АВТОСТАТ | Российские автозаводы переезжают во Вьетнам

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

07.04.15Прочитали 222 раз

Российские автозаводы переезжают во Вьетнам

Российские КамАЗ и "Соллерс" готовы рассмотреть возможность масштабной загрузки мощностей по крупноузловой сборке автомобилей во Вьетнаме. Но компаниям мешают высокие пошлины на машинокомплекты, по ряду категорий автомобилей доходящие до 70%. Авторынок страны в 2014 году вырос на 43%, но российским концернам производство во Вьетнаме интересно как стартовая площадка для экспорта в другие страны региона.

Вчера по итогам переговоров с главой правительства Вьетнама Нгуен Тан Зунгом премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что страны договорились о 17 инвестпроектах, в том числе по промышленной сборке российских автомобилей во Вьетнаме. Как стало известно "Ъ", такую возможность хотели бы использовать как минимум "Соллерс" и КамАЗ.

У КамАЗа с 2006 года есть завод во Вьетнаме (мощность – около 1 тыс. машин) по сборке крупноузловых комплектов. Но, по данным компании, в 2014 году в стране продано 150 грузовиков, большая часть импортирована в виде готовой продукции. При таких объемах собирать машины во Вьетнаме невыгодно, отмечают в автоконцерне, добавляя, что местные пошлины на готовую продукцию и на машинокомплекты примерно одинаковы. Источник "Ъ" в компании отмечает, что необходимым условием для увеличения объемов производства является снижение пошлин на SKD-комплекты. В группе ГАЗ подтвердили, что пошлины составляют 30-70% в зависимости от категории транспорта, и это основной барьер для экспорта во Вьетнам.

У "Соллерса" пока нет ни одного производства за рубежом, но сейчас концерн действительно заинтересован в организации сборочного производства во Вьетнаме. В "Соллерсе" рассказали, что на прошлой неделе подписали меморандум о намерениях с потенциальным партнером (название компании не раскрывается), на мощностях которого может идти сборка. Впрочем, в "Соллерсе" считают, что это возможно "лишь в случае межправительственных договоренностей о преференциях сборочным производствам". О том, какие модели может локализовать "Соллерс", не говорится.

Лидер российского рынка АвтоВАЗ интереса к Вьетнаму не проявил: там сообщили, что сфокусированы на российском рынке, а ключевыми экспортными рынками назвали Казахстан, Египет, Азербайджан, Украину и Германию. Но, как поясняет собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, собирать легковые машины во Вьетнаме невыгодно: на них большой налог, рынок узок, а конкуренция сильная. По данным Вьетнамской ассоциации автопроизводителей (VAMA), в 2014 году в стране продано 157,8 тыс. машин, лидер рынка – Toyota с долей почти 26% (40,9 тыс. машин). Но рынок растет: в 2013 году было продано около 96 тыс. автомобилей. Спрос на грузовики не настолько большой: основные перевозки между севером и югом Вьетнама идут морем. Но, пояснил "Ъ" собеседник в "Соллерсе", автоконцерны рассчитывают на зону свободной торговли между странами АСЕАН, чтобы беспошлинно экспортировать машины – например, в Камбоджу или Лаос.

Сергей Литвиненко из PwC отмечает, что на фоне падения продаж на внутреннем рынке РФ автопроизводители активно ищут площадки для экспорта. В феврале продажи легковых автомобилей и LCV в России упали на 37,9%, до 128,3 тыс. машин. По данным агентства "Автостат", продажи LCV в феврале упали на 43%, до 6,2 тыс. автомобилей, а продажи грузовиков – на 42%, до 4,5 тыс. машин. КамАЗ в начале года заявил о планах компенсировать падение экспортом, доведя его до 7 тыс. грузовиков в год (в 2014 году – около 6 тыс. машин). Но Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" не ожидает прорыва на азиатские рынки и полагает, что если сборка во Вьетнаме и будет налажена, то объемы продаж будут весьма ограниченными. Не стоит забывать о присутствии китайских автоконцернов, которые составляют сильную конкуренцию, напоминает он.

«Коммерсант»