Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 7 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Китайские автомобили могут попасть в программу утилизации

Если черкесское предприятие Derways не договорится с Москвой, то в 2015 году его ждут масштабные сокращения персонала.

Черкесская компания Derways, занятая исключительно в производстве китайских автомобилей, а также Сбербанк, владеющий 51% акций Derways, ведут активные переговоры с правительством Москвы о заключении партнерских отношений. Derways заинтересован в бездействующей группе «Химэкс», которая наделена правительством РФ льготами. Об этом рассказал «Известиям» замминистра промышленности и торговли Андрей Дутов.

Derways (выпускает машины марок Brilliance, Haima, Hawtai, JAC, Lifan, Chery и Geely) рассчитывает получить право на производство автомобилей в режиме промсборки. Это даст ей право на льготный ввоз автокомпонентов и машинокомплектов по сниженной таможенной ставке – от 0% до 5% (сейчас в зависимости от детали она достигает 25%). Также режим промсборки открывает доступ к госпрограммам по поддержке национальных производителей – тем же, что и пользуется «АвтоВАЗ»: утилизация «автохлама», госзакупки и проч. Если правительство не пойдет навстречу и не возьмет Derways в специальный режим, завод в Черкесске ждут массовые сокращения персонала.

– Юридическое лицо, принадлежащее правительству Москвы [ЗАО «Группа «Химэкс», входит в структуру столичного АМО «ЗИЛ»], является [с 2007 года] участником 166-го постановления правительства о промышленной сборке, поэтому, став их партнером, завод Derways сможет присоединиться к промсборке, – отметил Андрей Дутов.

Группа «Химэкс», производившая компоненты для «АвтоВАЗа», за прошедшие 8 лет так и не реализовала свое право на промсборку. В 2013 году ЗИЛ выкупил группу «Химэкс» у собственников, тогда же мэр столицы Сергей Собянин и глава Сбербанка Герман Греф подписали соглашение о масштабной программе производства легковых автомобилей на мощностях ЗИЛа. На реализацию этого проекта госбанк выдал кредит «МосАвтоЗИЛу» (100-процентная дочка АМО «ЗИЛ») на 150 млн рублей, а город перечислил 800 млн рублей. Однако в 2014 году московские чиновники от этой идеи отказались в пользу девелоперских проектов на территории ЗИЛа.

– Деньги были израсходованы на реконструкцию корпуса, непосредственно на покупку акций ЗАО «Группа «Химэкс», содержание проектной команды, на разработку проектной документации и другие цели, – заявили «Известиям» в пресс-службе департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы.

В Минпромторге пока не знают, на какой вариант сотрудничества нацелились переговорщики – соглашение о промсборке, выданное на группу «Химэкс», неотчуждаемо, поэтому Derways, добиваясь аналогичного статуса, может либо заключить СП с ЗИЛом, либо выкупить это юрлицо, чтобы формализовать право на льготы. Дутов напомнил, что на данный момент в рамках соглашений с ВТО Россия уже не может расширять круг участников промышленной сборки, поэтому описанные варианты являются для Derways единственным способом «обнулить» расходы при ввозе машинокомплектов, увеличить локализацию и объемы инвестиций в производство.

В пресс-службе правительства Москвы не смогли прокомментировать статус переговоров с Derways, в Сбербанке факт переговоров подтвердили, но о деталях не сообщили. В Derways информацию о возможной сделке с ЗИЛом не прокомментировали, но косвенно подтвердили.

– Завод Derways обратился к правительству России с просьбой предоставить равные конкурентные условия для ведения бизнеса, что позволит нам сохранить производство и рабочие места на нем. Если таких шагов не будет, то падение будет достаточно драматичным и мы не сможем сохранить рабочие места [штат компании превышает 4 тыс. человек], ну а производство – будем смотреть по обстоятельствам, – рассказал «Известиям» источник на предприятии.

Выручка ООО «АК «Дервейс» за 2013 год – 17,4 млрд рублей, чистая прибыль – 48,9 млн рублей. По итогу 2014 года производство автомобилей в Черкесске сократилось на 9%, до 44,6 тыс. автомобилей, финансовые итоги компания пока не подвела. По информации «Известий», объем контрактной сборки на 2015 год до сих пор до конца не согласован с китайскими контрагентами.

– Сейчас на заводе фактически остановлено производство, кроме одной небольшой нитки, где производят Lifan, – рассказал источник «Известий» среди автодилеров.

Вход в режим промсборки поможет Derways значительно снизить производственные издержки. Сейчас растаможка машинокомлектов и отдельных комплектующих для компании колеблется в районе 15–25% от декларируемой стоимости. Промсборка позволяет ввозить большинство позиций по комплектующим с таможенной ставкой от 0% до 5%. Кроме того, открывается доступ к таким правительственным рычагам поддержки спроса и производства, как госзакупки, программа утилизации «автохлама», на которую правительство выделяет десятки миллиардов рублей, субсидированным автокредитам (в марте вопрос о возобновлении программы будет обсуждаться), госгарантиям, прямым субсидиям и субсидиям на затраты на выплату зарплат и страховых взносов рабочим.

Первый этап 166-го постановления (принято в 2005 году) предполагал, что в обмен на таможенные льготы производитель обязуется довести уровень локализации до 30%, наладить сварку и окраску кузова (это еще плюс 20% локализации без учета комплектующих) и нарастить выпуск автомобилей до 25 тыс. в год. Однако проблема в том, что для группы «Химэкс» первый этап промсборки фактически закончился – он длится 8 лет и в 2015 году истекает. В 2011 году правительство в лице Минэкономразвития утвердило так называемый второй этап промсборки: по новым правилам при перезаключении договоров автопроизводители обязуются нарастить уровень локализации минимум до 60%, а выпуск автомобилей – до 300 тыс. в год. Кроме того, они обязаны создать в России научно-исследовательские центры и заводы по производству двигателей и трансмиссий.

Большинство иностранных компаний для выполнения этих жестких требований придумали обходное решение: они создали совместные предприятия с российскими автозаводами, что позволило суммировать мощности – у отечественных предприятий также уже есть моторные заводы и центры НИОКР. Так появились СП у Ford и Sollers, у ГАЗа с Volkswagen и GM, у КамАЗа и Daimler, а также у альянса Renault–Nissan с «АвтоВАЗом».

Китайские компании, несмотря на их просьбы, не принимались правительством в режим промышленной сборки из-за угрозы безопасности отечественному автопрому. Но с введением санкций Запада против России отношение к ним изменилось, отмечают эксперты. Чтобы включить сборщика китайских машин в 166-е постановление, правительству придется подкорректировать начальный документ.

– Вообще непонятен статус этого «спящего» соглашения. С какого этапа по нему начнет работать новичок? Если с самого начала, то это поставит Derways в преимущественное положение по отношению к другим производителям, которые перешли на более капиталоемкие стадии. В то же время трудно представить, что Derways сразу же перейдет на второй этап с требованием по производству 300 тыс. автомобилей в год. Они просто это не вытянут, – рассуждает аналитик по автопрому «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов. – Я думаю, что правительство, если одобрит появление нового участника, вынуждено будет скорректировать постановление. Возможно, увеличит стартовый объем производства для Derways до какого-то уровня и пропишет специальные условия. Иначе остальные компании будут недовольны и потребуют равных условий для всех.

Китайские компании положительно восприняли идею увеличения локализации производства и обнуления таможенных пошлин – но от планов переезда с Derways на собственные проекты пока не отказываются.

– Уже сейчас автомобили Lifan, производящиеся на Derways, укомплектованы российскими комплектующими. И увеличение локализации – в числе наших стратегических задач. В то же время мы планируем производство на собственном заводе в Липецке, ориентировочно запуск ожидается в 2017 году, – рассказал глава пресс-службы «Лифан Моторс Рус» Алексей Марченков.

– С постановлением о промсборке или без него мы находимся с заводом Derways в долгосрочных договорных отношениях. Правда, сейчас ситуация достаточно проблематичная в связи с курсами валют. Мы только недавно стали оснащать российскими комплектующими автомобили Chery, и думаю, уровень в 50–60% был бы идеален для нас – но в данный момент углубление локализации приостановилось, – рассказал Геннадий Павлов, гендиректор ЗАО «Чери Автомобили Рус».

Он отметил, что компания Chery рассматривает возможность запуска собственного производства на обанкротившемся Таганрогском автомобильном заводе (ТагАЗ), но окончательное решение об этом пока не принято. Уйти с Derways на собственный завод собирается и компания Brilliance, но для этого им необходим высокий уровень продаж.

– Россия является одним из ключевых рынков для холдинга Brilliance Auto, поэтому в среднесрочной перспективе мы планируем открыть здесь полноценное производство. Если говорить об уровне продаж, то открытие собственного завода предполагает продажи свыше 30 тыс. автомобилей в год, – сообщили «Известиям» в компании «Бриллианс Мотор». Пока что за 2014 год компания продала в России 955 автомобилей.

Если Derways останется без китайских партнеров, ему придется искать якорного инвестора.

– Derways, безусловно, нужен стратегический партнер, потому что своего научно-исследовательского центра у них нет. С учетом их прошлого опыта наиболее вероятный инвестор – кто-то из китайских компаний, – заключил Владимир Беспалов.

Сейчас под режим промсборки попадают предприятия General Motors (бренды Opel, Chevrolet), Renault–Nissan, Datsun, Toyota, Ford, Volkswagen, Audi, Skoda, PSA Peugeot Citroen, Mitsubishi, Fiat, SsangYong, Kia, Hyundai. Крупнотоннажные автомобили в режиме промсборки в России производят Mercedes-Benz и Mitsubishi (на КамАЗе), Isuzu (на заводе Sollers во Владивостоке). Нужно отметить, что есть также китайские компании, которые не имеют контрактов с Derways и уже располагают собственным производством – это Great Wall (предприятие в Липецкой области), Haval (Тульская область).

«Известия»

18.02.15
 

Новости на эту тему

  • вчера, 11:17 АВТОВАЗ может начать экспорт автомобилей в Китай

    АВТОВАЗ рассматривает возможность экспорта в Китай до 10 тысяч автомобилей в год, сообщил губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Речь идет о поставках LADA 4x4, решения пока нет, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники.

    подробнее
  • 20 февраля 2017 Lifan сертифицирует свои электромобили в России

    Компания Lifan планирует в 2017 году начать процедуру сертификации своих электромобилей на российском рынке. Об этом представители китайского автопроизводителя рассказали на официальной странице российского представительства марки Lifan Motors Rus, отметив, что пока электромобили в России не пользуются

    подробнее
  • 20 февраля 2017 Китайский авторынок в январе ушел «в минус»

    Продажи пассажирских автомобилей в Китае по итогам января снизились на 1,1% до 2 млн 218 тыс. 200 единиц. Как отмечают в Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), отрицательный результат обусловлен начавшимися каникулами в связи празднованием Нового года по лунному календарю, а также частичным повышением налога на покупку новых автомобилей с двигателем объемом до 1,6 л.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 20 февраля 2017 Мечта на восстановление («Эксперт»)

    Чтобы спасти автопром от затяжного падения, государство готовит новую стратегию развития отрасли.

    подробнее
  • 17 февраля 2017 Обмен подержанных льгот на новые («Коммерсант»)

    Минпромторг предложил не разрабатывать новый режим льготной промсборки для автопрома, а предоставить инвесторам специальные инвестконтракты (СПИКи), фиксирующие налоговые и регуляторные льготы на срок до десяти лет. Но в отрасли считают, что СПИКи менее выгодны, чем действующие режимы промсборки с таможенными льготами. Эксперты замечают, что без деталей сравнивать эти льготные режимы сложно, но государство в любом случае предложит инвесторам какие-то преференции.

    подробнее
  • 2 февраля 2017 Автокомпании хотят быть непохожими («Газета.Ru»)

    Автопроизводители высказались против ряда предложений Минпромторга по организации их работы в России. Предложения чиновников по унификации производства и резкому наращиванию экспорта не устраивают большинство иностранных брендов, собирающих машины в России. По оценке эксперта, неясность в законодательстве приведет к снижению инвестиций в российский рынок, падению уровня локализации и сокращению модельного ряда.

    подробнее