Кредит не вывезет | АВТОСТАТ

Кредит не вывезет

0

Рекордное падение продаж новых автомобилей во многом связано с ростом процентных ставок по автокредитам, которые долгое время являлись локомотивом продаж в России. Чего ожидать к концу года?

Еще в 2008 году автокредитные реалии в Татарстане рисовались в радужных тонах: по данным агентства «Автостат», каждая вторая покупка автомобиля тогда оформлялась в кредит. Представители же дилерской сети оперировали цифрами от 50 до 70%. В кризисном 2009 году данный показатель сократился до 20%. Государство поддержало банки, реализовав в 2010–2011 и в 2013 году госпрограмму субсидирования части процентной ставки по автокредитам. Во многом благодаря этому, а также неожиданной скорости, с которой российская экономика «вылезла» из прошлого кризиса, в означенный период из 250 тысяч реализованных в России автомобилей каждый второй был продан в долг.

Пройденный пик

По данным Национального бюро кредитных историй, самым успешным в Татарстане стал 2013 год, когда общий объем выданных в республике автокредитов составил 67,8 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом, динамика роста составила 48%. Эксперты считают, что государственная программа субсидирования кредитования стала основной движущей силой этого успеха.

По информации Ак Барс банка (по разным оценкам, он входит в ТОП-5 банков с самыми большими объемами автокредитования), динамика роста выглядела следующим образом: две тысячи выданных автокредитов в 2010 году против семи тысяч в 2012. По итогам же прошлого года данный показатель рухнул практически до уровня 2010, составив в общей сложности три тысячи выданных автокредитов. Изменилась и доля автокредитов в общем кредитном портфеле банка: с 10% в 2013 году она снизилась до 8% в 2014.

О прогрессирующих продажах автомобилей в кредит в период 2009–2013 гг. говорит и заместитель генерального директора автосалона «Акос» Михаил Котляров: «В 2009 году реализация машин в кредит составила порядка 15% от суммарных продаж. Далее автокредитование бурно росло, и к началу 2014 года достигло показателя в 42% от общего числа проданных автомобилей. При этом многое, если не все, зависело от бренда. Например, у KIA и Nissan продажи в кредит достигали 55%. У других брендов было порядка 30–35% от общего числа продаж».

Кстати, в 2013 году завершилась и государственная программа субсидирования процентных ставок. В 2014 же начался спад — на автомобильном рынке в целом и в сегменте автокредитования в частности. Можно спорить о том, что здесь послужило в качестве «яйца», а что — «курицы» (иными словами, падение рынка повлекло падение выдачи кредитов или наоборот), однако данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) свидетельствуют о сокращении продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам 2014 года до 2 млн 491 тыс. машин (или на 10% по отношению к показателям 2013).

Анатомия падения

Впрочем, сами же эксперты АЕБ отмечают, что итоговая величина спада может оказаться гораздо существеннее тех самых 10%. Речь о девальвации национальной валюты: для многих приобретение автомобиля было не столько приобретением, сколько попыткой спасти свои сбережения от стремительного обесценивания. Взрывные продажи были поддержаны решением некоторых дилеров, в особенности, тех, кто торгует автомобилями премиум-класса, до последнего держать цены на уровне докризисных. По сути, в конце года дорогую иномарку можно было приобрети за половину ее цены — естественно, в долларовом эквиваленте. В частности, это касается автомобилей Mercedes-Benz. По разным оценкам, декабрьские продажи этих иномарок вдвое превысили показатели декабря 2013 года. Удивительно, но в январе 2015 года реализация автомобилей немецкого бренда также росла: несмотря на повышение цен примерно на 7,5%, суммарные продажи марки по России выросли на 16,2%.

Впрочем, таковых было немного: большая часть продавцов ценники на автомобили все-таки переписала (некоторые успели это сделать не единожды). Естественно, чем дороже автомобиль, тем дороже кредит и его обслуживание. Даже в том случае, если он был взят по докризисным ставкам.

Дальше будет хуже. И не только потому, что банки резко повысили ставки по автокредитам: падению кредитования отчасти будет способствовать и дефицит автомобилей. «Нельзя сказать, что машин сейчас нет, — говорит Котляров. — Они есть, правда, не всех моделей и не всех модификаций. Значительно сокращена поставка полностью импортируемых массовых брендов — производители пока не удостоверились в стабильности курса рубля. Дистрибьюторы не могут определить адекватные динамике рынка цены, и поэтому предпочитают новые автомобили пока не поставлять. Как только хоть какая-то стабильность рубля установится, поставки возобновятся. Правда, в значительно меньших объемах, чем до кризиса. Что касается моделей, производящихся в России, поставки идут регулярно, однако их объем прямо пропорционален объему продаж в предыдущем месяце. Пока мы прожили в кризис только январь, и поэтому наращивать производство никто не спешит. Определенный запас есть на складах производителя, его должно хватить на февраль-март 2015 года. А дальше будет видно». Тенденцию отсутствия на складских площадях некоторых позиций подтверждает и вице-президент компании «КАН-Авто» Сергей Чернов. Эксперты АЕБ, в свою очередь, гораздо менее оптимистичны в своих оценках разнообразия линейки автомобилей, продаваемых в России: согласно прогнозу Ассоциации, ассортимент российского авторынка в 2014 году снизится на 24%.

Январский минус

В целом продажи автокредитов в среднем по рынку по итогам 2014 упали примерно на треть. Сколько-нибудь заметным образом не изменил ситуацию и декабрьский всплеск продаж, который повлек за собой и оживление сегмента автокредитования (к примеру, декабрьская статистика выдачи автокредитов татарстанским отделением банка на 44,7% превышает ноябрьскую). По информации исполняющего обязанности управляющего банка ВТБ24 в Татарстане Александра Михалицына, в декабре 2014 его банк выдал на 44,7% больше автокредитов, чем в ноябре. «Однако, в целом, безусловно, наблюдается снижение спроса на автокредиты на рынке», — отмечает банкир.

В целом же, по оценке Михалицына, рынок моторных кредитов падал примерно втрое быстрее, нежели сам авторынок (при этом эксперт обращает внимание на сохранение собственного портфеля автокредитования в 2014 году на уровне 2013-го). В дальнейшем ставить крест на направлении банк, судя по всему, не собирается. Во всяком случае, и.о. управляющего ВТБ24 в Татарстане говорит о том, что плановые показатели в этой части его банк не пересматривал, и рассматривает автомобильное кредитование в качестве одного из ключевых направлений работы банка.

Насколько реальными окажутся эти планы, безусловно, покажет время. Однако «ЭТ» представляется, что больших надежд в части восстановления рынка моторного кредитования банкирам питать вряд ли стоит. Во-первых, как уже было сказано, из-за падения самого авторынка, поддержанного заметным повышением цен на продукцию автозаводов. Во-вторых, из-за возросших ставок по займам. Банки, поставленные перед необходимостью как-то реагировать на повышение Центробанком ключевой ставки аж до 17% годовых, дружно подняли ставки. Снижение данного показателя до 15% в начале года не изменило ровным счетом ничего: свои ставки по займам большинство банков подняло еще в прошлом году. Сегодня диапазон ставок по автокредитам колеблется в диапазоне от 20% до 35% годовых. Хотя еще в 2012 году, кажущемся теперь далеким прошлым, автокредит можно было получить по ставке 15–17% годовых.

К примеру, в Ак Барс банке минимальные ставки выросли с 14,9% до 26%. «Учитывая пересмотр общебанковской политики кредитования, связанной с изменением ключевой ставки, «АК БАРС» банк повысил ставки по всем видам кредитов еще в декабре 2014 года. В ближайшее время ужесточение условий кредитования маловероятно, — говорит директор Департамента розничного бизнеса ОАО «АК БАРС» Банк Владимир Орбов. — Все основные риски с учетом текущей экономической ситуации уже учтены. При этом ОАО «АК БАРС» Банк сохранил возможность оформления автокредита без обязательного оформления полиса КАСКО. В этом случае процентная ставка, конечно, повышается».

Уверенность представителя Ак Барс банка в том, что гонка ставок остановилась, разделяют не все его коллеги по цеху. К примеру, управляющая операционного офиса «ИнвестКапиталБанка» в Казани Элла Богданова полагает, что принятие решения о повышении или понижении ставок будет приниматься исходя из рыночной конъюнктуры: «Делать прогнозы в настоящий момент — дело неблагодарное, так как многое зависит от общемировой экономической и политической ситуации», — считает Богданова.

ТОП-10 продаж_Автостат.jpg

Помимо того, что банки дружно подняли процентные ставки по кредитам, ими были ужесточены и требования к потенциальным заемщикам. В первую очередь, была поднята планка минимального первоначального взноса. Так, ВТБ24 по всем программам кредитования новых автомобилей поднял минимальный первоначальный взнос до 20–30% от стоимости автомобиля (привет из середины нулевых — времени, когда банки кредитовали покупку автомобиля, в том числе, и подержанного, с нулевым первоначальным взносом). В «ИнвестКапиталБанке» также не обошлось без неприятных нововведений. «Хотя мы и не вводили дополнительные условия, усложняющие получение автокредита, но отменили программу «Автокредит без КАСКО», — сообщила Элла Богданова.

Что будет, что делать?

Когда стало очевидным, что кредиты с их нынешней ставкой больше не являются драйвером спроса на автомобили, Ассоциация российских автомобильных дилеров (РОАД) в январе обратилась в Правительство РФ с предложением возобновить программу льготного автокредитования. А также попросила разрешить использовать материнский капитал (сегодня он составляет чуть больше 453 тыс. рублей) на покупку автомобиля. В РОАД считают, что без государственной поддержки вытащить авторынок из пике нереально. В числе аргументов, которыми оперируют в РОАД — доказанная эффективность программы субсидирования процентных ставок в масштабе экономики всей страны: по данным Ассоциации, в 2013 году при объеме государственного финансирования 8,6 млрд рублей в бюджет в виде налогов за проданные автомобили вернулось 28 млрд.

«Восстановление рынка автокредитования напрямую зависит не только от политики и решений банков, но и от желания (или нежелания) государства поддержать автомобильный рынок», — уверен Сергей Чернов.

Динамика продаж_Автостат.jpg

При сохранении же нынешнего положения дел будущее автомобильного рынка и автокредитования представляется экспертам довольно мрачным. На данный период доля проданных в кредит автомобилей не превышает 38% (в 2013 году она была на уровне 50%, в 2012-м — 45%, в 2011-м — 40%). «Таким образом, сейчас мы фиксируем самый низкий показатель за последние четыре года. Если макроэкономическая ситуация в стране в ближайшее время существенным образом не изменится в положительную сторону, то можно прогнозировать, что доля кредитных автомобилей продолжит снижаться, и уже в 2015 году этот показатель опустится до отметки 30–35%», — говорится в исследовании агентства «Sequoia kredit consalidation».

Банкиры Татарстана также настроены скептически. «Мы ожидаем дальнейшего снижения спроса на автокредиты, — заявляет Александр Михалицын из ВТБ24. — Это вызвано, в первую очередь, ростом ставок, а также реальным снижением доходов населения». «Массированного возобновления рынка в 2015 году ждать не стоит, — считает и Элла Богданова (ИнвестКапиталБанк). В краткосрочной перспективе рынок автокредитования не восстановится. Вследствие этого, мы прогнозируем увеличение интереса клиентов к кредитам на подержанные автомобили, а также на недорогие отечественные авто».

На что надеемся?

Между тем, представители татарстанской дилерской сети настроены чуть более оптимистично: некоторые предпосылки к восстановлению рынка автомобильного кредитования дилеры видят в возобновлении кэптивными банками кредитования «своих» марок по сниженным процентным ставкам. Подобные предложения рынок уже делает.

Так, компания Jaguar Land Rover Россия предлагает покупателям Land Rover Discovery Sport, старт продаж которых в России намечен на март 2015 года, приобрести внедорожник на особых условиях по программе прямого субсидирования. Кроме того, компания перезапускает программу прямого субсидирования для покупателей бизнес-седана Jaguar XF. Новое кредитное предложение позволяет приобрести указанные модели под 8% годовых, правда срок кредита ограничивается всего 12 месяцами, а первоначальный взнос должен составлять не менее полвины от стоимости машины. Кроме того, Jaguar Land Rover Россия предлагает автокредиты и сроком до пяти лет при первоначальном взносе от 30%. Процентная ставка по данной программе, как заявляет дистрибутор марок в РФ, «будет существенно ниже рыночной».

В свою очередь, Русфинанс Банк запустил обновленную кредитную программу «Mazda Кредит». Предложение распространяется на весь модельный ряд Mazda 2014 года выпуска (кроме модели самой популярной в России модели Mazda 3), а также Mazda 6 и CX-5 2015 года выпуска. В рамках данной программы кредитная ставка фиксируется на уровне 18% годовых при первоначальном взносе в 50% и сроке кредита от 24 месяцев. Отметим, в 2014 году 40% автомобилей Mazda в России были проданы в кредит.

Наконец, с середины февраля 2015 года были снижены процентные ставки по программе автокредитования Citoren Financial Services на покупку Citoren C4 Седан, который занимает 50% в объеме реализации марки: 9,4% на 12 месяцев и 12,4% на наиболее востребованный срок кредитования 36 месяцев. Согласно статистике Citoren, в прошлом году продажи марки по кредитным предложениям Citoren Financial Services составили 23%.

Рост цен на автомобили_Автостат.jpg

«В дальнейшем тенденцию поддержат и другие марки, — уверен Михаил Котляров. — Однако есть и обратная сторона медали. Стоимость машин сильно выросла, что сказалось на сумме ежемесячного платежа. И нашим покупателям еще предстоит к новым условиям морально адаптироваться, чтобы вернуться на рынок автокредитования».

Впрочем, есть сторона, которую сегодняшнее положение авторынка, безусловно, порадует. Речь о городских и республиканских властях. Нам представляется, что ни беспрецедентная по своим масштабам дорожная стройка, приуроченная к Универсиаде-2013 и подарившая городу несколько десятков километров новых дорог и развязок, ни ужесточение политики ГИБДД в части запрета на парковку автомобилей на проезжей части, ни недавнее введение платной парковки на улицах Казани в сумме не дадут такого эффекта по облегчению дорожной ситуации, как сокращение рынка автомобильного кредитования.

Эксперт-Татарстан

Подписывайтесь на наши обновления
И получайте самые актуальные новости первыми

также подписывайтесь на наши соцсети

Комментарии 0
Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий, или войдите с помощью