АВТОСТАТ | Война задела авторынок

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

04.02.15Прочитали 62 раз

Война задела авторынок

На Украине девальвация валюты и военный конфликт в Донбассе привели к краху местного авторынка. В прошедшем году рынок показал худший за последние 15 лет результат. Падение продаж в январе и вовсе стало рекордным: количество сделок по сравнению с прошлым годом сократилось почти в 5 раз. Вместе с тем местные эксперты констатируют, что цены на новые машины выросли в стране за последние месяцы уже в 2,5 раза.

Украинский рынок новых автомобилей поставил очередной антирекорд по продажам в январе этого года. Так, за прошлый месяц было реализовано всего 2,6 тыс. новых машин – это в 4,6 раза меньше, чем в январе 2014 года. В «Укравтопроме» отмечают, что, помимо значительного падения объемов продаж, существенно изменилась и структура рынка. Если раньше лидерами были бренды Gelly и ZAZ, то сегодня их потеснили японские и европейские производители.

Наибольшая доля рынка – 13% – по итогам продаж в январе принадлежит бренду Nissan: за месяц было продано 340 единиц, что на 35% меньше показателя 2013 года. На втором месте оказалась марка Renault, объем январских продаж которой составил 200 машин – это на 65% меньше, чем в 2013-м. «Таким образом, автомобили французско-японского альянса, помимо первых двух мест январского рейтинга, обеспечили более 20% всех продаж на украинском рынке новых легковых авто», – подчеркивают в «Укравтопроме».

На третьей строчке рейтинга производителей по объему продаж расположилась марка Skoda со 188 реализованными единицами. При этом в январе 2014 года на украинском авторынке было продано в три раза больше машин этого бренда, а компания занимала пятое место в рейтинге. Четвертое место у Toyota, которая в январе смогла реализовать только 180 новых машин: падение продаж составило 87% относительно января 2014-го. Замыкает «пятерку» лидеров Mazda с показателем 174 автомобиля, которая в прошлом году занимала 15-е место в рейтинге.

Продажи бренда Lada на украинском рынке составили в январе 83 единицы – это на 60% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. При этом в январе 2014 года на украинском авторынке в числе лидеров продаж были марки Geely, собиравшиеся на тот момент Кременчугском автосборочном заводе, Toyota, ZAZ, Ford и KIA.

По подсчетам «Укравтопрома», в 2014 году объем украинского авторынка составил 97 тыс. новых легковых автомобилей, что на 54,5% меньше, чем было продано в 2013-м. Чтобы понять масштаб кризиса, стоить отметить, что в 45-миллионной стране за год продали машин ощутимо меньше, чем в 3,8-миллионном Татарстане и примерно столько же, сколько в 5,5-миллионом Краснодарском крае. Лидером украинского рынка по итогам года стали Toyota, Geely, ZAZ, Hyundai и Volkswagen.

Эксперты отмечают: прошлый год стал самым худшим для украинского автопрома за последние 15 лет, что обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, а также потерей части территорий.

Представитель компании «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий считает, что девальвация валюты существенно сказалась на покупательской способности потребителей и стала основным фактором обрушения авторынка. «Если сравнивать текущую стоимость новых машин с теми ценами, которые были в январе 2014 года, то подорожание составило в среднем 200–250%, – рассказал «Газете.Ru» Омельницкий. – Кроме того, программы автокредитования сейчас практически полностью свернуты. Предложение популярных моделей сокращается».

Что касается изменения структуры рынка, то эксперт поясняет, что в новой ценовой системе координат сбыт бюджетных авто более эластичен и восприимчив к росту цены, а средний ценовой сегмент в меньшей степени отреагировал на рост, поэтому и произошла смена лидеров. «Иными словами, по новым ценам потребители готовы покупать только качественные проверенные автомобили», – объясняет Омельницкий.

Кроме того, по словам эксперта, падение продаж связано и с уменьшением территории страны: отсоединением Крыма, фактическим отпадением ДНР и ЛНР. «Если в плане территории сокращение составило 10%, то в рыночном аспекте – 25% продаж, – поясняет собеседник.

В «Автоконсалтинге» прогнозируют 30-процентное сокращение авторынка в 2015 году. «Если в 2014-м удалось реализовать менее 100 тыс. машин, то в этом году, по нашим подсчетам, объем рынка сократится до 60–70 тыс. единиц», – уточнил эксперт.

«У правительства нет никакого плана по поддержке авторынка – его отправили, так сказать, на вольные хлеба. Есть, конечно, вариант отмены таможенных пошлин, но это весьма отдаленная перспектива», – уточнил Омельницкий.

«Газета.Ru»