АВТОСТАТ | Аномальная рокировка

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

22.04.15Прочитали 67 раз

Аномальная рокировка

И в прошлые кризисные периоды премиальный сектор выглядел устойчивее на фоне остального рынка. Однако никогда еще престижные бренды не могли обойти по абсолютным цифрам автопроизводителей, работающих в нижнем и среднем ценовых сегментах.

Одним из факторов аномальных изменений в структуре рынка стало его февральское падение на 38%. Сильнее всего пострадали производители машин для массового покупателя. Например, падение продаж у “Opel” достигло невиданных ранее 86%, показатели “Chevrolet” снизились на 74%, у “Ford” – на 78%. Почти катастрофой можно назвать и обвал продаж французских марок “Peugeot” и “Citroёn” – на 84% и 83% соответственно. А вот “Mercedes-Benz”, BMW и “Lexus” смогли продемонстрировать положительную динамику.

В итоге мы видим нехарактерную для любого автомобильного рынка картину. По абсолютным цифрам “Mercedes” (4.151 автомобиль) обогнал “Chevrolet” (3.255), “Ford” (1.399), “Opel” (912). А компания “Porsche” (381) сравнялась по объемам продаж с “Citroёn” (380) и “Peugeot” (377). Причем в ближайшие месяцы такая тенденция может получить продолжение. Ведь причины столь кардинальных изменений по-прежнему остаются актуальными. Игроки премиум-сегмента воспользовались кризисом для увеличения доли рынка: максимально снизили маржу, а также использовали ряд других финансовых и маркетинговых инструментов, чтобы сохранить цены на свои автомобили на привлекательном для покупателя уровне. Кроме того, премиум-бренды постоянно расширяют свой модельный ряд.

А вот в так называемом массовом сегменте наблюдается противоположная картина. У пострадавших компаний крайне медленно обновляются существующие модели. А уровень локализации производимых в нашей стране автомобилей у многих компаний оставался крайне низким. Как известно, у них и до кризиса маржа была невысокой, поэтому после обвала курса рубля возможностей для маневра фактически не осталось – в конце прошлого года они вынуждены были существенно поднять цены, тем самым отпугнув покупателей. Наверное, в этой ситуации спасительным ходом могла оказаться дотация цен со стороны головной компании за счет других рынков (такая схема сейчас используется корейскими компаниями, а также частично концерном “Volkswagen”). Но в случае с аутсайдерами она практически не применяется.

– Аномальное смещение сегментов – временное явление, связанное со стечением неудачных обстоятельств для массовых марок и благоприятных для премиум-сегмента, – считает начальник отдела аналитики агентства “Автостат” Андрей Топтун. – Со временем ценовой дисбаланс выровняется и ситуация с продажами перестанет быть аномальной. Также очень существенно определение важности российского рынка для конкретного производителя. Если Россия уйдет из списка ключевых рынков для бренда, то увидим сильное снижение продаж машин этой марки. Если же Россию будут рассматривать как ключевой рынок, то такая компания воспримет падение прибыли как инвестиции в российский авторынок.

Впрочем, есть и другая точка зрения.

– На мой взгляд, на рынке происходит перераспределение долей в пользу тех брендов (как правило, того же ценового сегмента), которые предлагают сопоставимые или лучшие автомобили по более привлекательной цене, – отмечает старший менеджер практики по оказанию услуг автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко. – Поэтому в первую очередь перераспределяются продажи внутри массового ценового сегмента. Однако необходимо отметить, что в целом в текущей ситуации премиум-бренды находятся в более выгодном положении, поскольку обеспеченные покупатели менее чувствительны к изменению цен.

На выход!

Большинство специалистов не сомневаются: серьезно изменить сложившийся тренд не смогут ни государственная программа утилизации, ни субсидирование процентной ставки по кредитам. Эти меры способны лишь замедлить скорость падения.

– Очевидно, несколько следующих месяцев будут очень тяжелыми, продажи еще не достигли своего дна, – подводит предварительный итог председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – У нас есть надежда на улучшение ситуации в отдаленной перспективе. Однако до того момента участникам рынка понадобится терпение.

Впрочем, у некоторых компаний запас прочности исчерпан. Напомню: первым покинул российский рынок SEAT. Теперь решение закрыть работу в России приняло руководство корпорации “General Motors”: продажи “Opel” и массовой линейки “Chevrolet” будут прекращены, а завод компании в Санкт-Петербурге законсервирован. Планируется продавать лишь некоторые модели “Chevrolet” американской сборки и “Cadillac”. То есть речь идет скорее о формальном присутствии на отечественном рынке. Возможностей покрывать российские потери за счет корпоративного бюджета у GM явно не хватает. Компания и так уже “просадила” достаточно много: европейское подразделение за последнее десятилетие принесло корпорации убытки в размере около $20 млрд. Терпение акционеров и руководства лопнуло: убыточные позиции закрываются.

Много вопросов вызывает будущее довольно крупной дилерской сети GM в России. Пока ее не планируется ликвидировать, так как компании необходимо исполнять гарантийные обязательства перед владельцами проданных автомобилей. На деле все, конечно же, может выйти иначе. Выделенных средств на поддержку дилеров может оказаться недостаточно, и многие из них также закроются либо попытаются переключиться на работу с другими марками. Клиентам же придется выбирать – обслуживать автомобили у оставшихся дилеров или уходить к неофициалам.

И главный вопрос: кто следующим покинет Россию? Кандидатов, кстати, несколько. Посмотрите на списки аутсайдеров. Их долю рынка уже готовы подмять под себя как премиум-марки, так и агрессивные корейские производители, которые умудряются работать в кризис с минимальными потерями.

«Клаксон»