АВТОСТАТ | Российский авторынок ждет третий кризисный год

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

16.01.15Прочитали 187 раз

Российский авторынок ждет третий кризисный год

Российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2015 году ждет третий год кризиса. Продажи провалятся почти на четверть после снижения на 10,3% в 2014 году, прогнозирует Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Особо сильный обвал ожидается в начале года из-за ажиотажного спроса на автомобили в ноябре - декабре, вызванного девальвацией рубля.

Во второй половине года АЕБ ожидает улучшение ситуации и итоговые продажи на уровне 1,89 млн автомобилей. Эксперты и участники рынка не исключают, что прогноз 24-процентного падения будет превышен, но и не ожидают двукратного обвала, как это было в 2009 году.

Кризис - это факт

Продажи легковых автомобилей и LCV в России в 2014 году упали на 10,3% к уровню предыдущего года и составили 2,49 млн единиц, сообщила в четверг на отчетной конференции АЕБ. Кризис в автомобильной отрасли продолжится и в 2015 году: по оценке АЕБ, рынок просядет на 24%.

Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер не нашел ни одной причины надеяться на положительную динамику в текущем году. "Мы находимся в кризисе, это факт. Вопрос только в том, насколько он будет глубоким и насколько он будет продолжительным", - сказал он.

"Если смотреть на этот прогноз с исторической перспективе, то можно сказать, что 2015 год находится на уровне не лучших 2006 года или 2010 года. 24% - это, конечно, большой спад, но менее драматичный, чем спад, который мы видели в 2009 году, тогда был обвал продаж", - добавил Шрайбер.

Именно 2009 год был худшим для современного российского автопрома, тогда рынок упал на 49%, до 1,46 млн единиц. В 2015 году некоторые производители прогнозируют падение больше 25%, но, по словам представителя АЕБ, обвала, как в 2009 году, рынок не ожидает.

На продажах 2015 года негативно скажется тот факт, что ажиотаж, вызванный почти двукратным падением курса рубля, заставил россиян покупать автомобили в конце 2014 года, лишив рынок возможности развиваться в текущем году. Увеличению спроса не будет способствовать и неизбежное повышение цен на автомобили из-за роста курсов иностранных валют. Из-за провала продаж Шрайбер не исключает ухода с рынка ряда игроков.

Наиболее существенное падение продаж ожидается в начале 2015 года. "Касаемо второй половины года, рассчитываем на улучшение тренда в таких размерах, чтобы достичь значений нашего прогноза", - сказал Шрайбер.

Все будет зависеть от курса

Опрошенные ТАСС аналитики и участники рынка соглашаются с оценкой снижения рынка, данной АЕБ. "В целом 24% год к году - это вполне обоснованный прогноз", - говорит аналитик RMG Андрей Третельников. Руководитель Skoda в России Любомир Найман отметил, что компания согласна с прогнозом АЕБ. Сама марка готовится к снижению продаж в РФ, но хочет "делать это не так стремительно, как рынок", подчеркнул топ-менеджер. В Renault также поддерживают прогноз АЕБ, в Toyote и Nissan воздержались от оценки.

"Прогноз АЕБ в целом соответствует нашим ожиданиям, но все будет зависеть от цены на нефть и, соответственно, курса рубля в течение следующих нескольких месяцев", - подчеркнул глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович.

"Существует множество прогнозов - от 2 млн до 1,5 млн (автомобилей в год. - ТАСС), и, возможно, результаты будут в пределах этой вилки. Все будет зависеть от политических и экономических событий. Точно сказать, что будет дальше, нереально", - говорит управляющий директор Kia Motor Rus Артем Гусаров.

"С высокой степенью вероятности можно говорить, что первый квартал будет провальным", - утверждает аналитик Газпромбанка Кирилл Никода. "2015 год, особенно первая его половина, будет для авторынка очень непростым. Удержать рынок от резкого обвала может только взвешенная политика автопроизводителей, а также меры стимулирования отрасли со стороны правительства", - говорит Алексей Шапкин, директор дилерского центра "Audi Центр Север" автодилера "Рольф".

Цены повышают все

"Компании вынуждены поднимать цены на автомобили. Кто-то это уже сделал. Ввозимые автомобили подорожали все, продолжают дорожать автомобили местной сборки. В целом можно говорить о росте цен в среднем на 15%", - утверждает Третельников из RMG. "На повышение цен идут все компании", - подтверждает управляющий директор Kia Motor Rus, добавив, что Kia намерена придерживаться политики умеренного поднятия цен.

Закрылся и канал кредитных продаж. "В среднем 50% автомобилей продавались в кредит. Высокие процентные ставки (ЦБ в декабре поднял ключевую ставку до 17%. - ТАСС) вкупе с высокой рискованностью фактически привели к тому, что кредиты почти не выдаются", - напоминает Третельников. "Процентные ставки по кредитам очень высоки, и это фактически блокирует финансирование покупки автомобиля. Кто будет брать кредит под такой процент?" - недоумевает глава VW Group Rus.

Падение курса рубля и, соответственно, рост цен приводят к тому, что импорт новых автомобилей продолжит падать двузначными темпами, увеличивая долю автомобилей, произведенных на территории России, отмечает Никода из Газпромбанка. "Возможно, тенденцией станет и ухудшение в показателях продаж автомобилей в премиум-сегменте - наиболее устойчивом к кризисным явлениям", - прогнозирует он.

Газпромбанк ожидает оптимизацию сети дилеров, рост локализации и повышение эффективности труда. "В региональной структуре продаж, скорее всего, увеличится доля крупнейших регионов - Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга", - считает Никода.

Эксперты в целом не рассчитывают на активизацию спроса на автомобили в текущем году, считая, что надеяться можно только на маловероятное стечение обстоятельств. "У населения еще есть рублевые сбережения, и, возможно, под воздействием каких-то внешних факторов они потратят их на автомобиль, что приведет к всплеску наподобие того, который мы видели в конце 2014 года", - предполагает аналитик RMG.

«ТАСС»

 
Загрузка...