Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 9 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Европейский авторынок в январе вырос на 10,1%

Продажи легковых автомобилей в Европе за месяц составили 1 млн 203 тыс. 958 машин. 

16 февраляподробнее

Преображение итальянцев в России

Машина, которая буквально совершила революцию в отечественном автомобилестроении, отметила 45 лет.

Она доказала, что автомобиль может быть сравнительно доступным, экономичным, легким в управлении и заводиться зимой без применения паяльных ламп. Эта машина даже была признана лучшим отечественным автомобилем ХХ века по результатам опроса журнала "За рулем".

Многие были уверены, что завод в Тольятти выпускает копию итальянского Fiat 124. Однако это не так. Действительно, в качестве базовой модели был взят именно этот автомобиль. На его базе предполагалось выпустить бюджетные версии советской машины.

Люксовый вариант предполагалось выпустить на базе Fiat 125. Люксовым в данном случае считалась появившаяся вслед за "копейкой" "трешка" - "ВАЗ 2103". Однако вот беда, несмотря на внешнее сходство, Fiat 124 и 125 отличались катастрофически. 125-й был шире, на нем стоял принципиально другой двигатель... В общем, после изучения всего этого советскими инженерами, было принято решение все это модернизировать. Как в "Том самом Мюнхгаузене": сначала намечались торжества, потом аресты, потом все это решили совместить.

Если на 124-й модели распредвал был нижний, то на 125-й их было два. И оба вверху. В итоге появился совершенно новый двигатель. С одним верхним распредвалом. Были также увеличены расстояния между цилиндрами, что позволило в дальнейшем увеличивать объем двигателя. Также уменьшился ход поршня, что позволило сделать двигатель более приемистым, а машину, соответственно, более динамичной.

Но не только двигатель подвергалсяконструктивной доработке. Задняя подвеска Fiat вообще была рессорной. А рессор такой гибкости, то есть для очень легкового автомобиля, у нас не было. Поэтому задняя подвеска также была изменена. Задний мост стали крепить на пяти реактивных тягах. В те годы это было последнее ноу-хау мирового автопрома.
Неожиданное решение нашли конструкторы, разделив карданный вал на две части. Это уменьшило шумность и увеличило проходимость.

А вот от задних дисковых тормозов пришлось отказаться. Сейчас большинство производителей предпочитают именно дисковые тормоза. Они эффективнее. Но по тем временам, пока не применялись столь навороченные современные материалы, дисковые тормоза были роскошью. По испытаниям, которые проводили наши инженеры, их хватало максимум на 2-3 тысячи пробега. Поэтому было принято решение на задние колеса установить барабанные тормоза. Но наличие передних дисковых тормозов уже делало "копейку" самым резким автомобилем советского автопрома.

В целом в конструкцию прототипа было внесено более 800 изменений. В том числе увеличен клиренс автомобиля. По нашим дорогам с родным фиатовским запасом ему пришлось бы ползать на брюхе. Именно по этой причине вместо двух проушин под домкрат было поставлено четыре. У Fiat проушины находились посередине кузова. Таким образом, поднимался весь борт автомобиля. Однако именно середина наиболее уязвима для разных неровностей рельефа. На наших дорогах эти проушины просто сминались. А установив их ближе к колесам, удалось продлить срок их службы.

Необходимо сказать и еще о некоторых ноу-хау этого автомобиля. В отличие от своего прототипа и своих легковых собратьев, выпускавшихся в СССР, он первый приобрел травмобезопасные ручки. Уже тогда советские инженеры беспокоились о безопасности пешеходов. Ручки были утоплены внутрь двери, в отличие от принятых тогда выступающих с кнопкой.

Еще одна новация - левое внешнее водительское зеркало. До сих пор никто такого в штатном порядке не устанавливал. Водителю приходилось активно крутить головой. А тут - такой комфорт.

И, наконец, двухкамерный карбюратор. Отчасти благодаря ему удалось организовать настолько правильный впрыск топлива, что машина стала заводиться в мороз без дополнительных подогревов двигателя. А ручка "кривого стартера" должна была помочь завести машину в лютый мороз. При этом требовалось только провернуть несколько раз вал, а после заводить машину обычным зажиганием.

В общем, в 1966 году было подписано соглашение между Fiat и советским Внешторгом о сотрудничестве в области создания легкового автомобиля, а 19 апреля 1970 года первые шесть "ВАЗ 2101" сошли с конвейера. А до конца года их было выпущено более 21 тысячи. Сегодня не каждый автопроизводитель может похвастаться таким выпуском.

Тем не менее совершенствование модели продолжалось полным ходом. Причем итальянцы в нем принимали самое активное участие. Ведь многие вещи, опробованные на советской "копейке", шли в применение для производства Fiat. Так, например, у них даже появилась усовершенствованная модель 124R. Не сложно догадаться, что обозначала последняя буква.

На свет появился универсал "ВАЗ 2102". У него тоже было много доработок. Ведь машина потяжелела, а ей еще и груз возить. Поэтому была усилена задняя подвеска, а задние сиденья стали раскладываться так, чтобы была возможность запихнуть в "двоечку" побольше, например, рассады.

Вышла в свет "трешка" - "ВАЗ 2103". Это та самая люксовая модель, о которой мы говорили в самом начале.

Чтобы выделить эту люксовость, внешне ей не только добавили еще по одной фаре, но и обвесили новыми блестящими элементами - молдингами. Именно на ней впервые был установлен вазовский двигатель с объемом 1500 кубических миллиметров и мощностью аж 79 л.с. И этот "третий" двигатель надолго закрепился в производстве последующих моделей ВАЗ.

Про салон и говорить не приходится. Это был действительно люксовый салон. В кабине не осталось ни одного открытого металлического элемента. Все было задрапировано пластиком или кожзамом. Приборная панель обрела тахограф, датчик давления масла и часы. Объем кузова остался тем же, но внутреннее пространство было увеличено за счет самих сидений и их размещения по салону.

"Трешка" вообще считалась лучшей машиной, пока на конвейер не встало следующее поколение ВАЗ.

Но, помимо выпуска дополнительных моделей, ВАЗ занимался и их совершенствованием. Были выпущены "копейки", "двойки" и "трешки" с модернизированными двигателями. Например, двигатель "ВАЗ 21011", в отличие от "ВАЗ 2101", уже был расточен до объема 1,3 литра.

Чтобы удешевить продукцию, даже на "ВАЗ 2103" ставили двигатель от "копейки". А параллельно с этим велась разработка роторных двигателей. К сожалению, из-за малого ресурса и неремонтопригодности эти двигатели использовались только на машинах оперативных служб. Зато на них наша милиция вполне могла потягаться на дороге с любой иномаркой. Но это отдельная история.

1.jpg

«Российская газета»

20.04.15 «Российская газета»
Метки: автоваз
 

Исследования на тему

Новости на эту тему

  • сегодня, 07:57 АВТОВАЗ возвращается к пятидневной рабочей неделе

    АВТОВАЗ с сегодняшнего дня возвращается к полному рабочему графику пять дней в неделю. Об этом агентству «АВТОСТАТ» сообщили в пресс-службе предприятия, напомнив, что четырехдневный режим работы был введен на АВТОВАЗе с 17 октября 2016-го до 19 февраля 2017 года с целью сохранения персонала.

    подробнее
  • 17 февраля 2017 АВТОВАЗ локализовал производство двигателя Renault-Nissan по полному циклу

    АВТОВАЗ получил от Альянса Renault-Nissan одобрение на выпуск двигателей HR16 по полному циклу. Литье основных элементов этого мотора (блока и головки блока цилиндров), а также механическая обработка этих алюминиевых заготовок и обработка коленчатого вала были освоены в январе 2017 года.

    подробнее
  • 17 февраля 2017 АВТОВАЗ может перенести сборку лифтбека LADA Granta из Ижевска в Тольятти

    Производство LADA Granta в кузове «лифтбек» к концу 2017 года может быть перенесено из Ижевска в Тольятти, где также выпускается Granta, но в кузове «седан», сообщили источники на предприятии. Возможность переноса изучается, но решения еще нет, заявил газете «Ведомости» представитель АВТОВАЗа.

    подробнее

Статьи на эту тему

Инфографика на тему