Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 39 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

Ёмкость российского рынка услуг автосервиса

Аналитика

Самые продаваемые в 2016 году автомобили "coupe"

Мировой рейтинг бестселлеров "coupe" в 2016-ом возглавил Ford Mustang.

19 январяподробнее

Свежая статья

ЭРА-ГЛОНАСС наступила раньше срока («Газета.Ru») ЭРА-ГЛОНАСС наступила раньше срока («Газета.Ru»)

Чиновники фактически вынудили автокомпании инвестировать в установку систем ЭРА-ГЛОНАСС на продающиеся в России модели на три года раньше, чем позволяет закон, выяснила «Газета.Ru». Некоторые компании рискнули и даже под угрозой срыва поставок не стали внедрять систему. Другие – вывели с рынка непопулярные модели, из-за чего, по оценке экспертов, продажи иномарок могут сократиться на 10%, а государство потеряет более 30 млрд руб. налогов.

20 январяподробнее

Автомобили, автомобили… все склады заполонили

Автомобильный рынок страны уверенно демонстрирует падение на протяжении нескольких лет, причем меры по стабилизации потребительского спроса, предпринятые правительством в сентябре прошлого года, смогли лишь временно восстановить интерес населения. В январе показатель вновь обвалился на 24,4% г/г после роста на 2,4% в декабре.

Усиливающийся спад в российской экономике, конечно, оказал давление на отечественный автопром, однако стоит отметить, что усугубил ситуацию еще и ряд неблагоприятных факторов. Во-первых, долгое время драйвером роста спроса на автомобили был рынок потребительского кредитования, однако уже в 2013 году, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), было отмечено некоторое "охлаждение". Если в 2012 году объем автокредитования вырос на 35%, то по итогам 2013 года – уже на 24%, составив 1059,6 тыс. автокредитов. Более того, уже в 2014 году показатель и вовсе сократился на 22,3%, составив 823,4 тыс., и есть все основания полагать, что в 2015 году нас ждет падение еще на 30-40%, учитывая снижающиеся показатели реальных располагаемых доходов населения и растущую безработицу.

Во-вторых, стоит отметить и еще один негативный момент. С 1 января 2014 года отечественных автопроизводителей наравне с иностранными обязали уплачивать утилизационный сбор. Размер утилизационного сбора в зависимости от объема двигателя составляет для новых легковых автомобилей 17,2–110 тыс. руб. Это означает, что даже модели экономкласса, наиболее востребованные в кризисные времена, могли подорожать на эту сумму, без учета фактора девальвации. По данным Минфина, в 2014 году на уплате утилизационного сбора работающие в России автокомпании должны были потерять порядка 118,9 млрд руб.

Однако власти все же начали вмешиваться в критическую ситуацию. Отметим, что стартовавшая в сентябре 2014 года программа утилизации, по которой за сдачу старого легкового автомобиля старше шести лет в утиль предоставлялась скидка 50 тыс. руб. на покупку нового, смогла остановить спад продаж на рынке: после падения на -9,9% г/г в октябре, уже к декабрю был отмечен рост на 2,4%.

Однако даже несмотря на то, что правительство начало делать попытки "смягчить" неблагоприятные условия, сложившиеся на автомобильном рынке, это не смогло удержать его от падения на 24,4% в январе текущего года. Свою роль сыграло резкое подорожание модельного ряда 2015 года, которое уже включило в себя внушительное обесценение рубля, а также декабрьский бум продаж, основанный на панике населения, который истощил итак невысокий потребительский спрос.

Вероятнее всего, падение спроса на автомобили продолжится и в 2015 году, если государство не реализует дополнительные меры стимулирования. Определенные попытки уже предприняты. Во-первых, программа утилизации и "trade-in" будет продлена в 2015 году на тех же условиях, что и в прошлом, т.е. можно ожидать, что еще примерно 170 тыс. автомобилей будет реализовано за первое полугодие этого года.

Во-вторых,  сейчас ведется разговор об отмене  введенного в 2014 году утилизационного сбора для автомобилей экологического класса Евро-4 и Евро-5, которые были произведены в России. Такая мера может поддержать бизнес по дистрибуции автомобилей, хотя рассчитывать на большой эффект, учитывая сложные экономические условия, не стоит.

Таким образом, стоит признать, что грядущий год может стать самым сложным для автомобильного рынка, учитывая продолжающееся снижение активности в отрасли автокредитования, падение реальных располагаемых доходов населения, а также удорожание нового модельного ряда. По нашим прогнозам, в 2015 году объем продаж может составить 1,700 млн – 2 млн автомобилей, что значительно ниже 2,5 млн, отмеченных в 2014 году. А если учесть, что мощности автопроизводителей, работающих на территории России, составляют порядка 3 млн автомобилей в год, это может говорить о том, что без вмешательства властей заводам придется сократить число работников на 30-40%.

В таких условиях остается надеяться, что помимо продления программы утилизации, а также отмены утилизационного сбора государство подумает и над стимулированием автокредитования. К примеру, субсидирование банковского сектора для снижения процентных ставок по кредитам на покупку автомобилей могло бы если не остановить, то "смягчить" падение спроса населения.

«Прайм»

19.02.15 «ПРАЙМ»