АВТОСТАТ | 340 на тысячу: почему машин все больше

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

26.09.14Прочитали 66 раз

340 на тысячу: почему машин все больше

По итогам первого полугодия-2014 количество автомобилей в России выросло на пять процентов. На каждую тысячу жителей в стране приходится 340 машин. Всего в нашей стране насчитывается более 48 миллионов транспортных средств: из них 40,2 млн – легковые, 3,87 млн – легкий коммерческий транспорт, 3,75 млн – грузовики, 394 тысячи – автобусы. По результатам исследования, проведенного агентством «Автостат», получается, что жители России продолжают покупать машины, не замечая ни обвала продаж (-12,1% по сравнению с 2013 за январь-август 2014 года), ни финансового кризиса, ни регулярных пробок, ни (в Москве) платных парковок. Мы попросили экспертов объяснить, чем вызвано такое противоречие.

«Основная причина роста – это естественные человеческие потребности, - считает руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. – В нашей стране сейчас формируется первое поколение автовладельцев, для которых машина – это некий вариант самоутверждения, индикатор успеха и личной свободы. Это абсолютно естественные человеческие вещи. Прежде чем к автомобилю в России начнут относится как полезно-бытовому предмету, должно смениться несколько поколений».

«В других странах процесс активной автомобилизации длился по 30 лет. В России он начался относительно недавно, - продолжил Блинкин. – Конечно, таких темпов как в 2010 и 2012 году мы уже не увидим, но умеренный рост автопарка продолжится. Я могу сравнить российскую ситуацию с США, где такие же процессы шли с 1908 до конца 1930-х годов».
«Человек неизбежно предпочтет возможность доехать туда, куда ему нужно, в то время, которое ему удобно, - поддержал Блинкина председатель союза пешеходов Владимир Соколов. – Автовладелец даже может не пользоваться машиной ежедневно – но при этом он все равно экономит свое время. А время сейчас стоит дороже, чем раньше».

Впрочем, основную причину растущей автомобилизации Соколов видит в несовершеннстве общественного транспорта. «Система превосходно работала в Совестком Союзе, но сейчас общественный транспорт угроблен, - заявил председатель союза пешеходов. – Попытки Москвы возродить эту систему – уникальный пример для России. Столица имеет финансовые ресурсы, которых нет у других городов. В регионах более 70 процентов автобусного парка старше 10 лет – и быстро исправить эту ситуацию нельзя. В основном автобусы принадлежат частным предпринимателям, у которых элементарно нет денег на покупку новой техники».

Старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко считает, что причины рост отечественного автопарка - «это простая математика». «Несмотря на снижение продаж, абсолютная величина проданных автомобилей, все равно остается достаточно существенной – по сути это все новые машины, которые добавляются в парк. При этом процент выбывания и замещения автомобилей остается меньше, нежели процент автомобилей, которые входят в парк. Даже с учетом ожидаемого снижения продаж на российском автомобильном рынке по итогам года на 13%- 15%, все равно это будет более 2 миллионов новых автомобилей, которые пополнят автопарк. Вторичный рынок в период экономической нестабильности бесспорно растет. Однако я не могу сказать, что поддержанные автомобили серьезно влияют на рост автопарка. Что касается достаточно высокого среднего возраста автопарка в стране, то тут скорее как раз влияет падение продаж. Люди меньше покупают новых машин, соответственно растет и возраст автопарка», - уверен эксперт.

По мнению ведущего аналитика агентства «Автостат» Азата Тимерханова, «прирост парка даже при отрицательной динамике рынка неизбежен». «Выбраковка, то есть утилизация старых машин – это всего 1-2% ежегодно», - утверждает Тимерханов. Получается, страна массово занимается накоплением: пока одни покупают новые машины, другие «донашивают» старые. О том же свидетельствует средний возраст имеющихся автомобилей: для легковых он равен 12 годам, а у грузовиков доходит до 19 лет.
«Парк будет продолжать плавно расти, - не сомневаются в «Автостате». - По нашим прогнозам, рынок новых автомобилей в России в ближайшие 10 лет будет находиться в коридоре 2-3 миллионов экземпляров».

Согласна с коллегами и руководитель отдела маркетинга и рекламы Суперавтомаркета «Формула 91» Мария Бильбулян. «Российский автопарк далек от насыщения. На 1000 жителей приходится всего 283 легковых автомобиля, в то время как в США более 700, в Европе в зависимости от страны - 500-600, в странах Прибалтики – 400-500. Это и обуславливает то, что даже в кризис автопарк растет, - уверена Бильбулян. - Происходит это в основном за счет подержанных авто и в небольшой степени за счет увеличения продаж автомобилей премиум-класса. Рост автопарка продолжится и дальше. Никаких кардинальных изменений в ближайшее время мы не увидим. Для этого должна улучшиться инфраструктура, вырасти доходы населения, снизиться стоимость владения автомобилем. Но постепенный рост будет. В том числе по оптимистичным прогнозам, в следующем году продажи на вторичном рынке могут увеличиться почти на 400 тыс. автомобилей».

Учитывая то, что недавно в полную силу снова заработала государственная программа утилизации, роста автомобилей в стране можно ожидать и дальше. По предварительным прогнозам, в 2015 году количество автомобилей в нашей стране увеличится еще на 4,5 процента. Впрочем, до показателей мировых лидеров по количеству автомобилей на душу населения России все же доберется очень нескоро. Напомним, в Монако на 1 000 жителей приходится 899 автомобилей, в США – 809, а в княжестве Лихтенштейн – 796.

AutoNews.ru

 
Загрузка...