АВТОСТАТ | Автозаводы на диете: как сокращается производство машин в 2015 году

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

24.02.15Прочитали 114 раз

Автозаводы на диете: как сокращается производство машин в 2015 году

Импортные комплектующие дорожают, доходы населения сокращаются, спрос падает. А что делать автопроизводителям? Выход один сокращать производство. Мы выяснили, как различные российские предприятия выходят из ситуации.

ГАЗ

Как и следовало ожидать, слабый спрос повлиял на производственные планы не только иностранных производителей, но и российских. Горьковский автозавод Группы ГАЗ решил сократить объемы производства, сразу после нового года отправив всех сотрудников в корпоративный отпуск, который закончился только 26 января.

Всеобщие каникулы были обусловлены ухудшением ситуации на авторынке, в том числе падением спроса на коммерческую технику. Руководство завода заявило, что планы будут корректироваться и дальше. К тому же ГАЗ уже давно производит свои авто только "по необходимости", не складируя. Теперь, выйдя из отпуска в новом кризисном году, завод занялся заказанными ранее небольшими партиями автобусов и спецтехники.

АВТОВАЗ

Тольяттинский автозавод настроен гораздо более оптимистично. Собственно, стратегия на сохранение высокой доли рублевой стоимости автомобилей Lada себя оправдала. За счет того, что практически полностью Калины, Гранты и другие машины концерна собраны из отечественных компонентов, они практически не дорожают. Соответственно, спрос на Лады ожидаемо растет.

Не последнюю роль в этом играет и модельная политика компании: за 2014 год предприятие разработало "кросс"-линейку – Lada Kalina Cross и Lada Largus Cross, а также городской внедорожник Lada 4x4 Urban.

Глава предприятия Бу Инге Андерссон еще в конце прошлого года заявил, что, несмотря на кризис и спад продаж, объемы будут только расти. Тогда он сообщил о приросте в 20%, однако буквально 19 февраля стало известно о планах увеличить производство в 2015-м почти на 40% . Президент компании отметил, что вместо 511 тысяч авто, произведенных в 2014 году, планируется выпустить не 620 тысяч, а сразу 712 тысяч машин. Поэтому ни о каких приостановках пока речи не идет.

Производственные каникулы в прошлом году были, но короткие и не связанные со спросом. В октябре завод останавливался на пять дней на время проведения ежегодной инвентаризации, а затем продолжил работу в штатном режиме. К тому же без работы сидели не все сотрудники: линия В0, где производятся Lada Largus и иномарки, работала как и обычно. Еще одна небольшая остановка случилась из-за несвоевременной поставки некоторых компонентов.

General Motors

Теперь об иностранцах, а точнее об американцах. General Motors собирается устроить каникулы сотрудникам своей питерской площадки весной – с 23 марта по 15 мая. Причина все та же – неудовлетворительный спрос и в целом нерадостная обстановка на российском авторынке. Правда, бытует мнение, что дела у GM идут "не очень" не только из-за скачков курса валют и, следовательно, подъема цен и снижения спроса. Возможно, дело еще и в том, что производство этих авто недостаточно локализовано, да и модели давно не обновлялись.

Тем не менее в планах компании значится запуск производства в этом году в Питере новых моделей – Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe, а в мае 2016 года – Opel Mokka. Надо сказать, что, по данным аналитиков, в 2014 году петербургское предприятие концерна было загружено только на треть. Пока о намерении внести изменения не сообщалось, вероятно, руководство компании решит вопрос об этом, как говорится, в процессе.

В прошлом году завод в Северной столице останавливался, но уж точно не на два месяца, а всего четыре дня в августе-сентябре и еще восемь дней в октябре. К тому же GM в 2014 году решил принципиально сократить долю своих авто на российском рынке на 1,7% и теперь она составляет всего 7,6%. Несмотря на принятые меры, продажи производителя упали в 2014 году более чем на четверть и составили около 257,6 тысячи машин.

Ford

Компания Ford Sollers объявила о вынужденных приостановках в работе почти сразу за американскими коллегами из GM. Планировалось, что фордовский завод во Всеволожске Ленинградской области будет стоять без дела почти два месяца с конца марта, а предприятие в Набережных Челнах в республике Татарстан – тогда же около трех недель. Это означало, что популярных среди россиян Фокусов могло быть выпущено в два раза меньше. Кстати, с начала года Всеволожский завод и так работает в режиме неполной рабочей недели и только в одну смену.

Однако в середине февраля руководство компании заявило, что прогнозы по спросу и продажам на 2015 год улучшились, поэтому в длительном простое нет необходимости. Небольшой перерыв в работе все-таки введен – конвейер встал с 18 февраля и не будет работать в течение недели.

В любом случае производитель не собирается менять планы по производству новых моделей. В первом квартале во Всеволожске начнут собирать новый Mondeo, там же во втором квартале займутся и новым Фокусом.

В 2014 году завод Ford приостанавливал работу на два месяца – в апреле-июне. Тогда в качестве причин также назывались девальвация рубля, замедление потребительской активности и падение спроса на автомобили C-класса.

Nissan

Автоконцерн Nissan ввел в феврале меньшую производительность, но пока продолжает работать. Однако и само руководство сообщает, что в течение этого года в зависимости от спроса возможны и остановки конвейеров. Все это, конечно, связано с экономической ситуацией и падением спроса и продаж.

При этом компания не теряет надежд и собирается и дальше вкладывать средства в свое производство в России, потому как считает наш авторынок перспективным для себя. В доказательство в самый разгар кризиса, в декабре 2014 года, концерн открыл вторую очередь производства в Санкт-Петербурге, в итоге мощность завода увеличилась до 100 тысяч автомобилей в год.

В прошлом году завод останавливался, но не из-за ситуации на рынке или падения спроса, а просто потому, что ввел для своих сотрудников коллективный отпуск, единый для всех. Конвейер простаивал тогда с 30 июня по 14 июля, а затем продолжил работу в обычном режиме.

Volvo

Если остальные производители хотя бы называют дату выхода из простоя, то завод Volvo в Калуге ушел на вынужденные каникулы 11 февраля и бессрочно. Однако покупатели коммерческой техники не останутся без машин, поставки в Россию временно будут осуществляться с предприятий компании в Швеции, Франции и Бельгии.

В 2014 году компания уже испытывала трудности с реализацией из-за падения спроса на коммерческие автомобили. Поэтому летом сотрудники производства пребывали на корпоративном отдыхе не две недели, а четыре.

Renault

Французы тоже решили приостановить работу в России в феврале. Конвейер в Москве, где производится в том числе популярный кроссовер Duster, будет простаивать с 16 февраля по 6 марта.

Помимо стандартной причины "спрос-продажи", называется также неполная загрузка завода в связи с переносом в прошлом году выпуска нескольких моделей на мощности АВТОВАЗа. Кстати, приостанавливать вазовские линии Renault не планируется.

При этом в долгосрочной перспективе сокращать объемы производства и долю присутствия на рынке руководство компании не собирается. Об этом заявил глава компании Карлос Гон, сообщив также, что в этом году доля Renault в России должна достигнуть 40%.

Что в итоге?
Ситуация на рынке сейчас характеризуется известной фразой "Понятно, что ничего не понятно". Понятно, что еще в декабре машины купили уже все, кто хотел, и даже те, кто не хотел. Поэтому опять же понятно, что нет никакого смысла производить то, что будет стоять просто так.

Прогнозы аналитиков о том, насколько снизится спрос на новые авто разнятся, но они в любом случае не предвещают ничего хорошего. В конце 2014 года АЕБ предсказывала падение спроса на 24%. Позднее компания PricewaterhouseCoopers высказалась более сурово: в худшем случае рынок упадет на 35%. Для сравнения, в 2014 году продажи сократились по сравнению с 2013 годом примерно на 10%.

При этом PwC предполагает несколько сценариев развития событий. По самому оптимистичному из них прогноз совпадает с расчетами коллег из АЕБ – 25%. В любом случае, по мнению экспертов, неблагоприятная ситуация заставит исчезнуть с российского авторынка несколько иностранных брендов. Ну а в выигрыше останутся те, кто вовремя озаботился глубокой локализацией производства и не так сильно зависит от импорта.

«Колеса»