Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Автокредиты вкатываются в кризис

Менее чем за три месяца рынок автокредитования в России сократился примерно на 15%. Некоторые банки временно приостанавливают или вообще прекращают выдавать автокредиты. Другие предлагают потребителям высокие ставки – около 25% годовых. Оживить рынок может государственная программа по субсидированию автокредитов, которая должна начаться в апреле. Но поскольку условия программы окончательно не определены, эксперты опасаются, что они могут оказаться выгодными далеко не для всех игроков на рынке.

Из-за экономического кризиса в России сокращается рынок автокредитования. Банки существенно повысили ставки по потребительским автокредитам, а некоторые участники страхового рынка и вовсе стали отказываться от этого сегмента. Учитывая тот факт, что практически каждый второй новый автомобиль в России покупается в кредит, его высокая стоимость оказывала ощутимое влияние на потребительский спрос, несмотря на то что главной причиной падения авторынка стал обвал курса рубля. В целом в 2014 году авторынок сократился на 10,3%, а по итогам января-февраля текущего года ускорил падение и просел уже на 32,1%.

В то же время банковский сектор, как и авторынок, находится в состоянии ожидания решения правительства по условиям возобновления государственной программы льготного автокредитования, параметры которой до сих пор окончательно не утверждены, несмотря на то что программу чиновники обещали запустить уже с 1 апреля. Однако эксперты опасаются того, что получить кредит по покупку машины, в том числе и по льготной ставке, станет только сложнее: из-за наплыва желающих купить машину в кредит на выгодных условиях банки будут строже проверять потенциальных заемщиков и чаще отказывать в выдаче денег.

Повышение процентных ставок по автокредитам

Одна из наиболее ощутимых тенденций на рынке автокредитования, которая прослеживалась в течение последних месяцев, – массовое повышение банками процентных ставок по кредитам на покупку автомобилей. К этому привело повышение ЦБ в середине декабря прошлого года ключевой ставки до 17%. Пытаясь остановить падение курса рубля, регулятор увеличил ее сразу на 6,5 процентного пункта, что повлекло за собой и рост ставок по кредитам. В результате, по данным Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД), в 2015 году средняя ставка по автокредитам для физических лиц уже достигла 23%.

Одним из ключевых событий, которое может положительно сказаться на ситуации в сфере автокредитования и, как следствие, повысить спрос потребителей на новые автомобили, станет введение государством программы льготного автокредитования. Согласно предварительным данным, Минпромторг выделит в 2015 году на эту меру поддержки авторынка 1,5 млрд руб., ограничив для банков – участников программы ставку для потребителей на уровне 15%, и будет субсидировать банкам около 70% ключевой ставки ЦБ. Купить по программе можно будет автомобиль 2015 года выпуска, произведенный на территории России, стоимость которого не превышает 1 млн руб. Ожидается, что старт программы будет дан уже 1 апреля.

Банки отказываются от автокредитов

Из-за серьезного падения спроса на рынке новых автомобилей и неопределенных перспектив его восстановления, а также роста ставки ЦБ крупные банки, работающие в России, начали сокращать объемы автокредитования. В прошлом году, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), доля автомобилей, проданных в кредит, сократилась на 7,5%. При этом в четвертом квартале 2014 года был зафиксирован самый низкий за последние два года показатель продаж кредитных автомобилей – 35,5% (в том же периоде 2013 года этот показатель был на уровне 48%).

В то же время рынок автокредитования в прошлом году остался достаточно большим – более 40% от общего количества сделок по новым автомобилям. Однако из-за кризиса некоторые банки не просто стали выдавать автокредиты в меньших объемах, но и вовсе прекратили работать с этим видом кредитования. Так, накануне стало известно, что с 25 марта Райффайзенбанк решил прекратить выдачу новых кредитов на покупку легковых и коммерческих автомобилей, а также рефинансирование автокредитов.

«Такое решение связано с негативными трендами на отечественном автомобильном рынке, свидетельствующими о крайне низком потенциале развития этого бизнеса в России в среднесрочной перспективе», – говорится в пресс-релизе компании. «На протяжении долгого времени Россия была единственным регионом присутствия группы Raiffeisen Bank International, где развивалось автокредитование. К сожалению, на сегодняшний день этот сегмент демонстрирует худшую динамику по рынку в целом», – отмечает заместитель председателя правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.

Кроме того, в конце декабря прошлого года свернул программы автокредитования Сбербанк. Автокредитование было полностью переведено на дочерний банк – «Сетелем», который представляет свои продукты в автосалонах. До этого момента портфель автокредитов в Сбербанке планомерно снижался.

Однако опрошенные «Газетой.Ru» другие крупные игроки на рынке пока не планируют отказываться от своих портфелей в секторе автокредитования. В банке «Сетелем» «Газете.Ru» сообщили, что намерены участвовать в госпрограмме. Заместитель председателя правления Росбанка Алекси Лакруа заявил «Газете.Ru», что банк также планирует участвовать в государственной программе льготного автокредитования. Что касается текущих ставок по автокредитам, то, по словам собеседника, Росбанк планирует снизить их в ближайшее время. На сколько будут уменьшены ставки по автокредитам, Лакруа не уточнил.

В банке «Юникредит» «Газете.Ru» заявили, что положительно оценивают предложенные Минпромторгом условия льготного автокредитования, а единственным сдерживающим фактором для достижения быстрого эффекта от программы в первые месяцы ее работы видят ограничение по году выпуска приобретаемого автомобиля: он должен быть произведен в 2015 году. «С уверенностью можно сказать, что мы будет участвовать в программе льготного автокредитования», – сообщил «Газете.Ru» директор департамента розничных продаж банка Иван Матвеев. Собеседник также отметил, что Юникредит Банк недавно снизил ставки по программам автокредитования – с 11 марта этого года они начинаются от 18,9% годовых.

Как отмечает директор департамента автокредитования ВТБ24 Алексей Токарев, в январе-феврале доля кредитных продаж опустилась до рекордно низкого уровня 8–9%, в то время как во время действия прошлой госпрограммы льготного автокредитования в 2013 году она была на уровне 47–48%. «В этом году мы также надеемся, что программа позволит существенно повысить долю кредитных продаж и в целом объем продаж автомобилей», – заявил «Газете.Ru» Токарев.

Стоит отметить, что по результатам работы госпрограммы в 2013 году наибольшее количество льготных автокредитов выдал ВТБ 24 – его доля составила 17,2% от общего числа сделок по программе. На втором месте был Юникредит Банк (14,1%), на третьем – Сбербанк (13,1%). В пятерку крупнейших участников программы льготного автокредитования вошли Русфинанс Банк (12,1%) и Сетелем Банк (11,1%). Таким образом, на пять этих банков приходится около 70% всех выданных льготных автокредитов.

Получить кредит станет сложнее

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков полагает, что фиксированная ставка для потребителя, которая может стать одним из условий Минпромторга для банков – участников программы, способна снизить интерес к программе некоторых небольших банков. «Но все крупные игроки, скорее всего, станут работать по госпрограмме, – рассказал «Газете.Ru» Рожков. – Конечно, весь вопрос в том, какой окажется в результате эта ставка. Если предположить, что озвученная уже Минпромторгом цифра 15% останется, то с учетом 9% субсидий от государства банки будут получать по автокредитам около 24% годовых. Сегодня это минимальный уровень ставок по автокредитам».

Собеседник отмечает, что с началом программы льготного автокредитования банки столкнутся с резким увеличением числа запросов на выдачу кредитов и необходимостью более тщательной проверки платежеспособности заемщиков. «Соответственно, банки будут дольше и тщательнее рассматривать заявления клиентов», – говорит Рожков.

С тем, что кредит на покупку машины, в том числе и льготный, получить будет гораздо сложнее, согласен и директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. «Количество отказов в выдаче автокредитов растет с начала 2015 года, – рассказал «Газете.Ru» Зиновьев. – При этом некоторые банки временно приостанавливают или вообще прекращают предоставлять услуги по автокредитованию. По нашим данным, количество банков, которые предоставляли автокредиты, снизилось на 15,3%, что критично для дилеров, поскольку доля кредитных сделок занимает 30–35% от общего объема».

Эксперт отмечает, что снижение реальных доходов населения и высокий уровень безработицы в стране приводят к снижению количества одобрений заявок по автокредитам. «Ситуация, когда человек берет кредит под 15–20% годовых сроком на пять лет и при этом вносит изначально лишь 20–30% от общей суммы платежа, говорит о том, что он не уверен в своих финансовых возможностях. В свою очередь, банки теряют уверенность в долгосрочной платежеспособности заемщиков. И в данной ситуации запуск программы льготного автокредитования, направленной на поддержку авторынка, никак не рассчитан на содействие коммерческим организациям.

Число желающих оформить кредит по низким процентным ставкам увеличится, а вот число людей, которые реально будут исправно вносить ежемесячные платежи – нет, более того, в процентном соотношении общее число заемщиков, скорее всего, сократится. Сейчас банки просто опасаются резкого роста просрочек по автокредитам», – поясняет собеседник «Газеты.Ru».

«Газета.Ru»

31.03.15 «Газета.Ru»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему