АВТОСТАТ | Количество компенсаций по ОСАГО впервые снизилось

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

17.11.14Прочитали 370 раз

Количество компенсаций по ОСАГО впервые снизилось

Как выяснили «Известия», в январе-сентябре 2014 года число россиян, получивших выплаты по ОСАГО, сократилось сразу на 10% – с 2 млн до 1,8 млн. Такое снижение стало первым с момента существования ОСАГО в России, то есть с 2003 года. Это следует из исторической и актуальной статистики Российского союза автостраховщиков за 9 месяцев 2014 года, которая есть в распоряжении «Известий» (см. таблицу).

При этом количество ДТП, по данным госавтоинспекции, за тот же самый период сократилось всего на 1,2%, и страховщики не отмечают роста числа европротоколов, когда на место ДТП не выезжают гаишники. Кроме того, количество застрахованных автомобилистов за январь-сентябрь 2014 года вырос на 363 тыс. до 31,745 млн человек.

Опрошенные «Известиями» эксперты объясняют это парадоксальное расхождение тем, что страховщики закрыли центры урегулирования убытков в ряде регионов, которые являются невыгодными для них, – и клиентам стало попросту затруднительно добраться до страховщика и получить компенсацию. При этом сами представительства страховщиков формально не закрывались: по закону об ОСАГО страховщик должен иметь в каждом регионе свой филиал.

По мнению гендиректора организации по защите прав потребителей страховых услуг «ГлавСтрахКонтроль» Николая Тюрникова, статистика показывает недобросовестное поведение страховых компаний в регионах.

– В течение последнего времени крупные компании повально переносили центры урегулирования за сотни километров от региональных центров. То есть, например, что они делали? Закрывают, скажем, центр урегулирования убытков в Красноярске и говорят гражданам – отправляйтесь за 400 км – туда, где он есть. Это и есть те 10% граждан, которые просто не доехали до страховщика и не смогли получить компенсацию, – убежден Тюрников.

Аналогичного мнения придерживается лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин:

– В 2014 году многие страховщики выводили свой бизнес из регионов, так что вполне очевидно, что многие граждане в этих местах остались без выплат по ОСАГО, – сказал собеседник.

Кроме того, как писали «Известия», по данным Центробанка, географическая недоступность центров урегулирования вошла этим летом в тройку самых популярных жалоб автомобилистов на страховщиков.

Большинство опрошенных страховщиков отказались либо затруднились прокомментировать эту тенденцию, но в РСА косвенно подтвердили процесс закрытия страховщиками нерентабельных подразделений:

– Ежегодная инфляция и удорожание российского автопарка в целом приводит к тому, что выплаты страховщиков растут катастрофическими темпами, – говорят в пресс-службе РСА. – На рынке сейчас сложилась ситуация, в которой многие компании не готовы работать. На сегодняшний день более 30 регионов в России являются убыточными по ОСАГО. В некоторых субъектах уровень выплат значительно превышает 100%, и число таких регионов постоянно растет. За последний год несколько крупных компаний полностью свернули розничные продажи.

Действительно, на выплаты по ДТП страховщики потратили 63,3 млрд рублей, и это на 12% больше, чем за аналогичный период годом ранее. В 2014 году рост рынка ОСАГО замедлился: если за январь-сентябрь 2013 года он увеличился на 10,5%, то за аналогичный период этого года он вырос на 7%. В денежном выражении страховщики собрали премий за 9 месяцев 105,5 млрд рублей, против 98,3 млрд рублей 2013 год. Наиболее явная тенденция – резкий рост средней премии по страховому полису и средней выплаты по урегулированной аварии. За 9 месяцев средняя величина страховой премии (по прилагаемому списку топ-25 страховщиков ОСАГО) поднялась с 3,2 тыс. рублей в прошлом году до 3,5 тыс. рублей в нынешнем (+9%). Средняя выплата по ДТП за январь-сентябрь выросла в годовом выражении с 27,7 тыс. рублей до 32,6 тыс. рублей (+18%, то есть темпы вдвое больше, чем по росту взносов). Страховщики видят потенциальные угрозы для своего бизнеса.

– На увеличение размера средней выплаты влияет комплекс факторов, но главным образом – рост стоимости ремонта, – говорит зампредседателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. – Увеличение стоимости запчастей на иномарки в результате падения курса рубля напрямую отражается на объеме страховых выплат. В дальнейшем мы ожидаем, что рост размера средней выплаты продолжится в связи увеличением лимита выплат по «железу», расширением Европротокола [верхний лимит с октября 2014-го поднят с 25 тыс. до 50 тыс. рублей; для автомобилей с ГЛОНАСС-датчиками в Москве, Подмосковье, Петербурге и Ленинградской области лимит повышен до 400 тыс. рублей] и другими нововведениями в закон об ОСАГО. По оценкам независимых экспертов, в связи с повышением лимита выплат по «железу» до 400 тыс. рублей, уровень убыточности в ОСАГО увеличится еще на 20-25%. В ближайшей перспективе он может достигнуть 85%.

Крупнейшим игроком рынка ОСАГО остается «Росгосстрах», по сравнению с прошлым годом его сборы увеличились на 10,9 млрд рублей до 36,6 млрд рублей. Вторая компания рынка «автогражданки» – «Ресо-Гарантия» – за этот год увеличила поступления от ОСАГО на четверть – до 11,9 млрд рублей. Третью ступень самых успешных продавцов полисов занимает компания ВСК (5,8 млрд рублей поступлений), поднявшаяся с прошлогодней пятой позиции.

В то же время у ряда страховщиков суммы выплат по ДТП критически приблизились либо значительно превысили суммы поступлений по ОСАГО. В зоне риска оказались компании «АльфаСтрахование», «МАКС», «Альянс», «Цюрих», «МСК», «Гута-Страхование». Как никогда ранее обозначился перевес в пользу двух лидеров рынка ОСАГО («Росгосстрах» и «Ресо-Гарантия»), которые суммарно собирают почти половину всех премий. Впрочем, в страховом сообществе не видят в этом какой-либо угрозы.

– На сегодняшний день говорить о конкуренции на рынке ОСАГО не очень корректно: если раньше большинство страховщиков боролись за долю рынка ОСАГО, то сейчас, наоборот, многие компании всеми силами стараются сокращать свое присутствие в этом сегменте, – убежден Дамир Аксянов.

В российской подразделении немецкой страховой компании «Альянс», у которой за этот год выплаты превысили поступления практически на 1 млрд рублей, еще более критично отнеслись к работе с ОСАГО.

– В этом году компания приняла решение сконцентрировать свою деятельность на других линиях бизнеса, таких как корпоративное страхование имущества и ответственности и ДМС, где СК «Альянс» демонстрирует высокие результаты. Одновременно с этим происходит сокращение объемов моторного бизнеса, включая ОСАГО. Однако, разумеется, мы продолжаем осуществлять выплаты по действующим договорам. Но поскольку поступления по новому бизнесу сокращаются, разрыв между премиями и выплатами увеличивается. Но это осознанный шаг, продиктованный новой стратегией, – отметил Николаус Фрай, гендиректор СК «Альянс».

Большинство страховщиков заявляют об убыточности ОСАГО.

– Ситуация на рынке в последние несколько лет продолжает ухудшаться из-за постоянного роста убыточности этого вида страхования. Рентабельность автостраховщиков снижается, и недавно принятые поправки в закон об ОСАГО лишь усугубят положение. ОСАГО – в значительной степени социальный вид страхования, поэтому страховщики, пожалуй, не вправе настаивать на высокой маржинальности этого вида бизнеса. Но дело в том, что сейчас ОСАГО в ряде регионов откровенно убыточно, – говорит Дамир Аксянов. – Для того чтобы выправить экономику ОСАГО, базовые тарифы, согласно актуарным расчетам, уже с октября этого года необходимо было увеличивать на 64-68%, в то время как по принятым поправкам в реальности повышение составило 23-28%. На данный момент тарифы по ОСАГО требуют повышения примерно на 40%.

– ОСАГО ожидают новые потрясения, связанные с уходом с рынка страховых компаний, либо сдачей ими лицензии ОСАГО, – отметила гендиректор СК «МАКС» Надежда Мартьянова. – В этом процессе я не вижу ничего положительного, так как сколько бы компаний ни осталось, проблемы тарифов и «автоюристов», к сожалению, без дополнительных мер не исчезнут. Увеличение базовых тарифов на 23-30% несоизмеримо увеличению лимитов ответственности по имуществу более чем в 3,3 раза. Не принята во внимание сложившаяся годами убыточность по большинству регионов, размер убыточности которых колеблется от 120 до 200% от брутто-премий.

Следующий этап повышения тарифов ожидается весной 2015 года – к моменту вступления в силу поправок об увеличении страховых сумм по жизни и здоровью.

Принципы коммерческой целесообразности этого бизнеса прописаны в самом законе об ОСАГО – так, страховые компании имеют право забирать с каждого полиса 20% от его стоимости: сюда уже заложена прибыль, расходы на ведение бизнеса и агентские гонорары. Еще 3% отчисляются в фонд РСА на компенсационные выплаты автомобилистам, чьи страховщики обанкротились либо ушли с рынка «по-английски». Остальные 77%, по закону, страховщик обязан тратить на компенсационные выплаты по ДТП, но не израсходованные на компенсации излишки остаются у страховщика. В 2014 году, как и за все 11 лет существования ОСАГО, убытки по этому виду бизнеса, несмотря на все заявления страховщиков, так и не достигли критического уровня для бегства компаний с рынка. За 9 месяцев 2014 года по статистике РСА, на выплаты было потрачено лишь 60% (63,3 млрд рублей), оставшиеся 17% (17,9 млрд рублей) – это дополнительный доход, который страховщик может считать своим. Страховщики настаивают, что эффект выплат растянут во времени и считать эти деньги прибылью некорректно.

ОСАГО.jpg

«Известия»