Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Динамика авторынка России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Авторынок потянулся к управлению

В этом году целый ряд автоконцернов и даже интернет-поисковики представили проекты автоматически управляемых автомобилей. Audi, Mercedes-Benz и Volvo уже начали испытания. По прогнозам, к 2030 году 8% мирового парка машин будет обладать высокой степенью автоматизации и способностью ехать без участия водителя. В такие проекты уже вложено более $100 млрд. В 2015 году эксперты ждут нового всплеска запросов финансирования на фоне прихода на рынок все более непрофильных игроков и активизации производителей программного обеспечения и комплектующих.

Автомобиль в квадрате

Забытый ныне француз, придумавший слово "автомобиль" ("самодвижущийся"), имел в виду лишь освобождение экипажа из зависимости от лошади или иной тягловой силы. Сейчас наблюдается тенденция создания "автомобиля в квадрате" – самодвижущегося экипажа, в котором человеку будет отведена роль пассажира или штурмана. Машины все меньше нуждаются в водителе и все больше превращаются в роботов.

В мае этого года, спустя несколько лет разработок и тестов, компания Google представила свою первую машину с автоматическим управлением. У нее нет руля и педалей, лишь кнопка для начала движения или остановки, многочисленные сенсоры, лазеры и камеры. Разработкой подобных автомобилей занимаются почти все автоконцерны, в том числе Daimler, General Motors, Nissan, Toyota, Audi, Volvo. По оценке Morgan Stanley, производители уже вложили в эти технологии более $100 млрд.

Например, Audi, Mercedes-Benz и Volvo уже проводили испытания концептов автоматически управляемых машин. В середине октября Audi начала тестировать RS 7, пригласив многочисленных наблюдателей и прессу. По заявлению Audi, одной из целей было показать, что компьютер может вести автомобиль без участия человека. "Если регуляторы откроют двери для таких транспортных средств, первые машины с автоматическим управлением могут появиться на рынке уже через несколько лет",– заявил директор по развитию Audi Ульрих Хакенберг. Nissan обещает представить свой "беспилотный" автомобиль к 2020 году, Volvo – к 2017 году. GM собирается вывести на рынок такой Cadillac в 2016 году. Свою версию машины с электронным "водителем" начал разрабатывать и производитель электромобилей Tesla. По прогнозам Александра Харса, директора немецкой Inventivio, занимающейся разработкой ПО для автоматизации вождения, уже в 2015 году несколько крупных автопроизводителей, в том числе Daimler, Honda, Nissan, представят бизнес-стратегию и привлекут инвестиции для вывода на рынок автомобилей с полностью автоматическим управлением.

Свои силы в новом модном тренде пробуют не только автоконцерны. Этим летом вслед за Google китайский поисковик Baidu объявил о разработке автомобиля с высокой степенью автономности управления. Рулевое колесо и педали у него будут, но машина сможет ехать и без участия водителя. По прогнозам компании, автомобиль, который Baidu разрабатывает вместе с BMW, может быть представлен в ближайшие два года.

По мнению Адама Джонаса из Morgan Stanley, одной из важнейших тенденций станет то, что в игру наряду с известными автопроизводителями включатся технологические компании, которые раньше не занимались автомобилями, и стартапы, специализирующиеся на автоматизации движения.

Скорее, чем кажется

Далеко не каждый автомобиль, который разработчики называют автоматически управляемым, может ехать без водителя. В 2013 году Национальное управление по безопасности дорожного движения США (NHTSA) разработало рекомендации по созданию и испытаниям таких машин. NHTSA разделило все автомобили на пять групп по уровню их автоматизации. Автомобили нулевого уровня, где полностью отсутствуют элементы автоматизации, уже почти не производятся. Первый уровень предусматривает автоматизацию рулевого управления или контроля скорости. На втором – автомобиль должен располагать минимум двумя действующими одновременно автоматизированными функциями, при этом за ситуацией на дороге следит водитель. К третьему уровню относятся автомобили, которые могут ехать без участия водителя на некоторых видах дорог, но водитель способен вернуть себе контроль в любой момент. К ним, например, относится автомобиль Google - но на рынке их пока нет. Машины четвертого уровня полностью автоматизированы: находящиеся в них люди никак не участвует в управлении.

Хотя до полностью автоматизированных машин еще далеко, большинство экспертов смотрит на их перспективы с оптимизмом. В начале октября аналитики Morgan Stanley во главе с Адамом Джонасом опубликовали исследование "Смерть автоаналитики", где заявили: "Автомобили с полностью автоматическим управлением появятся скорее, чем кажется рынку". Господин Джонас сравнивает этот процесс с переходом от экипажей, запряженных лошадьми, к автомобилям. По его мнению, уже к 2026 году на дорогах будет много автоматизированных машин третьего уровня.

Прогнозы большинства аналитиков скромнее, но эта сдержанность относится скорее к скорости распространения автоматизированных автомобилей, чем к факту их появления на дорогах. По оценке американской исследовательской компании Lux Research, в 2030 году такие машины могут приносить до $87 млрд. При этом 92% автомобилей будут оснащены помогающими водителю устройствами (второй уровень автоматизации), и только 8% будут составлять автомобили третьего уровня. В целом, считают в Lux Research, к 2030 году будет продано около 250 тыс. автомобилей третьего уровня. Более оптимистичны в ABI Research, по чьей оценке их продажи вырастут с 1,1 млн в 2024 году до более чем 42 млн в 2035 году. По оценке IHS Automotive, продажи автоматизированных машин вырастут с 230 тыс. автомобилей в 2025 году до 11,8 млн (9% всего объема рынка) в 2035 году. Здесь, в отличие от исследования ABI Research, учитываются только автомобили третьего уровня. Аналитики IHS Automotive считают, что только после 2050 года все автомобили станут полностью управляемыми электроникой.

Смежники на низком старте

Приближают их появление все более активные разработка и применение систем автоматизации. Речь идет прежде всего о так называемых ADAS-системах (advanced driver assistance systems, продвинутая система помощи водителю), где датчики, сенсоры и камеры контролируют положение автомобиля в пространстве и следят за поведением на дороге – предотвращают или смягчают столкновения, помогают удерживать траекторию, соблюдать скоростной режим, бороться со сном и ослеплением водителя.

В начале октября Tesla представила устройство, способное считывать информацию об ограничениях скорости с дорожных знаков и соответственно регулировать скорость автомобиля. Новый Mercedes-Benz S-класса оснащен системой, позволяющей на низкой скорости автоматически ехать за автомобилем впереди, как в пробке. Довольно широко распространены на машинах (например Audi А7, Ford Focus 3, Kia Optima, Volkswagen Golf VII) системы автоматической парковки. В начале октября Volvo продемонстрировала модель, у которой, благодаря датчикам, GPS и другим технологиям, сильно снижена вероятность попадания в аварию. На прошлой неделе Ford объявил о намерении выпустить на рынок автомобили с системой предотвращения столкновений. Система, которая будет установлена на автомобиль 2015 Mondeo, оснащена радаром и датчиком, она должна обнаруживать пешехода и предотвращать столкновение с ним.

Разработка автоматизированных систем для автомобилей становится все более выгодной для инвесторов. По прогнозам BNP Paribas, рынок ADAS-систем и технологий автоматизации управления автомобилем вырастет с нынешних $6 млрд до $25 млрд в 2020 и $57 млрд в 2025 году. Аналитики Lux Research ожидают роста рынка ПО для автомобилей с $500 млн сейчас до $10 млрд в 2020 году и $25 млрд – в 2030-м. Созданием таких систем все чаще заинтересовываются компании, специализирующиеся на разработке и производстве автокомплектующих.

В сентябре немецкий производитель автокомлектующих ZF Friedrichshafen за $13,5 млрд купил американскую TRW, которая выпускает камеры и радары для автомобилей. Глава ZF Friedrichshafen Штефан Зоммер заявил, что компания хочет заняться разработкой систем содействия водителю и для автоматизированного вождения. Panasonic, следуя за трендом, купила 49% испанского производителя автокомплектующих Ficosa. Немецкий Bosch вообще разрабатывает собственный автоматически управляемый автомобиль. Включаются в игру и стартапы. Калифорнийская Cruise Automation летом представила "автопилот для автомагистралей" RP-1, с помощью которого водитель может, выведя машину на нужную траекторию, передать устройству контроль над педалями газа и тормоза, а также рулем. Израильский стартап Mobileye, производящий камеры и ПО для автоматизации машин, в августе привлек в ходе IPO в США $890 млн.

«Коммерсант»

31.10.14 «Коммерсант»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 29 ноября 2016 Езда не стоит свеч («Российская газета»)

    Через 19 лет, по самым оптимистичным оценкам, доля мировых продаж машин на альтернативных технологиях (гибриды, электрокары и автомобили на метане) может составить 89 процентов, при этом в России большей популярностью, скорее всего, будут пользоваться автомобили с газобаллонной техникой.

    подробнее
  • 18 ноября 2016 Audi похоронит конвейер (Авторамблер)

    Вместо привычного конвейера компания Audi будет применять специальную схему производства автомобилей, основанную на отдельных модулях. Об сообщили «Авторамблеру» в Audi.

    подробнее
  • 7 октября 2016 Плюс электрификация всей страны («Коммерсант»)

    Электромобили чем-то напоминают коммунизм – это светлое будущее, которое почему-то никак не может наступить. Появившись примерно в то же время, что и машины с двигателем внутреннего сгорания, электрические машины проиграли конкуренцию и весь XX век оставались на вторых ролях. Затем вроде бы начали возрождаться, но до сих пор не сумели занять сколько-нибудь существенную часть рынка.

    подробнее