Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 41 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

Lexus имеет самый высокий индекс доверия потребителей

Аналитика

Европейский авторынок в 2016 году вырос на 6,5%

Продажи легковых автомобилей в Европе по итогам 2016 года увеличились на 6,5% до 15 млн 131 тыс. 719 машин. Таким образом, европейский авторынок показывает положительную динамику третий год подряд, отмечают в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА).

17 январяподробнее

Свежая статья

В сыром виде. Почему в ЭРА-ГЛОНАСС пока нет смысла? (Авторамблер) В сыром виде. Почему в ЭРА-ГЛОНАСС пока нет смысла? (Авторамблер)

Этот день пришел. С 1 января 2017 года все автомобили, выпущенные в России или импортированные, должны быть оснащены системой вызова оперативных служб ЭРА-ГЛОНАСС. Установка и сертификация стоят больших денег, поэтому автопроизводители массово сокращают модельные ряды. А частный ввоз подержанных машин из-за рубежа и вовсе полностью прекратился. Для чего стоило городить огород? И надо ли было вообще? 

18 январяподробнее

ОСАГО дорожает по весне

Страховое лобби убедило Центробанк повысить стоимость полисов ОСАГО минимум на 30%. Окончательные цифры регулятор обнародует уже в ближайшие дни. Страховщики требуют увеличить стоимость услуги сразу на 57%, в то время как некоторые эксперты говорят о необходимости снижения тарифов на 20%. Резкое повышение цен может привести к росту спроса на поддельные полисы, поскольку автомобилисты из регионов не смогут позволить себе такие траты.

В ближайшие дни Центробанк РФ должен принять решение о том, насколько с 1 апреля будет повышена стоимость полисов ОСАГО. Пока известно, что базовый тариф вырастет как минимум на 30%. Поводом для роста тарифов стал кризис на рынке автострахования, вызванный рисками в экономике и финансах, а также значительно выросшие лимиты страховых выплат.

Страховщики утверждают, что разницу между полученными суммами за проданные полисы и выплатами по ОСАГО нельзя называть прибылью. В итоге полисы стали недоступными для населения во многих регионах России из-за убыточных тарифов. При этом страховые компании с целью компенсировать потери часто навязывают автомобильную страховку в пакете с другими услугами. Окончательным аргументом для Банка России стала девальвация рубля. Под натиском страховых компаний регулятор признал, что увеличение стоимости полисов ОСАГО с 1 апреля 2015 года может превысить уже запланированные ранее 30%.

Как сообщили «Газете.Ru» в Российском союзе автостраховщиков (РСА), организация представила в Центробанк расчеты новых тарифов по ОСАГО, которые произвел Независимый актуарный информационно-аналитический центр (НААЦ). Согласно расчетам, действующие тарифы нужно поднять на 56,7%.

«ЦБ может принять их к сведению, сделать свои выводы и альтернативные расчеты, – отметили в пресс-службе РСА. – Окончательное решение остается за ним. Согласно исследованиям актуариев НААЦ, введение новых, повышенных лимитов выплат за ущерб жизни и здоровью пострадавших с 1 апреля 2015 года (со 160 тыс. до 500 тыс. руб.) требует увеличения тарифа в ОСАГО на 24,23%. Еще 12,2% приходится на долю такого фактора, как снижение допустимого уровня износа в законе об ОСАГО с 80 до 50% по решению законодателей, действующему с осени прошлого года. Такая корректировка до сих пор в расчет тарифа в ОСАГО не закладывалась ни разу».

Дополнительным фактором давления на тариф ОСАГО актуарии считают решение Верховного суда о включении в выплаты возмещений по утрате товарной стоимости (УТС) автомобиля. Такие выплаты положены не всем автовладельцам, они проводятся по решениям судов, методика оценки УТС пока не принята, расчет потенциальных выплат в этой связи варьируется экспертами в диапазоне от 0,6 до примерно 4,2%. «Но складывать эти проценты некорректно, потому что цифра в 56,7% рассчитана на основе этих показателей по формуле», – поясняют в РСА. При этом расчеты не учитывают произошедшее изменение курса рубля.

«Без повышения тарифов невозможно будет обеспечить фактическую доступность приобретения полиса ОСАГО, именно из-за высокой убыточности полисов страховщики уходят из регионов, – говорят в РСА. – Тариф ОСАГО не менялся более 10 лет, сейчас же он лишь немного скорректируется, причем полностью модернизируется порядок осуществления выплат, расширятся лимиты покрытия».

В свою очередь глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников приводит данные, согласно которым при сборах в 2014 году 150,9 млрд руб. выплаты автолюбителям составили всего 90,3 млрд руб.

«То есть уровень выплат составил 59%, – говорит Тюрников «Газете.Ru». – В 2013-м сборы были 135 млрд руб., а выплаты – 78 млрд руб., то есть 57%. Получается, что в 2014 году людям недоплатили 27 млрд руб., а в 2013 году – 33 млрд руб. При том, что сейчас уровень выплат не достигает установленных законом норм (на выплату компенсаций должно уходить 77% собранных средств), тарифы на ОСАГО, напротив, необходимо снижать. В настоящее время происходит лоббирование собственных интересов узкой группы бизнеса. Если ЦБ говорит о повышении стоимости полисов на 30%, то таким образом он принимает решение в пользу 10–15 компаний в ущерб всем российским автомобилистам. При этом Центробанк будет повышать территориальные коэффициенты. Если это произойдет, то стоимость ОСАГО вырастает в два-три раза практически для каждого».

По мнению эксперта, уровень предоставления страховых услуг в России до сих пор находится на низком уровне. «За какое ОСАГО мы будем платить, ведь сейчас этот вид страхования не позволяет получить достойную компенсацию, – отмечает эксперт. – Сейчас, чтобы получить выплату, приходится идти в суд – 25% выплат по страховым случаям выплачиваются именно по суду. Новые тарифы вступят в силу с 1 апреля, и пока неизвестно, на сколько лобби страховых компаний сможет договориться с ЦБ. Опасения вызывает и будущая реакция 50 млн российских автомобилистов. Если возникнет отторжение новых тарифов, то граждане будут покупать поддельные бланки ОСАГО за 500 руб. В некоторых регионах стоимость полисов достигнет средней зарплаты – к примеру, вряд ли люди в Мурманске будут готовы отдавать за ОСАГО по 12 тыс. руб.».

Вице-президент компании «Ингосстрах» Илья Соломатин считает, что окончательные цифры ЦБ представит уже в ближайшее время. «2 марта в ЦБ подтвердили, что тарифы увеличатся более чем на 30%, назвать более точную цифру не сможет ни один из экспертов, – говорит «Газете.Ru» Соломатин. – Есть расчетные цифры актуариев, они достаточно высокие с точки зрения повышения. Есть мнение ЦБ, есть дополнительные расчеты экспертов, поэтому осталось подождать два-три дня. Отмечу, что повышение стоимости ОСАГО связано с тем, что будут изменяться территориальные коэффициенты, которые не везде были установлены равномерно. Поэтому где-то произойдет их снижение, где-то, наоборот, повышение».

Представитель «Ингосстраха» не согласен с мнением Тюрникова и приведенными им цифрами. «Я не знаю, на какой информации базируются выводы господина Тюрникова, на самом деле они являются популистскими, – полагает Соломатин. – Если посмотреть на отчетность страховщиков по ОСАГО за 2014 год, то 50% выплат – это очень оптимистичная картинка. У крупных игроков рынка убыточность гораздо выше. Что касается регионов, то жители, безусловно, смогут позволить себе приобрести полис ОСАГО».

Экономист Андрей Кинякин приводит данные 2014 года, согласно которым соотношение сборов и выплат по ОСАГО десятки ведущих игроков на рынке составляет 61,4%. В 2013 году эта цифра находилась на отметке 55%.

«Увеличение объема выплат будет и дальше расти за счет увеличения лимитов и изменения судебной практики, – говорит Кинякин «Газете.Ru». – Так что в будущем году вполне реально выйти и на показатель в 77%. При этом если детализировать данные по различным компаниям, то даже у некоторых представителей выплаты из собранных премий составили 98%. А в топ-20 есть компании, которые в прошлом году выплатили и 179%, и даже 386%». Говоря о повышении тарифов на ОСАГО, эксперт предполагает, что ЦБ будет делать это постепенно и повышение в среднем произойдет на 30–40%.

Напомним, что в октябре 2014 года ЦБ уже повысил стоимость ОСАГО на 23–30%, при этом страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить имущественный вред по ОСАГО, увеличилась со 120 тыс. до 400 тыс. руб.

В настоящее время базовый страховой тариф на транспортное средство категорий «В» и «ВЕ» для физлиц в соответствии с указанием Банка России составляет от 2440 до 2574 руб. Максимальная надбавка к тарифу в настоящий момент действует на территории Москвы (базовый тариф умножается на коэффициент 2), в Санкт-Петербурге --1,8, Московской области -1,7, Ленинградской области – 1,6.

«Газета.Ru»

06.03.15 «Газета.Ru»
 
Загрузка...