Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Богатые пока не плачут

Российский авторынок падает в количественном, но не в денежном выражении. Причем 64% выручки обеспечивает ведущая десятка автомобильных брендов, большинство из которых не только не снижает финансовые показатели, а, наоборот, наращивает.

Выручка автомобильных брендов в России в январе – августе 2014 г.Изменение показателей выручки автомобильных брендов в России в январе – августе 2014 г. по сравнению с тем же периодом 2013 г.

Cлухи о скорой гибели российского автомобильного рынка, похоже, сильно преувеличены. Это становится ясно, если проанализировать результаты продаж новых машин не в штуках, а в деньгах.

Да, в штуках рынок падает: например, в августе в сравнении с тем же месяцем прошлого года он рухнул на 25%, а всего за восемь месяцев продажи упали на 12%. Но если посмотреть на рынок в деньгах, то ситуация уже не совсем «ужас-ужас». По данным агентства «Автостат», с января по август включительно россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей 1,5 трлн рублей, что аналогично показателю 2014 г. Иными словами, сокращения рынка в финансовом выражении не наблюдается. Более того, многие компании, наоборот, на падающем рынке умудряются еще и увеличивать свою выручку.

Денежный пьедестал

То, какие бренды являются самими богатыми на российском рынке, недавно выяснил все тот же «Автостат». Ключевой показатель любого бизнеса заключается не в том, сколько товара ты продал, а за сколько у тебя его купили. Выяснилась интересная вещь: более чем из шести десятков присутствующих на российском рынке брендов на самую успешную первую десятку приходится 64% всей выручки, а это почти 900 млрд рублей.

Мнение профессионала

Александр Димаков, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Русского АвтоМотоКлуба

В первую очередь на объем выручки влияют факторы роста или спада продаж, а также увеличение сбытовых цен. Соответственно, кто продал больше машин, у того и выручка выше. Toyota недавно обновила модели Corolla, RAV4 и Camry, что, безусловно, послужило драйвером хороших продаж. Nissan, помимо того что обновил Qashqai и Teana, еще и удачно расширил модельный ряд за счет Almera, которую собирают на АвтоВАЗе. Вполне объяснимо, что им удалось вырваться в лидеры рынка по росту продаж. На удивление оптимистичную динамику для начала кризиса показывают премиум-бренды. Таким образом, можно заключить, что своевременное обновление модельного ряда и вывод на рынок новых актуальных моделей является ключевым фактором для сохранения прибыльности в кризисный период.

1.jpgКто же эти счастливчики? На первом месте с большим отрывом лидирует компания Toyota (см. график 1). Хотя этот бренд в количественном рейтинге продаж занимает лишь шестую позицию в России (за январь – август продано 102,5 тыс. единиц), в денежном выражении за тот же период компании удалось продать машин на рекордные 158 млрд рублей, что на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года (см. график 2). Самой зарабатывающей в России японской компании удалось стать за счет того, что она сегодня занимает, пожалуй, самые маржинальные ниши автомобильного рынка. Прежде всего, это ниша дорогих и популярных в нашей стране внедорожников (тут продажи модели Land Cruiser являются недосягаемыми для конкурентов). Одновременно лихо выступает Toyota и в сегменте бизнес-седанов (Toyota Camry), неплохо дела идут в нише компактных кроссоверов (RAV4). Автомобили эти стоят недешево, соответственно, тойотовцам удается зарабатывать на их продаже.

2.jpgВторое место на «денежном» пьедестале досталось уже премиальной марке – Mercedes-Benz. По итогам восьми месяцев этот бренд заработал в России внушительные 117 млрд рублей, при этом прирост фантастический – почти 28% (кто там говорит про кризис?). Показатели этого игрока также объясняются вполне очевидным фактом: в отличие от массового сектора продажи премиальных марок в кризис почти не падают, а иногда, как в случае с Mercedes-Benz, даже растут. И опять же цены на такие авто немаленькие, благодаря чему и выручка намного больше, чем у продавцов бюджетных брендов.

Третье место по выручке в России держит отечественная Lada. В совокупности продажи машин этой марки в текущем году составили около 99 млрд рублей. Правда, при этом выручка показала и самое большое падение в первой десятке – почти 10%. Что ж, сокращение доли Lada на рынке – это неумолимая тенденция, и здесь штучное падение сопровождается и сокращением выручки.

А вот следующий бренд – Nissan – в 2014 г. смог достичь рекордной прибавки выручки: более чем на 31% (до 98 млрд рублей). Стоит признать, что Nissan сейчас является, пожалуй, чуть ли не самой успешной маркой в России: в штучном выражении прирост ее продаж в январе – августе составил почти 18%. При этом она успешно присутствует как в бюджетном сегменте (Almera), так и в более дорогих – бизнес-седанов (Teana), кроссоверов (Qashqai), внедорожников (Pathfinder и Patrol).

Далее в списке самых «зарабатывающих» брендов идут корейские марки Kia и Hyundai, которым в последнее время, кажется, удается убеждать клиентов платить больше за свою продукцию. Успешно осуществляют свою ценовую политику также немецкие Volkswagen и BMW, французская Renault и японская Mitsubishi. Разве что в отношении Volkswagen стоит сделать оговорку, что эта марка вместе с Lada – единственные бренды в первой десятке, которые ухудшили свои финансовые показатели. Очевидно, что это связано с падением продаж немецкого автопроизводителя в штуках – за восемь месяцев они упали почти на 18%.

Мнение профессионала

Алексей Тузов, первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр»

Если говорить о первой десятке финансового рейтинга, то из недорогих массовых брендов в нее попали Kia, Hyundai и Renault – марки, успевшие зарекомендовать себя на российском рынке за счет таких бюджетных моделей, как Renault Duster, Kia Rio и Hyundai Solaris. Причем немаловажно, что цена на эти авто выросла всего на 10–12%. Тот факт, что средняя стоимость машины к осени нынешнего года достигла 997 тыс. рублей, что на 10% больше аналогичного показателя 2013 г. в 906,8 тыс., а цена на вышеперечисленные модели значительно ниже этой цифры, и объясняет попадание данных брендов в число лидеров. При этом падение объемов продаж и, соответственно, выручки Volkswagen объясняется тем, что компания давно не выпускала на рынок новые модели и не производила рестайлинг текущих версий, да и рост цен на ее машины довольно-таки значительный – на 11,8%. Toyota же недавно произвела обновление своей линейки, и хотя стоимость машин выросла заметно – на 12,9% – за счет выведения новинок, потребители не так остро ощутили рост цен, в связи с чем не произошло падения и покупательского спроса.

Потребитель платит больше

Справедливым будет заметить, что рост объемов выручки в рублевом выражении у ведущих игроков авторынка объясняется во многом и ростом цен. Во-первых, ослабление рубля по отношению к мировым валютам продолжается; во-вторых, никто не отменял инфляцию. Понятно, что растут и цены.

Однако в некоторых случаях рост цен у ведущих брендов существенно ниже растущих объемов выручки. Например, у того же Mercedes-Benz и Nissan цены выросли за восемь месяцев соответственно на 10% и 11%, в то время как выручка, как мы уже сказали, подскочила на 28% и 31%.

За тем, что ведущие автомобильные бренды в России становятся богаче, кроется и тот факт, что покупатель все чаще выбирает более дорогие автомобили. Осенью нынешнего года средний чек на покупку нового автомобиля в России почти достиг отметки в миллион рублей, тогда как еще два года назад этот показатель составлял порядка 750 тыс. Словом, покупатель в России сам выбирает машины подороже, он не скупится на более дорогие комплектации, охотно пересаживается на модели более высокого класса. А те автомобильные бренды, которые сумели вовремя отреагировать на этот тренд, становятся еще богаче.

MotorPage.ru

02.12.14 MotorPage.ru
 

Новости на эту тему

  • сегодня, 14:42 LADA Granta в ноябре стала самой продаваемой моделью в России

    LADA Granta по итогам ноября вновь стала самой продаваемой моделью в России. Бюджетник АВТОВАЗа смог подняться на первую строчку рейтинга российских бестселлеров впервые с мая текущего года и всего четвертый раз в этом году. По итогам одиннадцати месяцев Granta по-прежнему остается на третьем месте, уступая Hyundai Solaris и KIA Rio, констатируют аналитики агентства «АВТОСТАТ».

    подробнее
  • сегодня, 13:57 Новые меры по поддержке авторынка могут быть запущены со II квартала 2017 года

    Программы господдержки автомобильного рынка России будут продолжены с января 2017 года. Об этом сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, отметив, что новые меры могут быть запущены по итогам первого квартала.

    подробнее
  • сегодня, 13:12 Российский авторынок в ноябре вышел «в плюс» впервые за два года

    Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • вчера, 08:57 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее