АВТОСТАТ | Авторынок РФ готовится к обвалу после курсовой лихорадки

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

12.01.15Прочитали 102 раз

Авторынок РФ готовится к обвалу после курсовой лихорадки

Резкие скачки курса рубля помогли российскому авторынку удержать падение в пределах 12 процентов в уходящем году, лишив автопроизводителей надежд на восстановление в следующем.

Авторынок почувствовал на себе экономический спад уже в 2013 году, когда продажи автомобилей сократились на 5,5 процента до 2,78 миллиона машин, но тогда эксперты говорили, что главная причина снижения - послекризисное насыщение рынка.

Но уже в январе, когда продажи упали на 5,8 процента, стало понятно, что рост рынка откладывается. Участие России в украинском политическом кризисе, резко снизившее потребительскую уверенность, падение цен на нефть и рост ставок по автокредитам привели игроков рынка к пониманию, что о росте можно забыть надолго.

За 11 месяцев продажи в России снизились на 11,6 процента, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), объединяющая работающих в РФ автопроизводителей, ожидает снижения продаж легковых и легких коммерческих автомобилей на 12 процентов до 2,45 миллиона штук.

Несколько опрошенных Рейтер экспертов согласны с оценкой АЕБ и не исключают меньшего снижения по итогам года. По прогнозу агентства Автостат, продажи легковых автомобилей сократятся на 11 процентов до 2,3 миллиона штук.

Но даже на этой отметке рынку удалось удержаться только за счет форс-мажорных факторов. Весной, после внешнеполитического конфликта и санкций, рубль пошел вниз, что привело в автосалоны новых покупателей, рассчитывающих купить импортные автомобили по старым ценам. В итоге в феврале-апреле продажи упали в среднем только на 3,3 процента.

Расчет покупателей оказался верным - автопроизводители стали постепенно повышать цены вслед за ростом курса доллара, а в июне-сентябре рынок провалился больше чем на 20 процентов.

Ситуация стала постепенно исправляться в сентябре, когда правительство РФ ввело в действие программу господдержки авторынка "деньги в обмен на автохлам" стоимостью 10 миллиардов рублей.

Но главным драйвером рынка стал второй скачок ажиотажного спроса на иномарки, который снова был вызван ростом курса доллара и евро.

Новый отчаянный рост пришелся на ноябрь-декабрь, а его пик - на 17 декабря, когда доллар превысил отметку в 80 рублей. В эти два дня дилеры и автопроизводители даже останавливали продажи, чтобы скорректировать цены, другие обновляли ценник в режиме онлайн.

Агентство Автостат посчитало, что только в первой декаде декабря цены повысились у 24 брендов, в среднем на 5-7 процентов, а по некоторым моделям подорожание превышало 20 процентов.

Но резкий обвал курса рубля был единственным фактором, подогревающим спрос, остальные факторы играли против рынка, говорят эксперты. Это падение доходов населения, потребительская неуверенность, недоступность кредитов.

По подсчетам Автостата, доля продаж в кредит, которая в периоды активного роста рынка достигала 45 процентов, в этом году от месяца к месяцу планомерно снижалась и по итогам года, скорее всего, не превысит 35 процентов.

"НИ НАМЕКА НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ"

Ажиотаж ноября-декабря сулит рынку серьезные проблемы в начале следующего года, когда в автосалонах будут стоять никому не нужные автомобили по новым, повышенным вслед за курсом доллара, ценам.

"В первом квартале 2015 года очень сильно провалимся, потому что часть спроса ушла на конец года", - говорит аналитик ВТБ Капитала Владимир Беспалов.

Сокращение рынка в первом квартале, по его прогнозу, будет исчисляться двузначными цифрами - продажи упадут как минимум на 15-20 процентов из-за уже удовлетворенного в этом году спроса и роста цен.

Возможно, рост цен будет опережать девальвацию, поскольку автопроизводители и дилеры постараются предугадать темпы снижения курса рубля, говорит аналитик. По его прогнозу, цены могут вырасти больше чем на 30 процентов.

Тяжелым будет весь год, даже если в политике и экономике не случится непредвиденных событий, уверены эксперты.

Опрошенные Рейтер автопроизводители из первой десятки воздерживаются от прогнозов рынка на 2015 год, не исключая или прямым текстом обещая рост цен в будущем.

Эксперты не видят надежд на исправление ситуации. Беспалов считает, что по "базово-оптимистическому" сценарию рынок может упасть на 10 процентов, а в худшем случае - ниже уровня кризисного 2010 года, когда было продано 1,9 миллиона машин (снижение на 22,5 процента к прогнозу АЕБ).

Прогноз зависит от слишком многих факторов - будут ли еще меры поддержки кроме "автохлама", какой будет курс рубля, как глубоко упадет цена на нефть, что произойдет в политике.

В 2015 году, с учетом удовлетворенного спроса, санкций, продолжающейся девальвации и ухудшающейся политической обстановки рынок может провалиться на 40-50 процентов (около 1 миллиона машин), считает гендиректор агентства Автостат Сергей Целиков.

"Падение на 20 процентов (до 1,85 миллиона легковых автомобилей) - это оптимистичный сценарий, это если мы помиримся с миром и займемся экономикой", - говорит он.

Политические проблемы, снижение потребительской уверенности, девальвация рубля, падение нефтяных цен - это плохие новости для рынка новых автомобилей, говорит Целиков. Все это приведет к увеличению срока владения машинами и росту рынка подержанных автомобилей, на котором после десятка лет роста накопились автомобили на любой вкус.

"Даже при самом благоприятном развитии ситуации продажи новых автомобилей в 2015 году не превысят 2 миллиона штук, а если же события будут складываться по негативному сценарию, можно ожидать снижение продаж ниже полуторамиллионной отметки", - говорится в комментарии Автостата.

В 2015 году рынок не превысит 2 миллиона автомобилей, соглашается с Автостатом глава портала Autodealer.ru Олег Дацкив.

Базовый сценарий - 1,8 миллиона штук (около 25 процентов падения к прогнозу АЕБ), помочь рынку подняться до 2 миллионов сможет только очередной резкий скачок девальвации, который заставит покупателей в ожидании роста цен сбросить теперь уже последние сбережения, говорит эксперт.

"Ситуация на автомобильном рынке связана не только с уровнем доходов населения, но и с ожиданиями людей, - говорит гендиректор крупнейшего автодилера Рольф Татьяна Луковецкая. - Пока макроэкономическая ситуация остается нестабильной, мы не ждем восстановления спроса".

Прогноз Рольфа на 2015 год по оптимистичному сценарию предполагает снижение продаж новых автомобилей на 17 процентов (до 2 миллионов штук к прогнозу АЕБ)".

"Ждать увеличения доходов населения не приходится - бизнес загибается, кредиты не выдаются - нет ни одного позитивного сигнала, ни намека на восстановление рынка", - заключает Дацкив.

НОВЫЕ БЕДЫ АВТОПРОМА

В 2014 году российским автопроизводителям, прежде всего мировым автоконцернам, имеющим заводы в РФ, пришлось тормозить производство вслед за падающим рынком, останавливая заводы и сокращая работников.

Следующий год принесет автопрому новые беды, считают эксперты. Лучше других будет чувствовать себя Автоваз, собирающий Lada почти полностью из российских комплектующих, и его французский партнер Renault, успевший достичь довольно глубокого уровня локализации производства в РФ. На 2015 год запланирован запуск новой модели Lada Vesta, которая упрочит позиции российского автогиганта на рынке, говорит Беспалов. При сокращении рынка на 10 процентов в 2015 году Автоваз может даже показать небольшой рост, но только в том случае, если не будет повышать цены, считает аналитик.

Но мировые автоконцерны, которые имеют свои заводы в России, в большей или меньшей степени столкнутся с проблемой девальвации и экономического спада. Локализация производства в России дает возможность сдерживать рост цен. "Подобная бизнес-модель (локализация в РФ) позволяет нам все меньше зависеть от валютных рисков", - утверждает представитель совместного предприятия Ford Sollers, выпускающего автомобили Ford для рынка РФ.

"Несмотря на производство в России и на высокий уровень локальной интеграции, часть наших моделей и автокомпонентов поставляются из-за границы", что приводит к росту цен на готовые автомобили, добавляет представитель Renault.

"Цены на локализованные автокомпоненты в меньшей степени зависят от роста курсов валют, а значит остаются более стабильными, - говорит представитель Hyundai. - Однако с точки зрения долгосрочного планирования, мы ожидаем, что наши российские поставщики могут изменить отпускные цены на автокомпоненты, в соответствии с общей экономической ситуацией в стране".

Цены иномарок, собираемых в РФ, неизбежно вырастут, нивелировать их рост не получится даже с помощью скидки по госпрограмме утилизации, считают эксперты Автостата. "Валютная составляющая в них слишком высока, чтобы нивелировать рост курсов валют на 50-70 процентов".

Автостат прогнозирует, что загрузка мощностей иностранных автопроизводителей в РФ может снизиться до 50 процентов по сравнению даже с неудачным 2014 годом. "Не исключены остановки конвейеров и увольнения избыточного персонала. Особенно сложно придется тем производителям, у кого продажи существенно сократились уже в 2014 году, – Chevrolet, Ford, Peugeot и Citroen", - считают эксперты Автостата.

Reuters