Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 8 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Европейский авторынок в январе вырос на 10,1%

Продажи легковых автомобилей в Европе за месяц составили 1 млн 203 тыс. 958 машин. 

16 февраляподробнее

Дилерам Opel и Chevrolet, возможно, придется судиться из-за компенсаций

GM и ее дилеры в России начали обсуждать условия компенсаций потерь от инвестиций в шоу-рум и сервисы. Продавцы Opel и Chevrolet опасаются, что сумма выплат будет «на порядок ниже» общих затрат GM на «развод» с дилерами.

$600 млн на реструктуризацию

В четверг вечером прошла первая официальная встреча российских дилеров с представителями покидающей российский рынок General Motors, рассказали РБК три дилера Opel и Chevrolet (обе марки входят в GM). По словам собеседников, на мероприятии присутствовали адвокаты автоконцерна, которые будут вести процесс досрочного прекращения контрактных отношений с дилерами, в том числе определять размер выплаты компенсаций. На первой встрече, впрочем, условий «развода» представители GM не назвали. «Это предмет будущих переговоров с каждым отдельным дилером», – добавил один из собеседников.

GM объявил о планах увести с российского рынка Opel и массовый сегмент Chevrolet 18 марта. Позже автоконцерн известил дилеров о расторжении контрактов с 31 декабря 2015 года. Таким решением компания пытается «избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой», заявил ее президент Дэн Амманн. В целом на реструктуризацию российского бизнеса, в том числе на отмену контрактов, GM готова потратить около $600 млн.

Представитель GM отказался называть РБК условия расторжения соглашений с дилерами, отметив лишь, что процесс будет проходить в рамках договорных отношений и российского законодательства. Источники РБК среди дилеров утверждают, что до сих пор с GM проводились лишь предварительные консультации. Позиция автоконцерна основывается на рекомендациях Федеральной антимонопольной службы (ФАС) дистрибьюторам и автопроизводителям, утверждают два дилера. В 2012 году ведомство предложило заключать дилерские соглашения на срок не менее пяти лет. Это означает, что за период контракта, по оценке ФАС, амортизируется 100% инвестиций компании в развитие бренда (или 20% в год), поясняют собеседники РБК. На таких же условиях – 100% за пять лет работы – компания дисконтировала инвестиции дилеров, когда марка Chevrolet покидала рынок ЕС в 2014 году. Представитель ФАС на запрос РБК не ответил.

Судов не избежать

Дилерская сеть Opel и Chevrolet в России развивается давно, большая часть инвестиций окупилась, признают два дилера марок. По оценке «АвтоБизнесРевю», «большинство дилерских центров было построено 7–10 лет назад и частично окупили себя». Большие компенсации потерь от инвестиций дилеры вряд ли получат, думают участники рынка. Сама GM на эти цели закладывает относительно небольшую сумму, знает другой дилер, – по его словам, это около $50 млн. Два других продавца марок точной цифры не знают, но слышали, что она будет на порядок ниже общей суммы, предусмотренной на полную реструктуризацию бизнеса GM в России ($600 млн).

Но судебных споров с GM, похоже, избежать не получится. «Уже сейчас понятно, что стороны расходятся в вопросе оценки периода окупаемости инвестиций», – говорит один из собеседников РБК. По информации Российской ассоциации автодилеров (РОАД), сегодня в России работают 310 дилеров Opel и Chevrolet. Пять лет назад, согласно данным «Автостата», их было 280. То есть порядка 90% дилеров, если исходить из логики GM, свои инвестиции уже окупили. Но это не так, возражают участники рынка: средний срок окупаемости дилерского центра составляет 7–8 лет, стоимость – $6–7 млн. Исходя из данных «Автостата» по приросту дилерской сети Opel и Chevrolet в 2007–2010 годах, 25–80 дилеров могут оказаться между сроком окупаемости и компенсационным периодом инвестиций.

Если в договоре не прописана методика расчета компенсации за досрочное расторжение, дилеру придется самому доказывать упущенную выгоду, отмечает партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов. Юрист соглашается, что процесс «развода» может перейти в судебную плоскость, так как рекомендация ФАС по минимальному сроку контракта к исполнению не обязательна.

Сценария досрочного прекращения отношений в контрактах GM нет, говорил президент РОАД Владимир Моженков и подтверждали дилеры. По словам участников рынка, размер упущенной выгоды определяется из расчета среднего показателя продаж, необходимых для возврата инвестиций за условный период окупаемости проекта. За последние пять лет продажи автомобилей Opel и Chevrolet упали почти вдвое, в том числе из-за задержек обновления модельного ряда. Но, оговариваются собеседники, тут также надо учитывать и слабую конъюнктуру российского авторынка, которая в спорах за размер компенсации будет на стороне GM. Дилеры признают, что сильной позиции в суде у них не будет. Впрочем, когда GM выводила из Европы Chevrolet, 17 французским дилерам удалось получить от концерна компенсации через суд, хотя вместо требуемых €33 млн компании получили около €8 млн.

«РБК»

20.04.15 «РБК»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 27 января 2017 Автодилеры выходят («РБК»)

    Продажи автомобилей в России в 2016 году продолжили снижаться четвертый год подряд. Из-за этого число автодилеров сократилось на 8%, или 300 точек; салонов сейчас осталось 3,5 тыс. В этому году падение продолжится: автосалонов станет еще на 150 меньше, прогнозируют эксперты.

    подробнее
  • 24 января 2017 На откуп приезжим? («Континент Сибирь online»)

    2016 год еще долго будут вспоминать на автодилерском рынке. Именно этот год стал судьбоносным для многих его игроков, не дав одним из них шансов на выживание и в то же время предоставив другим возможности для развития. Тем более что дно рынка, по мнению многих его участников, скорее всего, пройдено, а значит, в среднесрочном периоде есть основания ожидать роста.

    подробнее
  • 23 января 2017 Пробег в цене («Ведомости»)

    Продажи автомобилей с пробегом в ГК «Рольф» в 2016 г. выросли на 48%, в дилерских центрах в Петербурге – на 58%, отдельным дилерским центрам удалось довести объем продаж автомобилей с пробегом до уровня продаж новых, говорит Алексей Баринов, директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish группы «Рольф». По его словам, доля продаж автомобилей с пробегом в кредит в Петербурге составила 13%.

    подробнее