Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 9 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Европейский авторынок в январе вырос на 10,1%

Продажи легковых автомобилей в Европе за месяц составили 1 млн 203 тыс. 958 машин. 

16 февраляподробнее

Корейцы обогнали АвтоВАЗ

Резкий спад продаж новых автомобилей в начале года спровоцировал в отрасли ценовые войны за рыночные доли. В выигрыше помимо традиционно дешевых Lada оказались корейские Kia и Hyundai, которые смогли сдержать подорожание своих моделей на уровне 15%. В итоге их суммарная доля рынка впервые превысила 20% – это уже больше, чем у АвтоВАЗа. Многие американские и европейские бренды, повышавшие цены на 20-50%, в итоге чуть не потеряли для себя российский рынок: например, доли еще недавно популярных Opel и Chevrolet рухнули до 0,7% и 2,5% соответственно.

Продажи легковых автомобилей и LCV в России снизились в феврале на 37,9%, до 128,3 тыс. машин, сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Таким образом, падение российского авторынка набирает обороты: еще в январе многие популярные марки показывали снижение продаж по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в 15-30%, а теперь негативная динамика ряда брендов (Renault, Nissan, Volkswagen, Toyota и др.) превышает 40%, а некоторые иномарки (Ford, Opel, Peugeot, Honda) и вовсе упали на 80-90%.

Ожидания автоконцернов пессимистичны: вчера глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер заявил, что несколько следующих месяцев будут очень тяжелыми и "продажи еще не достигли своего дна". С этим согласны и опрошенные "Ъ" участники авторынка, которые говорят, что негативный февральский результат "вполне ожидаем" и "дно еще впереди". Например, президент "Фаворит Моторс" (дилер Kia, Skoda, Peugeot, Volvo) Владимир Попов полагает, что дно будет пройдено в марте, а в апреле спрос постепенно начнет восстанавливаться. Директор по продажам дилерского центра Ford компании "Авилон автомобильная группа" Михаил Кузьмин утверждает, что дно все же впереди и, "вероятно, придется на конец весны".

Впрочем, некоторые автоконцерны сумели существенно нарастить свои доли на падающем рынке. Например, АвтоВАЗ, несмотря на сокращение продаж на 23%, до 23,6 тыс. машин, увеличил свою долю на 3,4 п. п., до 18,4%. Резко выросло присутствие на рынке корейских Kia и Hyundai – на 3,4 п. п., до 9,8%, и на 3,6 п. п., до 10,3%, соответственно. Февральское падение продаж Hyundai-Kia тоже не столь глубоко: у Kia они уменьшились на 6%, до 12,6 тыс. машин, у Hyundai --на 5%, до 13,2 тыс. машин. С другой стороны, доли многих других автоконцернов резко сжались – так, Ford, продажи которого упали на 78%, до 1,4 тыс. машин, потерял 2 п. п., его доля теперь лишь 1,1%. Это меньше, чем у бюджетного Daewoo (1,3%) или премиальных BMW (2,9%) и Mercedes (3,6%). Opel (падение на 86%, до 912 машин) сократил свою долю на рынке на 2,5 п. п., до 0,7%, а Chevrolet (спад на 74%, до 3,3 тыс. машин) – на 3,5 п. п., до 2,5%.

На рынке говорят, что ключевой фактор перераспределения долей – ценовая политика автоконцернов. Американские и европейские бренды на фоне девальвации рубля индексировали цены в среднем на 50% и 20% соответственно. Машины АвтоВАЗа – традиционно одни из самых дешевых на рынке, а корейские концерны минимально повысили цены, в пределах 15%. Владимир Попов констатирует, что американцы, в частности GM и Ford, "долго думали, что делать, а затем существенно повысили цены и проиграли свои доли". Дилер уверен, что с учетом текущего успеха доля Hyundai и Kia может не позднее чем к концу мая достигнуть 35%. Но источник "Ъ" среди автопроизводителей считает, что "долго удерживать цены ниже общерыночных корейским брендам будет очень сложно, поскольку это бьет в том числе по дилерской марже" и "их успех можно считать скорее тактическим". Источник "Ъ" среди дилеров добавляет, что "на фоне повышения цен часть спроса перетянул вторичный рынок".

Впрочем, официально большинство производителей относятся к захвату рынка конкурентами философски. В General Motors (потерял в феврале 6 п. п., снизив рыночную долю до 3,3%) заявили "Ъ", что авторынок в "острой фазе кризиса" и поэтому концерн предпочитает не драматизировать ситуацию. Планов по снижению цен у GM пока нет.

В Nissan рассказали, что их результаты "отнюдь не самые пессимистичные среди основных конкурентов" и компания планирует бороться за рынок. А Renault (падение на 46%, до 9,1 тыс. машин), как сообщили "Ъ" источники в отрасли, с сегодняшнего дня продолжает символически снижать цены – на этот раз на обновленный Logan на 5 тыс. руб.

Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" полагает, что, несмотря на тренд к дальнейшему сокращению рынка, положение корейских производителей зависит по большей части от их ценовой политики: если относительно низкую стоимость получится удерживать, то Kia и Hyundai смогут "отъедать" доли у Opel, Chevrolet и Ford. Но, полагает аналитик, и при сжимающемся рынке им будет сложно захватить 35%. Доля рынка может вырасти и у АвтоВАЗа, который остается самым дешевым брендом, замечает господин Беспалов, связывающий успех Lada в феврале с низкой базой прошлого года, небольшим (относительно конкурентов) подорожанием и программой господдержки за счет утилизации. Впрочем, эффект низкой базы ждет весь рынок во втором квартале, говорит эксперт, тогда итоги продаж будут значительно лучше, чем в марте, но в плюс, конечно, рынок не выйдет.

«Коммерсант»

11.03.15 «Коммерсант»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 15 февраля 2017 Какие автомобили выставляли на продажу в 2016 году? («АВТОСТАТ»)

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование предложений о продаже легковых автомобилей на сайте DROM.ru, опубликованных в 2016 году. Согласно результатам исследования, в целом за прошлый год количество предложений о продаже машин, имеющих год выпуска с 2006-го по 2015-й, на этом сайте превысило 1 млн штук.

    подробнее
  • 9 февраля 2017 Авторынок не спешит заводиться («Коммерсант»)

    Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в январе, несмотря на низкую базу прошлого года, вновь сократились – на 5%, до 77,9 тыс. машин. По словам участников рынка, в первом полугодии восстановления спроса ждать не стоит, надежды лишь на второе полугодие. По итогам года компании и дилеры рассчитывают на рост в пределах 5-10%. Впрочем, эксперты поводов для роста рынка не видят и полагают, что автопродажи скорее останутся на уровне прошлого года.

    подробнее
  • 7 февраля 2017 Российскому автопрому повезет («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", эксперты EY ждут восстановления российского авторынка к 2020 году до 2,2 млн машин с 1,4 млн штук, проданных в прошлом году. Этому будут способствовать старение парка, давление отложенного спроса, удешевление автокредитов и сохранение господдержки. Впрочем, есть и более осторожные прогнозы: в среднесрочной перспективе тормозить спрос будут рост цен на машины, развитие каршеринга, а также осторожность потребителей, более склонных к сбережениям.

    подробнее