АВТОСТАТ | Порог чувствительности

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

23.09.14Прочитали 146 раз

Порог чувствительности

Падение курса национальной валюты не могло не сказаться на работе большинства участников автомобильного рынка. В бизнес-планы на этот год многие из них закладывали совсем другие цифры. Рассчитывали на плавный рост рынка. Сейчас смоделированные в прошлом году схемы разваливаются на глазах, и автопроизводители срочно пытаются подстроиться под ситуацию. Некоторые до сих пор пребывают в состоянии растерянности и даже паники, у других подготовлены конкретные планы. Особенно трудно приходится компаниям, работающим в так называемом массовом сегменте. Здесь уровень маржи не столь высок, как у премиум-брендов.

– «Порог чувствительности» по курсу рубля, очевидно, уже превышен у всех производителей, что привело к последовательной корректировке цен в течение года, – отмечает управляющий директор “Хендэ Мотор СНГ” Денис Петрунин. – Этот процесс будет нарастать, так как накопленные убытки вырастут, а бюджет на их компенсацию продолжит истощаться.

У массовых брендов остается все меньше резервов для фиксации рублевых цен при возможном дальнейшем падении национальной валюты. Тем не менее они есть. Например, многие игроки рынка серьезно сокращают объемы импортируемых автомобилей, делая ставку на модели, которые собираются в России. Очевидно, что они меньше зависят от скачков курса. Таким образом, общий валютный риск компании снижается.

– Мы также ввели систему предварительного дилерского заказа, что помогает лучше реагировать на изменение спроса, – продолжает Денис Петрунин. – Наконец, сумели договориться с зарубежными заводами о фиксации цен в рублях. То есть должны реализовать целый комплекс антикризисных мер. А остаток убытков, возможно, придется компенсировать корректировкой цен.

Ранее мы также сообщали о договоренности российского подразделения “Kia” с головным офисом компании о фиксации закупочных цен. Очевидно, такая поддержка “сверху” поможет корейским брендам удерживать лидирующие позиции по объемам продаж в массовом сегменте.

– Общие результаты рынка по итогам июля (минус 22.9%) показывают уже реальное отрицательное влияние девальвации рубля на спрос, – отмечает управляющий директор “Kia Motors RUS” Артем Гусаров. – Но повышение цен на автомобили нашей марки с начала 2014 года очень незначительное. Так, например, на модель “Kia Rio” цены не повышались с октября 2013 года, а на другие модели цены выросли всего на один-три процента. Мы стараемся абсорбировать отрицательный эффект от девальвации, используя стратегию наращивания доли рынка. Хочу отметить, что из всей нашей модельной линейки в Россию импортируется только “Picanto” и в планах компании не значится дополнительное повышение цен на эту модель.

Между тем большинство российских подразделений автокорпораций не смогут уговорить штаб-квартиры зафиксировать отпускные цены в рублях. И у них просто не остается выхода – цены на машины, которые с начала года уже выросли, будут и дальше повышаться. Таким образом, ценовые различия между так называемыми нижними моделями престижных марок и автомобилями массовых брендов будут стираться. Результат очевиден.

У сегодняшних аутсайдеров рынка есть все шансы потерять еще часть даже лояльных прежде покупателей. И что бы они ни делали, все их усилия будут похожи на движение по минному полю, когда одно неверное решение приводит к печальным последствиям.
Значит ли это, что цены в сегменте массовых марок будут в ближайшие месяцы расти повсеместно? Разумеется, но с оговоркой. Возможны неожиданные для покупателей временные аномалии, связанные с “желтыми” автомобилями – теми, которые дилеры уже традиционно продают фактически сами себе, стараясь выполнить план, поставленный производителем. То есть перекидывают партии машин с баланса на баланс.

Сейчас объем “желтого” сегмента составляет не менее десятой доли от общего объема рынка. Понятно, что такие сомнительные сделки почти всегда проводятся с привлечением кредитных средств. А их приходится рано или поздно возвращать. В этот момент нераспроданные реальным клиентам “желтые” машины могут продаваться с очень большими скидками...

Зато премиум-сегмент, не столь чувствительный к валютной лихорадке за счет высокой маржи, пока выглядит тихой гаванью и не спешит кардинально переписывать рублевые ценники. Компании пытаются привлечь покупателя стабильностью. Например, повышение цен на продукцию “Audi” с начала года не превысило пяти процентов. Остальные курсовые потери компания компенсировала за счет снижения собственной маржи. У других немецких премиум-брендов аналогичная тактика. В “Volvo” повышение цен и вовсе было символическим – здесь готовы мириться с убытками от девальвации рубля ради увеличения доли на рынке и сохранения имиджа стабильной компании. Вопрос: на сколько хватит внутренних финансовых резервов? По нашим данным, для премиум-сегмента “порог чувствительности”, после которого цены все-таки тоже придется повышать, находится на уровне 50 рублей за евро. Впрочем, до него осталось совсем немного…

«Клаксон»