розничных продаж KIA в России. В январе в кредит было продано на 88% больше автомобилей KIA, чем в первом месяце прошлого года.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 17 февраля 2017 Обмен подержанных льгот на новые («Коммерсант»)

    Минпромторг предложил не разрабатывать новый режим льготной промсборки для автопрома, а предоставить инвесторам специальные инвестконтракты (СПИКи), фиксирующие налоговые и регуляторные льготы на срок до десяти лет. Но в отрасли считают, что СПИКи менее выгодны, чем действующие режимы промсборки с таможенными льготами. Эксперты замечают, что без деталей сравнивать эти льготные режимы сложно, но государство в любом случае предложит инвесторам какие-то преференции.

    подробнее
  • 9 февраля 2017 Авторынок не спешит заводиться («Коммерсант»)

    Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в январе, несмотря на низкую базу прошлого года, вновь сократились – на 5%, до 77,9 тыс. машин. По словам участников рынка, в первом полугодии восстановления спроса ждать не стоит, надежды лишь на второе полугодие. По итогам года компании и дилеры рассчитывают на рост в пределах 5-10%. Впрочем, эксперты поводов для роста рынка не видят и полагают, что автопродажи скорее останутся на уровне прошлого года.

    подробнее
  • 6 февраля 2017 Льготным кредитам подняли планку («Газета.Ru»)

    Поднять планку по льготному автокредитованию с 1,15 млн до 1,45 млн руб. предложили в Минпромторге, чтобы программа не потеряла актуальности из-за выросших за год цен. При этом дилеры просили увеличить лимит до 1,8 млн, но и такому решению оказались рады: теперь покупать будут не только самые бюджетные версии, но и комплектации подороже. Эксперты уверены, что такое ограничение было выбрано ради защиты «АвтоВАЗа» от чрезмерной конкуренции.

    подробнее