АВТОСТАТ | Эффект девальвации

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

02.02.15Прочитали 77 раз

Эффект девальвации

В последние месяцы 2014 года из-за падения национальной валюты граждане, пытаясь куда-то пристроить рублевые накопления, кинулись в автосалоны. В результате наблюдавшееся до сих пор падение продаж приостановилось. По итогам года реализовано примерно 2,5 млн легковых и легких коммерческих автомобилей – чуть больше, чем ожидалось.

Некоторые массовые бренды, до этого демонстрировавшие нулевую или отрицательную динамику, в ноябре-декабре смогли показать рост проданных машин по отношению к соответствующим месяцам предыдущего года. Некоторые компании даже умудрились перенести приличную часть заказов на январь, таким образом заранее обеспечив неплохую статистику в этом обычно провальном периоде. Однако никто уже не сомневается – в первом квартале 2015 года на российском авторынке начнется сильный спад. Ведь к этому времени эффект девальвации рубля, вынудивший десятки тысяч людей срочно покупать автомобили, будет полностью исчерпан. Вряд ли сможет серьезно помочь дилерам и продление государственной программы утилизации автомобилей – эти меры окажут частичную поддержку лишь некоторым сегментам рынка. Ведь большинство автопроизводителей будут вынуждены заметно поднимать цены в рублях (до сих пор корректировка была символической).

Одним из сильных ударов по автоиндустрии станет неизбежное повышение ставок по кредитам – до 15-20%. При этом отбор заемщиков теперь проводится значительно строже, чем еще полгода назад. Как показал наш опрос представителей дочерних банков автокорпораций, даже они вынуждены будут играть на повышение. Ведь в большинстве случаев они вынуждены привлекать деньги для своих нужд в России. Минимальный уровень ставки у них вряд ли опустится ниже 8-10% (и только на определенные модели). Таким образом, авторынок лишится еще одного важного стимулятора, обеспечивавшего до половины продаж в массовом сегменте.

Убить рынок этими ударами, конечно, невозможно. Но слабых игроков волна неурядиц и проблем просто смоет. Компаниям с небольшими объемами продаж, не имеющим собственной производственной базы в России, придется на время покинуть авторынок. Первой ласточкой стала SEAT, объявившая о прекращении работы в нашей стране – себестоимость автомобилей этой марки, привязанная к курсу евро, а также недостаточная узнаваемость у покупателей являются главными факторами неудач. В такой ситуации могут оказаться еще ряд брендов, так и не сумевших завоевать популярность среди россиян. Им будет проще уйти, чем содержать приличный штат сотрудников. Крупным игрокам, не успевшим открыть сборочные цеха в России, скорее всего, придется это сделать, таким образом минимизировав издержки и валютные риски. По нашим данным, все они давно готовы к подобному сценарию и выбрали потенциальные производственные площадки.

Конечно же, в наступившем году произойдет большой передел в дилерской среде. По оценкам консалтинговых компаний, число дилеров может сократиться на треть. Часть компаний обанкротится, так и не сумев расплатиться с огромными кредитами, которые привлекались в надежде на долгосрочный рост рынка. Другие слабые дилеры будут поглощаться сильными игроками. Процесс консолидации в этой сфере продолжится, а конкуренция между основными игроками обострится.

«Клаксон»