АВТОСТАТ | Грузовики из будущего

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

05.11.14Прочитали 124 раз

Грузовики из будущего

Организаторы крупнейшего мирового смотра коммерческой автотехники – 65-й Internationale Automobil-Ausstellung (IAA) в Ганновере – в лице Немецкой ассоциации автомобильной промышленности (VDA) насчитали 322 мировые премьеры, 78 европейские и 52 немецкие. Понятно, что по большей части новинки представляли производители комплектующих, но и автомобилей и концепт-каров публика увидела достаточно.

Девизом выставки сделали фразу "Driving the Future" – "Приближая будущее". Ближе всех к прекрасному далеку подобралась Daimler AG. Крупнейший мировой производитель коммерческих автомобилей представил концептуальный грузовик 2025 года – футуристического вида ходовой макет тягача с боковыми камерами вместо внешних зеркал заднего вида. Наивно было бы полагать, что именно в таком виде он и пойдет в серию через десять лет. Скорее машину, под завязку напичканную электроникой, следует рассматривать как элемент транспортной системы будущего, в которой функции грузовика будут куда разнообразнее, чем просто доставка груза из пункта А в пункт Б, и он превратится в полноправного участника логистической цепочки. А его водитель будет не столько крутить баранку, сколько выполнять функции диспетчера. Во всяком случае, в июле грузовик будущего уже прокатил в автономном режиме по автобану в районе Магдебурга. Ходовой макет двигался со скоростью 80 км/ч и совершал необходимые перестроения без участия водителя, который, раскинувшись в кресле, кажется, уделял больше внимания планшетнику, нежели происходящему на дороге.

Присутствовали на даймлеровском стенде и новинки не столь удивительные – в общей сложности на суд публики выкатили 63 грузовика и автобуса. Мировой премьерой, например, отметился фургон Mercedes-Benz Vito нового поколения, по ряду параметров не имеющий равных в своем сегменте малотоннажного рынка. Никто из его "одноклассников" не может похвастаться такой вариативностью: три типа привода – передний, задний, полный – и три кузова разной длины. Грузоподъемность до 1369 кг – еще один рекордный показатель, не говоря уже о впечатляющем наборе систем активной и пассивной безопасности в стандартной комплектации. В этот набор оборудования фургона Vito входят подушки безопасности и система оповещения о непристегнутых ремнях для водителя и пассажира. Количество подушек в пассажирской версии Vito Tourer может достигать восьми. Кроме того, в списке базового оснащения значатся система контроля уровня усталости водителя (Attention Assist), адаптивная ESP с многочисленными дополнительными функциями – от ABS и ASR до защиты от опрокидывания и Hill-Start Assist. Еще одна стандартная фишка Vito называется Crosswind Assist. Ее задача – подтормаживать колеса со стороны бокового порыва ветра и тем самым компенсировать вероятное смещение автомобиля за пределы своей полосы движения. И все это великолепие на фоне весьма привлекательной цены, во всяком случае у него на родине: от €17 990 (без НДС) за переднеприводный фургон Vito109 CDI.

В сегменте "каблуков" громкой премьерой заявил о себе Fiat Doblo четвертого поколения. Предыдущие поколения Doblo родом с турецкого завода Tofas снискали симпатии покупателей: с 2000 года реализовано более 1 млн машин, а его доля на европейском рынке LCV в этом классе составляет внушительные 25%. Семейство представлено тремя основными версиями – грузовой (Cargo), грузопассажирской (Combi) и бортовой. На выбор предлагается два варианта высоты кузова и два – колесной базы. Новый Doblo берет до тонны груза, объем его грузового отсека превышает 5 кубометров. Не менее внушительно выглядит силовой ряд. В арсенале итальянского "каблука" шесть турбомоторов: три дизеля семейства MultiJet II объемом 1,3 л, 1,6 л и 2 л плюс три бензиновых TurboJet объемом 1,4 л. К тому же 120-сильный TurboJet еще и битопливный: способен переваривать не только бензин, но и метан. Все это агрегатируется с пяти- и шестиступенчатой "механикой", а также с роботизированной КП.

Второй по величине немецкий производитель грузовиков и автобусов MAN Truck & Bus отметился флагманской новинкой – TGX D38. Суть в том, что отныне для баварских грузовиков доступна новая рядная "шестерка" объемом 15,2 л, получившая индекс D38. Она представлена в трех версиях – мощностью 520 л. с., 560  л. с. и 640 л. с. Топ-модель оснащена уникальной высокоэффективной трансмиссией и предназначена для сложных транспортных операций. Новый двигатель обеспечивает TGX D38 максимальное тяговое усилие в любых ситуациях, не стремясь при этом побить рекорд по количеству лошадиных сил: инженеры MAN больше беспокоились о надежности, эффективности и низких эксплуатационных расходах.

В конструкции двигателя использовали как проверенные временем, так и абсолютно новые решения. Например, блок цилиндров и головки блока изготовлены из высокопрочного чугуна с вермикулярным графитом. Высокие динамические качества обеспечивает, в частности, двухступенчатый турбонаддув с промежуточным охлаждением. Впервые в моторе для грузовых автомобилей применили систему охлаждения по принципу "сверху вниз" – с приоритетным охлаждением участков головки блока цилиндров, подвергающихся особо высокой термической нагрузке. В первую очередь охлаждаются инжекторы, выпускные клапаны и кольца для седел клапанов, что способствует их лучшей сохранности.

Также впервые используются так называемые купольные клапаны. Благодаря дополнительному усиливающему компоненту конструкции тарелки клапана, имеющему форму купола, предотвращается деформация впускных и выпускных клапанов.

Российский автопром на IAA представлял (похоже, в гордом одиночестве) подмосковный МЗ "Тонар". К слову, в РФ это третий по объему выпуска производитель тяжелой прицепной техники после камазовских "дочек" НефАЗ и "Автоприцеп-КамАЗ". Прицепостроители из Губино привезли в Ганновер монструозный автопоезд в составе седельного тягача Iveco Trakker и двух самосвальных полуприцепов суммарной грузоподъемностью 100 тонн. По словам немца-стендиста, аналогичное изделие "Тонара" трудится где-то в Южной Америке.

Что касается автобусных премьер, Daimler представил новые версии Setra. В частности, семейство туристических лайнеров Comfort Class 500 пополнилось двумя новыми моделями – клубным S 500 длиной всего 10,4 м и почти 15-метровым "хайдекером" S 519 HD. Первый в трехзвездном исполнении рассчитан на 43 посадочных места, а в салоне второго можно разместить более 70 пассажирских кресел.

Относительно небольшие семейные компании пытаются не отставать от грандов. Бельгийская Van Hool представила семейство автобусов туристического класса новой серии EX. В него вошли две двухосные модели – EX15H и EX16M длиной соответственно 12 480 мм и 13 260 мм. Обе новинки отличает увеличенное на 100 мм переднее пространство, где располагаются рабочие места водителя и гида.

Польская Solaris Bus & Coach S.A. представила новое поколение своего бестселлера Solaris Urbino. Городской автобус дебютировал в двух ипостасях: как 12-метровая соло-версия и 18-метровая "гармошка". В салоне Urbino 12 предусмотрено 16 мест для сидения, а у Urbino 18 их может быть до 24. В качестве двигателя фигурируют DAF MX11 и Cummins – дизель ISB6.7E6 и метановый агрегат ISLG8.9E6. Серийное производство новинок планируется начать в 2015 году.

«Коммерсант»