Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Стрессовая ситуация

Девальвация рубля серьезно ударила по автобизнесу. Ни одна из автомобильных компаний, работающих в нашей стране, не закладывала в свои планы столь сильные колебания валютных курсов. И даже самые негативные сценарии не предусматривали такого развития событий. В итоге традиционные бизнес-проекты оказались несостоятельными. Сейчас их в срочном порядке пересматривают все участники авторынка.

Как показал проведенный нами опрос руководителей зарубежных автоконцернов и корпораций, автобизнес мог бы относительно безболезненно пережить падение российской валюты лишь на четверть. Тогда бы не пришлось принимать экстраординарные меры. Достаточно было ограничить издержки и пожертвовать маржой. Однако теперь надо судорожно искать пути решения проблемы и перестраивать бизнес. В конце минувшего года многие участники рынка вообще находились в состоянии паники. Некоторые из них просто остановили свои сборочные заводы и временно прекратили поставки автомобилей в Россию.

На первый взгляд, проще всего компенсировать валютные потери за счет повышения цен. Однако использовать этот вариант в полной мере невозможно. Все прекрасно понимают – резкое повышение стоимости автомобилей приведет к обвалу покупательского спроса. Поэтому основные игроки намерены проводить повышение постепенно, порциями по 10-15%. Даже какое-то время продавая автомобили себе в убыток. Но таким образом приучая потребителя к новым ценовым реалиям.

Между тем, некоторые крупные корпорации намерены сдерживать ценовой рост и воспользоваться ситуацией для повышения своей доли на рынке. Как отметил в беседе с нами глава “Фольксваген легковые автомобили” в России Пьер Бутен, концерн может позволить себе в течение определенного срока покрывать потери в одной стране за счет успешных продаж в других регионах. Однако такие возможности есть далеко не у всех. Например, вряд ли корпорация “General Motors” решится таким образом поддержать в России “Opel”. Ведь компания и так в течение последних лет приносит убытки. Не будут компенсировать российские потери за счет других направлений и относительно небольшие японские производители – масштабы бизнеса не позволяют.

Словом, пути игроков разойдутся. А разные стратегии обязательно обернутся ценовыми войнами и переделом структуры рынка. Начнутся баталии в марте, когда окончательно иссякнут запасы прошлого года, а некоторые дилеры избавятся, наконец, от так называемых “желтых” автомобилей.

Кто кого?

Особенно жесткой ожидается борьба в массовом сегменте, который гораздо сильнее, чем премиальный, пострадает от кризисных явлений. Атаковать конкурентов, скорее всего, начнут крупные японские и корейские компании. Их потери от девальвации рубля чуть ниже, чем у европейских и американских производителей из-за падения курсов йены и воны.

– Преимущество в этом году получат компании, которые меньше, чем остальные, повысят цены, – отмечает глава аналитического агентства “Автостат” Сергей Целиков. – В том числе, за счет высокой степени локализации производства. Например, “Renault”.

Тут также можно отметить и концерн “Volkswagen”, который основательно подготовится к возможным катаклизмам, построив в России собственный завод по выпуску двигателей. По оценкам экспертов, это позволит сократить издержки на каждом автомобиле на 70-100 тысяч рублей.

– А отстающими окажутся те, кто и в прошлом году не смог показать хорошие результаты, – продолжает Сергей Целиков.

Одним из факторов, которые приведут к значительному падению продаж, станет сокращение объемов автокредитования. Как известно, в последние годы в массовом сегменте заемные средства привлекал почти каждый второй покупатель. Сейчас доля таких клиентов уменьшится в несколько раз. Ведь ряд крупных банков прекратили выдавать автокредиты, другие же задрали ставки на уровень около 30%. Фактически, скоро на рынке могут остаться лишь дочерние банки крупных производителей. Но и их возможности по привлечению ликвидности ограничены.

– Вероятно, доля кэптивных банков на рынке автокредитования в ближайшем будущем немного подрастет, – полагает президент ЗАО “Тойота Банк” Александр Колошенко. –Это может быть связано с тем, что универсальные банки при значительной турбулентности на рынке, в первую очередь, закрывают автокредитование и кредитование дилеров, как наиболее рискованные области бизнеса. Кэптивные банки изначально создавались для конкретных задач: кредитовать дилеров и предоставлять клиентам кредиты на покупку автомобилей, даже в самые тяжелые времена. Другими словами, пока кэптивный банк имеет возможность выдавать кредиты, с учетом стоимости ликвидности, кредитных и операционных рисков, он будет это делать. Иммунитета от локального финансового рынка у дочерних банков автокорпораций, очевидно, нет. Как нет и «дешевых» средств из-за рубежа. Другое дело, что есть хорошее понимание автобизнеса и сравнительно низкие операционные расходы. Это позволяет ощутимо снижать свою маржу и предлагать ниже ставку по кредиту для клиента и дилера. Все вместе это поможет дольше оставаться на рынке даже в сложные времена, но абсолютных гарантий продолжения бизнеса, думаю, ни у кого нет.

Просто плохо или хуже некуда?

У “Автостата” несколько сценариев развития ситуации на российском авторынке в 2015 году. Оптимистичный прогноз предусматривает падение продаж примерно на четверть. Шоковый сценарий означает обвал – до миллиона автомобилей в год. При этом объем продаж машин отечественных марок серьезно не изменится. А поставки иномарок покупателям упадут в два с половиной раза. Очевидно, что подобное цунами не переживут многие дилерские центры, особенно в регионах.

– Мы подсчитали: общее падение продаж примерно на тысячу автомобилей в год приводит к закрытию одного дилера, – делится своим взглядом на ситуацию глава ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) Владимир Моженков. – То есть, если не принимать срочных мер, в этом году могут закрыться не менее 500 дилерских центров.

Чтобы хоть как-то поддержать продажи, РОАД предложила властям возобновить программу льготного автокредитования, а также обнулить транспортный налог на новые автомобили, отвечающие экологическим стандартам “Евро 5” и “Евро 6”.

– В России до сих пор очень старый автопарк, и в кризисных условиях его можно продолжать интенсивно обновлять, поддерживая при этом автобизнес, – считает Владимир Моженков. – Программы утилизации недостаточно. Нужны и другие стимулирующие действия. По оценкам РОАД, на субсидирование льготной ставки по автокредитам необходимо выделять не менее 10 млрд. рублей в течение года. Если же финансовые вливания будут краткосрочными, они не дадут ожидаемого положительного эффекта.

Конечно, тяжело не только дилерам. Можно уверенно прогнозировать: стрессовую ситуацию не выдержат и некоторые производители, которым из-за низких объемов продаж станет не выгодно содержать бизнес-структуры в России. И у них не останется выбора – придется покинуть рынок. А желающие занять их место уже есть и они не скрывают своих агрессивных планов. Ведь по прогнозам крупнейших корпораций, примерно через два года в нашей стране можно будет ожидать новой волны спроса на автомобили.

«Клаксон»

04.02.15 «Клаксон»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • вчера, 10:44 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее