Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Андерссон теряет контроль

Отношения между менеджментом АвтоВАЗа и его поставщиками достигли точки кипения. Руководители ряда производителей комплектующих, недовольные политикой нового руководства автозавода, обратились за помощью к чиновникам, а ряд из них даже заявили о готовности разорвать отношения со своим крупнейшим партнером. Примирить конфликтующие стороны попытается полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, который 30 октября 2014 года проведет совещание с участием представителей ВАЗа и его контрагентов.

Отношения между АвтоВАЗом и его поставщиками неуклонно осложнялись на протяжении нескольких лет. До 2005 года многие крупные производители автокомплектующих контролировались топ-менеджерами ВАЗа или близкими им структурами, поэтому завод с контрагентами были тесно связаны друг с другом и возникавшие между ними вопросы, как правило, регулировались в рабочем режиме. Ситуация кардинально начала меняться после перехода АвтоВАЗа под контроль госхолдинга «Ростехнологии». Новое руководство завода (а оно менялось несколько раз при «Ростехах», и последним представителем этой группы влияния был в Тольятти Игорь Комаров) начало пересматривать контракты с поставщиками, требуя от них снижения цен на продукцию, при увеличении ее качества. Под давлением основного потребителя поставщикам приходилось все больше снижать свою маржу. А после перехода АвтоВАЗа под контроль менеджеров альянса Renault-Nissan и назначения президентом предприятия Бу Андерссона ситуация дошла до логического финала.

Андерссон не только продолжил курс предшественников на ужесточение требований к местным поставщикам, но и показательно выстраивал режим благоприятствования для иностранных производителей комплектующих. Первым сигналом о том, что давление на автокомпонентную отрасль достигло предела, стал отказ ряда игроков выполнять очередное требование ВАЗа по уменьшению цен на комплектующие в начале 2014 года. Более того, ряд производителей начали грузить свою продукцию ВАЗу по повышенным в одностороннем порядке ценам.

Сдетонировала накопленная взрывоопасная смесь 22 октября на совещании, которое проводил министр промышленности Самарской области Сергей Безруков с производителями комплектующих. В ходе мероприятия руководители ряда предприятий выступили с резкой критикой вазовского менеджмента.

Как рассказал источник, присутствовавший на совещании (аудиозапись мероприятия есть в распоряжении редакции), отдельные представители автокомпонентного бизнеса даже заявили о намерении прекратить сотрудничество с АвтоВАЗом из-за того, что российских производителей намеренно выдавливают с рынка, рассчитывая заместить их импортными поставщиками.

Лейтмотивом выступлений поставщиков были постоянно изменяемые менеджментом АвтоВАЗа, да еще и не общие для всех правила игры. «Существует политика двойных стандартов. Требования, предъявляемые к поставленной продукции, совершенно разныек российским поставщикам – одни, к иностранному производителю – совсем другие. Технические требования для российских предприятий очень сильно завышены, с другой стороны, продукция иностранных предприятий принимается фактически без проверок. У нас появились разные траты на всевозможные лабораторные исследования, экспертизы», - сетовал в ходе мероприятия генеральный директор ЗАО «Мотор-Супер» Дмитрий Савенков.

«Мощности заводов автокомпонентной отрасли как в нашем регионе, так и по всей России в два раза превышают потребности автомобильных заводов. Отсюда и всевозможные требования со стороны АвтоВАЗа. К нашей продукции присматриваются под микроскопом, а иностранный поставщик может продукцию отдать без такого контроля», - вторил ему вице-президент ООО «Криста» Виктор Хлыстов.

Отдельно была поднята тема экспансии иностранных автокомпонентных компаний. «У меня недавно была встреча с представителями одной турецкой компании. Она ничем не известна и ничего не имеет, однако они заявили, что готовы создать в Самарской области предприятие по производству автомобильных сидений для АвтоВАЗа. В итоге они признались, что их заставил создать здесь производство «Рено-Ниссан». У нас в регионе мощности по производству сидений в два раза превышают потребности АвтоВАЗа. Зачем создавать лишнюю конкуренцию, нам это непонятно», - пожаловался первый заместитель генерального директора ОАО «АвтоВАЗагрегат» Александр Леонтьев.

«Я живу в России и являюсь руководителем двух довольно крупных заводов, которые издавна являются поставщиками АвтоВАЗа. Однако в последнее время я не чувствую, что я – дома. Скорее ощущаю себя каким-то гостем. Это связано с тем, что на наш рынок пришли новые игроки. Пришли в большом количестве и на совсем других условиях, чем у нас. На гораздо более льготных. У нас с ними – разная стоимость денег, разные условия их получения, разные преференции от АвтоВАЗа», - недоумевал Дмитрий Савенков. «Нами было закуплено импортное оборудование для поставок на АвтоВАЗ. Однако неожиданно мы узнали, что не номинированы на очередной проект. Выяснилось, что номинацию получила некая корейская компания, у которой за спиной нет ничего. Мы считаем, что вопрос с АвтоВАЗом необходимо рассматривать на уровне правительства РФ. Прежде чем «Рено-Ниссан» будет приглашать своих поставщиков, они должны рассматривать российские предприятия. Иностранные компании, на самом деле, не хотят идти к нам и создавать здесь свои производства. Они просто хотят пропихнуть свою продукцию, и иностранный менеджмент дает им зеленый свет», - констатировал директор Тольяттинского завода автоагрегатов Александр Иванов. Он также добавил, что «двойные стандарты приводят к тому, что сегодня мы, предприятие, не одно десятилетие сотрудничающее с АвтоВАЗом, вынуждены рассматривать вопрос о том, чтобы вообще остановить это взаимодействие. К счастью, мы развернули параллельно другое, светодиодное производство. И оно уже нас выручает в довольно сложном положении», - сетовал Александр Иванов. Тональность Иванова разделил руководитель ООО «Мобиль» Виктор Крупеня. «На сегодняшний день все понимают, что у нас очень низкая доходность и падение объемов производства. Это приводит к нехватке средств на техническое перевооружение. Без промышленной политики, направленной на развитие российских предприятий автокомпонентной отрасли, дающей именно им преференции, дальнейшее развитие невозможно. Мы просим, чтобы нам дали возможность выровняться по условиям с иностранными конкурентами. Сейчас мы – догоняющая сторона», - подчеркивает Крупеня.

На совещании представители автокомпонентного бизнеса также пожаловались Сергею Безрукову на предложение от АвтоВАЗа увеличить рассрочку по оплате поставленного товара до 75 дней. «С увеличением рассрочки до 75 дней наши предприятия должны увеличить свою оборотку как минимум в три раза. Надо же платить зарплату и закупать сырье. А кредитоваться негде, все и так уже закредитованы. При этом никаких гарантий по объемам и закупкам АвтоВАЗ на дает. Он может поменять планы в течение месяца несколько раз. Я готов посчитать чистую себестоимость своей продукции, но тогда АвтоВАЗ должен взять на себя капитальные затраты или подписаться под объемами. По-другому в бизнесе не бывает. Но от автозавода никаких обязательств получить невозможно. От меня требуют снижения стоимости, не гарантируя при этом объемы», - недоумевает Александр Леонтьев. О том же говорил на мероприятии и представитель ЗАО «ПХР». «Мы инвестируем деньги в оборудование, закупаем его на новые проекты АвтоВАЗа. При этом автозавод снижает объемы, причем делает это непредсказуемо. Плана на 2015 год до сих пор нет.

При том, что уже конец октября. Как жить в таких условиях, непонятно. Ежедневные планы тоже скачут. Деньги в оборудование вложены большие, проценты по кредитам немалые, прибыли нет, и когда она будет, непонятно. И завод с иностранным руководством дает дорогу своим игрокам, нас вытесняют. Мы закупили оборудование согласно планам АвтоВАЗа, обнародованным в 2012 году, но они им все сорваны. И сейчас наше предприятие загружено только на 45%, новое оборудование оказалось ненужным», - пожаловались в ЗАО «ПХР».

«Мы вложили деньги, у нас есть мощности, и мы все попадаем в сложную ситуацию, когда АвтоВАЗ неожиданно и без предупреждения может сказать, что, например, с понедельника он будет выпускать наполовину меньше. А мы должны заранее предупредить людей, что уходим на неполную рабочую неделю. Все предприятия автокомпонентной отрасли закредитованы, нам оперативно взять новый кредит невозможно», - констатирует Виктор Хлыстов.

«Мы предоставляем ВАЗу всю информацию по своему предприятию. Нам же никаких сведений не дают. Мы то соответствуем их стандартам, то нет. Приезжают все время разные люди и предъявляют разные требования. Не можем понять, в чем их суть. Считаем, что это политика разрушения АвтоВАЗа как российского предприятия. Они не заинтересованы в том, чтобы поднимался российский производитель комплектующих. Мы просилидайте нам чертеж конкретного изделия, какое вы хотите, и скажите, сколько нужно, – мы сделаем. Но ответа нет. И сегодня мы можем констатировать, что как поставщик АвтоВАЗа мы не можем его кредитовать. Мы не кредитное учреждение. Мы пошли на все условия АвтоВАЗа и к чему пришли? К работе в убыток!» - подчеркивал на совещании руководитель ТЗА.

Генеральный директор ООО «ДСК «Пластик Омниум Инержи» Дмитрий Костек попытался объяснить происходящее объективными процессами. «К сожалению, падение объемов производства - это данность, с которой нам приходится жить и выживать. Думаю, что всем автокомпонентным производствам необходимо сейчас помочь пережить период падения рынка, падения объемов производства - до того времени, когда они вырастут и придут в норму».

В итоге участникам мероприятия предложено подготовить обоснованные и конкретизированные предложения об оптимизации их сотрудничества с АвтоВАЗом. Все они будут рассмотрены на рабочем совещании с участием полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича, которое состоится 30 октября 2014 года.

Министр промышленности и технологий Самарской области Сергей Безруков полагает, что на совещании у Бабича «по понятным причинам нашему региону будет уделено особое внимание. В данный момент мы запросили у АвтоВАЗа и у всех автокомпонентных производств обоснованные и конкретизированные предложения по дальнейшей совместной работе. По итогам обсуждения должны быть приняты решения, которые помогут сотрудничеству АвтоВАЗа и поставщиков в дальнейшем».

Сергей Безруков констатирует, что претензии производителей автокомпонентов во многом обоснованы. «Действительно, надо признать, что часто бывает так, что у иностранных компаний еще нет никаких номинаций, но их вынуждают сюда заходить. И они чувствуют себя здесь полноценным хозяевами. И если мы сейчас включим в себестоимость нашего изделия цену приобретенного оборудования с полной амортизационной составляющей, то не подпишем ни одного соглашения с АвтоВАЗом, потому что пожелания автопроизводителя по снижению себестоимости на 5% станут нереализуемыми. И здесь встает конкурент, наш иностранный партнер, который даст цену, которую запросит автопроизводитель. Потому что он работает на неполных издержках», - поделился сутью проблемы Сергей Безруков. «Правительство Самарской области заинтересовано в том, чтобы развивались самарские предприятия, и готово оказывать им всяческую поддержку», - добавил министр.

Сорвало резьбу

Перманентный прессинг в отношении поставщиков ВАЗа дошел до логической точки – на прошлой неделе в одночасье была остановлена нитка конвейера, выпускающая «Калины» и «Гранты». На АвтоВАЗе в этом поспешили обвинить своих контрагентов. «Недавно 3 поставщика не смогли своевременно обеспечить АвтоВАЗ необходимыми компонентами для выпуска автомобилей Lada. В этой связи было принято решение остановить линии Kalina/Granta до 26 октября, чтобы не выпускать некомплектные автомобили. Производство автомобилей на линии B0 работает в штатном режиме, на линии Kalina/Granta производство будет возобновлено 27 октября. Производство на остальных предприятиях АвтоВАЗа продолжается также в штатном режиме», - следует из официального сообщения с ОАО «АвтоВАЗ». Виновников срыва производственного процесса на ВАЗе предпочли не называть, как и причины срыва сроков поставок.

По информации источника «СО», знакомого с ситуацией, комплектующие ВАЗу недопоставили три завода группы «Объединенные автомобильные технологии» («ОАТ»), подконтрольной корпорации «Ростех». В пресс-службе «ОАТ» данную тему комментировать отказались.

Судя по всему, остановка конвейера имеет гораздо более серьезные причины, чем просто технический сбой. «ОАТ» не согласовали с АвтоВАЗом повышение цен на свою продукцию и просто могли отказаться отгружать ее по старым ценам. Это сразу же привело к остановке конвейера. Причем «ОАТ» далеко не одинок в таких проблемах. Ряд поставщиков в одностороннем порядке подняли цены и продолжают поставки, но не получают за это оплату. Рано или поздно эту проблему придется решать, и не факт, что в этом случае ВАЗ не остановится вновь», - пояснил «СО» источник.

Тем временем из-за разногласий с поставщиками ВАЗ уже вынужден нести финансовые потери. Согласно информации с официального сайта АвтоВАЗа, в августе 2013 года ежедневно с конвейера предприятия сходило 400 машин «Лада Калина». Таким образом, в среднем ежедневный простой конвейера может обойтись ВАЗу потерей 120 млн рублей выручки только по позиции «Калины».

Максим Симонов, генеральный директор ООО «ТПВ Рус», вице-президент группы «Криста»

На мой взгляд, менеджменту АвтоВАЗа стоит больше внимания уделять взаимодействию с поставщиками. Мы делаем общую большую работу, и нужно совместно рассматривать варианты решения всех возникающих проблем и сложностей. Я не знаю ни одного поставщика, который хотел бы, чтобы конвейер ВАЗа остановился. Сейчас полагаю, что причина остановки может быть связаны со слишком неритмичными заказами автогиганта.

Производственный план ВАЗа корректируется минимум 2-3 раза в месяц. Поставщикам очень тяжело поспевать за этими колебаниями, которые к тому же носят, как мне кажется, во многом ситуативный характер. Сейчас доступ к финансовым ресурсам у производителей автокомпонентов затруднен, а значит, им практически невозможно в сжатые сроки резко нарастить производство, появись такая задача. Из-за жесткой политики ВАЗа по снижению стоимости комплектующих, увеличения сроков отсрочки их оплаты – все экономят буквально на всем.

Полагаю, что логика происходящего ущербна. Надежность поставок всегда должна быть приоритетом. Нельзя из-за увлечения сиюминутной экономией жертвовать позициями качества и надежности - итогом как раз и может оказываться остановка конвейера. В ходе которой АвтоВАЗ разом потеряет всю наработанную «экономию».

Особенно мы озабочены тем, что ВАЗ остановил линию по «Калине»/«Гранте» именно в тот момент, когда спрос на его машины начал расти. Со своей стороны, мы готовы помогать заводу во всем, но к нам никто из Тольятти не обращался и никакого диалога не ведет…

«Самарское обозрение»

29.10.14 «Самарское обозрение»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

  • вчера, 15:56 Ижевский автозавод отмечает 50-летие выпуска первого автомобиля

    10 декабря «LADA Ижевский автозавод», входящий в Группу АВТОВАЗ, отмечает 50-летие со дня выпуска первого автомобиля. Как сообщает пресс-служба АВТОВАЗа, предприятие отметило свой 50-летний юбилей в прошлом году, а ровно полвека назад, в 1966 году с конвейера сошел первый «Москвич-408», производство которого было передано в Ижевск с московского АЗЛК.

    подробнее
  • 9 декабря 2016 LADA Vesta в ноябре достигла рекордных показателей продаж

    Продажи седана LADA Vesta в прошлом месяце составили 5661 автомобиль, что стало лучшим результатом с момента выхода этой модели на рынок в ноябре 2015 года. К такому выводу пришли аналитики агентства «АВТОСТАТ» по итогам исследования ежемесячной статистики продаж.

    подробнее
  • 9 декабря 2016 Производство LADA Vesta и XRAY стартовало в Казахстане

    На заводе ''Азия Авто'' в Казахстане сегодня состоялся запуск производства моделей нового поколения LADA - Vesta и XRAY, а также универсала Largus и лифтбека Granta.

    подробнее

Статьи на эту тему