АВТОСТАТ | Автопрому предложили радикальное лечение

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

19.01.15Прочитали 184 раз

Автопрому предложили радикальное лечение

Позиции Минэкономики и Минпромторга по вопросу поддержки автопрома по-прежнему кардинально расходятся. Минэкономики предлагает радикальные меры: смягчение соглашений о промсборке и даже заключение новых договоров, вопреки обязательствам РФ перед ВТО, а также возобновление льготного автокредитования. Но Минпромторг резко против таких послаблений. В результате самой реальной мерой господдержки остается продление действующей программы утилизации.

К сегодняшнему совещанию у Дмитрия Медведева по "обеспечению устойчивого развития экономики" Минэкономики подготовило меры поддержки автопрома. По данным "Ъ", большинство идей уже обсуждалось – это выделение еще 10 млрд руб. на госпрограмму обновления автопарка, субсидии на закупку газомоторной техники на 3,8 млрд руб. и возобновление льготного автокредитования для отечественных автомобилей (2 млрд руб.).

Общую поддержку пока имеет лишь первая из этих мер: глава департамента специального и транспортного машиностроения Минпромторга Александр Морозов отмечает, что при программе обновления парка "на каждые вложенные 10 млрд руб. в бюджет возвращается 12,6 млрд руб.". Источники "Ъ" говорят, что программу поддерживают и Минэкономики, которое "за стимулирование спроса любыми способами", и Минфин.

Но Минэкономики предложило и неожиданную меру – смягчение обязательств по локализации и перенос на один-два года сроков запуска новых производств автоконцернов в рамках соглашений о промсборке. По соглашениям 2011 года, иностранные автопроизводители (Renault-Nissan с АвтоВАЗом, КамАЗ с Daimler, Ford с "Соллерсом", Volkswagen, GM) должны достичь к 2018 году локализации в 60%, запустить производство мощностью 300-350 тыс. автомобилей в год и инвестировать в НИОКР. По данным источников "Ъ", предложения смягчить или заморозить обязательства на фоне девальвации рубля и спада спроса поступали в Минпромторг "довольно часто". Один из собеседников "Ъ" считает, что "это мог, в частности, лоббировать Volkswagen", который в 2015 году должен запустить завод двигателей.

Но, по данным "Ъ", Минпромторг против этого. Еще во вторник министр Денис Мантуров говорил, что пересмотр соглашений "не обсуждался и даже не стоит на повестке дня". Не исключено, что идею заблокируют и сейчас: по данным источников "Ъ", есть вариант предложений без пункта о смягчении условий промсборки. Собеседники "Ъ" говорят, что, в частности, уже отклонено еще более радикальное предложения: разрешить заключать новые соглашения о промсборке, вопреки нормам ВТО. В этом могли быть заинтересованы китайские автоконцерны, Subaru, Honda и Range Rover. В китайских Chery и Lifan обращения с просьбами о заключении новых соглашений подтвердили. В Минэкономики лишь заявили "Ъ", что "информацией о совещании не располагают", а представитель вице-премьера Аркадия Дворковича отказалась от комментариев до совещания.

Позицию Минпромторга разделяют и часть автоконцернов. Например, в "Соллерсе" (в холдинг входит УАЗ) сообщили "Ъ", что выступают против смягчения условий промсборки, поскольку уже "сделаны масштабные инвестиции" для запуска новых производств в 2015-2016 годах. В Ford Sollers и Renault тоже говорят, что не нуждаются в смягчении условий и выполняют условия локализации. Но источник "Ъ" в одном из иностранных концернов идею поддержал. Собеседники "Ъ" среди автопроизводителей объясняют, что сроки, когда нужно инвестировать в мощности, совпали с "дестабилизацией рынка". В GM от комментариев отказались, связаться с представителем Volkswagen не удалось.

Другой интригой может стать возобновление льготного автокредитования для отечественных автомобилей, что должно поднять продажи в среднем на 40 тыс. машин. Денис Мантуров на прошлой неделе утверждал, что не видит смысла делать это в 2015 году, так как деньги "просто плавно перетекут в банки". Зато источники "Ъ" в автопроме возобновление программы поддерживают. Руководитель Frank Research Group Юрий Грибанов согласен, что автокредитование находится в "удручающем" состоянии: после повышения ключевой ставки ЦБ проценты по автокредитам выросли до 30-40%. Но, по его мнению, субсидии должны быть значительны – "до 15-20%".

Но этими мерами поддержка машиностроения может не ограничиться: по данным "Ъ", 26 января у Дмитрия Медведева должно пройти еще одно совещание по ситуации с ростом цен на металлопрокат. По словам одного из источников "Ъ", потребители будут просить субсидирования затрат на покупку металла из бюджета либо фиксирования цен на прокат.

«Коммерсант»