АВТОСТАТ | Богатые пока не плачут

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

02.12.14Прочитали 251 раз

Богатые пока не плачут

Российский авторынок падает в количественном, но не в денежном выражении. Причем 64% выручки обеспечивает ведущая десятка автомобильных брендов, большинство из которых не только не снижает финансовые показатели, а, наоборот, наращивает.

Выручка автомобильных брендов в России в январе – августе 2014 г.Изменение показателей выручки автомобильных брендов в России в январе – августе 2014 г. по сравнению с тем же периодом 2013 г.

Cлухи о скорой гибели российского автомобильного рынка, похоже, сильно преувеличены. Это становится ясно, если проанализировать результаты продаж новых машин не в штуках, а в деньгах.

Да, в штуках рынок падает: например, в августе в сравнении с тем же месяцем прошлого года он рухнул на 25%, а всего за восемь месяцев продажи упали на 12%. Но если посмотреть на рынок в деньгах, то ситуация уже не совсем «ужас-ужас». По данным агентства «Автостат», с января по август включительно россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей 1,5 трлн рублей, что аналогично показателю 2014 г. Иными словами, сокращения рынка в финансовом выражении не наблюдается. Более того, многие компании, наоборот, на падающем рынке умудряются еще и увеличивать свою выручку.

Денежный пьедестал

То, какие бренды являются самими богатыми на российском рынке, недавно выяснил все тот же «Автостат». Ключевой показатель любого бизнеса заключается не в том, сколько товара ты продал, а за сколько у тебя его купили. Выяснилась интересная вещь: более чем из шести десятков присутствующих на российском рынке брендов на самую успешную первую десятку приходится 64% всей выручки, а это почти 900 млрд рублей.

Мнение профессионала

Александр Димаков, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Русского АвтоМотоКлуба

В первую очередь на объем выручки влияют факторы роста или спада продаж, а также увеличение сбытовых цен. Соответственно, кто продал больше машин, у того и выручка выше. Toyota недавно обновила модели Corolla, RAV4 и Camry, что, безусловно, послужило драйвером хороших продаж. Nissan, помимо того что обновил Qashqai и Teana, еще и удачно расширил модельный ряд за счет Almera, которую собирают на АвтоВАЗе. Вполне объяснимо, что им удалось вырваться в лидеры рынка по росту продаж. На удивление оптимистичную динамику для начала кризиса показывают премиум-бренды. Таким образом, можно заключить, что своевременное обновление модельного ряда и вывод на рынок новых актуальных моделей является ключевым фактором для сохранения прибыльности в кризисный период.

1.jpgКто же эти счастливчики? На первом месте с большим отрывом лидирует компания Toyota (см. график 1). Хотя этот бренд в количественном рейтинге продаж занимает лишь шестую позицию в России (за январь – август продано 102,5 тыс. единиц), в денежном выражении за тот же период компании удалось продать машин на рекордные 158 млрд рублей, что на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года (см. график 2). Самой зарабатывающей в России японской компании удалось стать за счет того, что она сегодня занимает, пожалуй, самые маржинальные ниши автомобильного рынка. Прежде всего, это ниша дорогих и популярных в нашей стране внедорожников (тут продажи модели Land Cruiser являются недосягаемыми для конкурентов). Одновременно лихо выступает Toyota и в сегменте бизнес-седанов (Toyota Camry), неплохо дела идут в нише компактных кроссоверов (RAV4). Автомобили эти стоят недешево, соответственно, тойотовцам удается зарабатывать на их продаже.

2.jpgВторое место на «денежном» пьедестале досталось уже премиальной марке – Mercedes-Benz. По итогам восьми месяцев этот бренд заработал в России внушительные 117 млрд рублей, при этом прирост фантастический – почти 28% (кто там говорит про кризис?). Показатели этого игрока также объясняются вполне очевидным фактом: в отличие от массового сектора продажи премиальных марок в кризис почти не падают, а иногда, как в случае с Mercedes-Benz, даже растут. И опять же цены на такие авто немаленькие, благодаря чему и выручка намного больше, чем у продавцов бюджетных брендов.

Третье место по выручке в России держит отечественная Lada. В совокупности продажи машин этой марки в текущем году составили около 99 млрд рублей. Правда, при этом выручка показала и самое большое падение в первой десятке – почти 10%. Что ж, сокращение доли Lada на рынке – это неумолимая тенденция, и здесь штучное падение сопровождается и сокращением выручки.

А вот следующий бренд – Nissan – в 2014 г. смог достичь рекордной прибавки выручки: более чем на 31% (до 98 млрд рублей). Стоит признать, что Nissan сейчас является, пожалуй, чуть ли не самой успешной маркой в России: в штучном выражении прирост ее продаж в январе – августе составил почти 18%. При этом она успешно присутствует как в бюджетном сегменте (Almera), так и в более дорогих – бизнес-седанов (Teana), кроссоверов (Qashqai), внедорожников (Pathfinder и Patrol).

Далее в списке самых «зарабатывающих» брендов идут корейские марки Kia и Hyundai, которым в последнее время, кажется, удается убеждать клиентов платить больше за свою продукцию. Успешно осуществляют свою ценовую политику также немецкие Volkswagen и BMW, французская Renault и японская Mitsubishi. Разве что в отношении Volkswagen стоит сделать оговорку, что эта марка вместе с Lada – единственные бренды в первой десятке, которые ухудшили свои финансовые показатели. Очевидно, что это связано с падением продаж немецкого автопроизводителя в штуках – за восемь месяцев они упали почти на 18%.

Мнение профессионала

Алексей Тузов, первый вице-президент ГК «АвтоСпецЦентр»

Если говорить о первой десятке финансового рейтинга, то из недорогих массовых брендов в нее попали Kia, Hyundai и Renault – марки, успевшие зарекомендовать себя на российском рынке за счет таких бюджетных моделей, как Renault Duster, Kia Rio и Hyundai Solaris. Причем немаловажно, что цена на эти авто выросла всего на 10–12%. Тот факт, что средняя стоимость машины к осени нынешнего года достигла 997 тыс. рублей, что на 10% больше аналогичного показателя 2013 г. в 906,8 тыс., а цена на вышеперечисленные модели значительно ниже этой цифры, и объясняет попадание данных брендов в число лидеров. При этом падение объемов продаж и, соответственно, выручки Volkswagen объясняется тем, что компания давно не выпускала на рынок новые модели и не производила рестайлинг текущих версий, да и рост цен на ее машины довольно-таки значительный – на 11,8%. Toyota же недавно произвела обновление своей линейки, и хотя стоимость машин выросла заметно – на 12,9% – за счет выведения новинок, потребители не так остро ощутили рост цен, в связи с чем не произошло падения и покупательского спроса.

Потребитель платит больше

Справедливым будет заметить, что рост объемов выручки в рублевом выражении у ведущих игроков авторынка объясняется во многом и ростом цен. Во-первых, ослабление рубля по отношению к мировым валютам продолжается; во-вторых, никто не отменял инфляцию. Понятно, что растут и цены.

Однако в некоторых случаях рост цен у ведущих брендов существенно ниже растущих объемов выручки. Например, у того же Mercedes-Benz и Nissan цены выросли за восемь месяцев соответственно на 10% и 11%, в то время как выручка, как мы уже сказали, подскочила на 28% и 31%.

За тем, что ведущие автомобильные бренды в России становятся богаче, кроется и тот факт, что покупатель все чаще выбирает более дорогие автомобили. Осенью нынешнего года средний чек на покупку нового автомобиля в России почти достиг отметки в миллион рублей, тогда как еще два года назад этот показатель составлял порядка 750 тыс. Словом, покупатель в России сам выбирает машины подороже, он не скупится на более дорогие комплектации, охотно пересаживается на модели более высокого класса. А те автомобильные бренды, которые сумели вовремя отреагировать на этот тренд, становятся еще богаче.

MotorPage.ru

 
Загрузка...