Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Минпромторг решился возобновить льготное автокредитование

Ставка по автокредиту может опуститься до 15%. Следом будет запущено субсидирование автолизинга.

Министерство промышленности и торговли России приняло решение о возобновлении программы субсидирования автомобильных кредитов для стимулирования спроса на новые машины. Об этом «Известиям» сообщили в Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД), которая в прошлом году выдвинула эту инициативу и участвует в подготовке соответствующего постановления. Вслед за этим рычагом поддержки спроса правительство введет в тестовом режиме программу льготного автолизинга для населения и бизнеса. Несмотря на то что недавно, еще в январе, глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял о нецелесообразности возобновления льготного кредитования, подвигнуть министерство к этой мере мог резкий спад продаж и пробуксовка программы утилизации «автохлама».

– Мы на прошлой неделе встречались в Минпромторге с главой министерства Денисом Мантуровым. Спасибо ему, нас [дилеров] впервые за 20 лет выслушали в правительстве! Министру наши предложения о поддержке автобизнеса (за счет субсидирования автокредитов и автолизинга. – «Известия») понравились. Он сразу предложил создать рабочую группу. На этой неделе должно быть объявлено о запуске льготного автокредитования, – сообщил «Известиям» президент РОАД Владимир Моженков.

Официально в Минпромторге подтверждают эту информацию лишь косвенно, ссылаясь на нюансы межведомственного согласования.

– В настоящее время Минпромторг России совместно с Минфином России и правительством РФ проводит консультации о возможности запуска ряда мер поддержки автомобильной промышленности в 2015 году, в том числе обсуждаются вопросы финансового обеспечения и основных параметров следующих мер: продление программы обновления парка, льготное автокредитование для физических лиц, льготный лизинг автотранспортных средств для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственные закупки автотранспортных средств для нужд федеральных органов исполнительной власти и муниципальных образований, параметры реализации указанных программ в 2015 году будут определены по результатам проведения консультаций, – сообщили «Известиям» в пресс-службе министерства.

По словам Моженкова, первым делом правительство возобновит программу льготного автокредитования, потому что этот финансовый механизм уже отработан в период с 2009 по 2011 год и в 2013 году. Правда, тогда продавцы машин были серьезно ограничены в ассортименте автомобилей, которые можно было продавать таким образом. К примеру, последняя программа 2013 года распространялась на автомобили, произведенные в России, стоимостью не более 750 тыс. рублей (в 2009–2011 годах – не выше 600 тыс. рублей), кроме того, существовали конкретные списки моделей. Сейчас же дилеры настаивают, что максимальная планка стоимости автомобиля должна быть в районе 1,2–1,25 млн рублей, ассортимент дилеры готовы отдать на усмотрение министерства.

Объем финансирования, даже приблизительный, пока не сообщается. В 2013 году было выдано 225 тыс. льготных автокредитов, на которые правительство потратило 5,4 млрд рублей (в виде компенсаций банкам, участвовавшим в программе). По словам Моженкова, предварительно в Минпромторге определились, что в 2015-м необходимо реализовать 200 тыс. автомобилей с помощью субсидируемых автокредитов и 10 тыс. машин – с помощью льготного автолизинга. Скромность последнего значения объясняется тем, что автолизинг в России пока остается малоизвестной и непопулярной услугой у физлиц, в то время как в западных странах этот механизм помогает реализовать до трети всех новых машин. Минпромторг выступит своего рода популяризатором этого финансового инструмента. В случае автолизинга компенсации правительства, как ожидается, получат непосредственно дилеры и их партнерские структуры, организующие лизинг.

Говоря о сроках ввода в действие программы, глава РОАД отметил, что он ожидает льготного кредитования уже в марте-апреле.

– Я думаю, что весь проект и документация будут разработаны и введены в этом месяце. Они (чиновники. – «Известия») торопятся, – ответил Моженков. – Мы от лица ассоциации просили, чтобы ставка льготного автокредита в России была не выше 15%. Сделают 12–14% – хорошо.

В настоящий момент, в частности, из-за повышения в декабре 2014 года ключевой ставки ЦБ до 17% (30 января снижена до 15%) банковские ставки по автокредитам составляют 20–40%. Прошлые программы льготного кредитования предполагали субсидирование 2/3 ставки рефинансирования (сейчас составляет 8,25% годовых, до появления ключевой ставки в сентябре 2013 года ставка рефинансирования была главным инструментом политики ЦБ). Однако в этот раз, по всей очевидности, правительство уже не будет субсидировать ставку рефинансирования: с началом валютных колебаний этот инструмент фактически утратил влияние на кредитные ставки. Сейчас разговор о субсидировании исходя из ставки рефинансирования не идет, говорит Моженков.

– Вероятно, будет привязка к ключевой ставке. К примеру, правительство может компенсировать 1/3 ключевой ставки ЦБ РФ (15%), – рассуждает аналитик по автопрому «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов. По его мнению, учитывая нынешнюю ситуацию, правительство, вероятно, пойдет на принудительное регулирование банковской маржи по льготному автокредитованию во избежание банковских злоупотреблений.

По данным Минпромторга, в первый месяц 2015 года, когда стартовал второй этап программы утилизации автохлама, продажи по ней снизились на 55% по сравнению с первым месяцем действия первого этапа программы – сентябрем 2014 года. Именно это обстоятельство повлияло на позицию Минпромторга, ранее не желавшего возвращаться к этой идее, считает Беспалов. Он напомнил, что на покупку автомобилей в кредит в России традиционно приходилось до 40% от всех продаж, поэтому как еще один механизм поддержки спроса эта инициатива будет полезна рынку. Смысл программы и автоутилизации, и льготного кредитования – чтобы результирующие налоговые отчисления и общий экономический потребительский эффект компенсировали выделенные правительством средства. Например, с сентября по декабрь 2014 года было выделено 10 млрд рублей, Мантуров заявлял, что эти средства вернутся в бюджет в виде 15 млрд рублей налогов с проданных автомобилей.

Отечественные производители и иностранные автокомпании, локализовавшие производство в России, положительно восприняли эту новость и ожидают от новой программы гибких условий.

– Естественно, мы поддерживаем любые меры и все усилия правительства по улучшению спроса, но дать конкретную оценку льготному кредитованию можем только после того, как она воплотится в жизнь, – сказал директор по связям с общественностью General Motors в странах СНГ Сергей Лепнухов. Аналогичное мнение выразили представители компаний Ford, Toyota, Volkswagen, «GM-АвтоВАЗ» и «АвтоВАЗ».


– В случае возобновления программы льготного автокредитования позитивным фактором могло бы стать расширение количества ценовых категорий автомобилей, подпадающих под действие льготных программ, – сообщили «Известиям» в пресс-службе российского представительства Toyota.

В компании Nissan надеются на включение в программу банков, аффилированных с автопроизводителями.

– В предыдущей программе поддержку получали все банки, проявившие интерес к программе. На сегодняшний момент мы поддерживаем идею выделения средств производителям и их [кэптивным] банкам, чтобы они самостоятельно предложили наиболее эффективное кредитное предложение и схему для клиента, – сообщили в пресс-службе «Известиям» российского офиса Nissan.

По словам источника «Известий», знакомого с ходом разработки программы льготного автокредитования, круг банков, действительно, планируется ограничить наиболее крупными кредитными организациями. По всей видимости, так будет проще контролировать прозрачность программы и обеспечивать профилактику мошенничества. Ранее в Минпромторге опасались, что деньги по программе автозаймов осядут в банках. Кэптивные банки автокомпаний, конечно, не входят в число крупнейших.

«Известия»

03.03.15 «Известия»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее
  • 1 декабря 2016 Скидки пойдут по спутнику («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", в правительстве обсуждают возможность урезать субсидируемые из бюджета скидки на новые автомобили, не снабженные системой безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Эту меру могут ввести уже с 2017 года. По данным "Ъ", речь идет о дифференциации скидок до 2%. Это должно стимулировать автоконцерны ускорить установку ЭРА-ГЛОНАСС на все модели: ряд производителей не торопятся ставить систему на свои модели, так как имеют право продолжать их производство без ЭРА-ГЛОНАСС – по старым сертификатам.

    подробнее