Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

«Всегда есть люди, которые приобретают неизвестные марки машин на свой страх и риск»

Сегодня авторынок – крупнейший сектор экономики. И трудно поверить, что еще четверть века назад его не было совсем. Больше ни одна отрасль не может похвастаться столь крупной инфраструктурой, построенной за 20 лет с нуля.

Нет, кое-что, конечно, к началу 1990-х было. Были АвтоВАЗ, ГАЗ и УАЗ с собственными сетями дилеров, к которым стояли очереди за машинами. Были гаражи дяди Жоры или дяди Рафика, где чинили продукцию отечественного автопрома и редкие иномарки. Становление рыночных отношений в дорыночной среде журнал "Деньги" описывал в приключенческом ключе: "Как наедешь – так и получишь" (опыт продажи подержанной иномарки). В 1996 году "Деньги" встречали долгожданную вазовскую "десятку" – и делали вывод, что новую модель нашего автопрома спасет только повышение пошлин на иномарки.

Впрочем, к иномаркам журнал относился с некоторой опаской. "Совсем недавно на наших улицах появились новые автомобили неизвестных нам марок,– писали "Деньги" в декабре 1996 года о модели Skoda Felicia.– К счастью, всегда есть люди, которые оказываются в первых рядах, то есть приобретают неизвестные марки машин на свой страх и риск".

Между тем к середине 90-х уже сформировался костяк дилеров, впоследствии ставших гигантами российского авторитейла. Тогда это были молодые энтузиасты, которые прочему бизнесу предпочли перегон автомобилей. Некоторым удалось получить статус импортеров у крупных производителей, например компании "Рольф" – у Mitsubishi, Genser – у SAAB, "Атлант-М" – у Volkswagen, "Бизнес-кар" – у Toyota.

Продажи новых иномарок были весьма скромными: примерно 70 тыс. штук в 1997 году и столько же в 1998-м – чуть больше 10% продаж АвтоВАЗа. "Но маржа при этом достигала 30%, а иногда и 50%,– вспоминает руководитель проекта auto-dealer.ru Олег Дацкив.– Сейчас маржинальность этого бизнеса практически нулевая, и только самые продвинутые могут получать 1-1,5%". Высокой доходности автоторговли способствовали смешные таможенные пошлины: очистка машины с двухлитровым двигателем обходилась максимум в $2 тыс. Приобреталась она у поставщика, скажем, за $10 тыс., а продавалась за $20-25 тыс. Дешевая растаможка способствовала также расцвету ввоза подержанных машин: перед кризисом 1998-го их пригоняли по полмиллиона в год – почти столько же продавал АвтоВАЗ.

Кризис 1998 года несколько поубавил аппетиты автоторговцев. За сумму, вырученную в конце июля от продажи сильно подержанной "Нивы", в начале сентября с радостью отдавали прекрасно упакованную "пятерку" BMW 1994 года выпуска. В 1999 году продажи новых иномарок упали почти вдвое, но при тогдашних объемах рынок этого даже не заметил.

Однако тренд к тому времени стал предельно ясен: граждане хотят иномарок. Дальновидные дилеры стали вкладываться в строительство современных торгово-сервисных центров. Тем более что иностранные автопроизводители обратили-таки внимание на скромный российский рынок и стали внедрять на нем мировые стандарты.

Начало 2000-х в авторитейле можно считать эпохой борьбы за генеральный импорт. Автопроизводители один за другим открывали в России собственные импортерские компании, забирая эту функцию (и, соответственно, маржу) у дилеров. Государство такую политику горячо поддержало, поскольку из-за "серых" схем ввоза (в первую очередь с занижением инвойсов) таможенные сборы никак не соответствовали росту автоторговли. Для белых импортеров даже открыли зеленый коридор с упрощенными таможенными процедурами.

Перераспределение рынка шло не гладко – об отношениях импортеров и дилеров СМИ рассказывали то в рубрике светской хроники, то в хронике происшествий. Так, в ходе чистки дилерской сети компания Volvo в 2005 году рассталась сразу с пятью партнерами, обеспечивавшими четверть продаж марки. "Я очень благодарна компании Volvo, которая научила нас представлять товар на рынке. Думаю, мы достойно сделаем это с Mercedes",– язвительно комментировал ситуацию газете "Коммерсантъ" представитель компании "Бовиста".

Отечественному автопрому в начале 2000-х было совсем плохо. ГАЗ вообще прекратил выпуск легковушек, перестала существовать "Ока", под эгидой "Северсталь-авто" только-только началась реформа УАЗа. Долги АвтоВАЗа росли с катастрофической скоростью, а начатое в конце 90-х партнерство с GM не задалось. Затоваривание складов у вазовских дилеров становилось хроническим. Самое знаковое событие середины 2000-х – переход АвтоВАЗа под контроль государства. Осенью 2005 года бессменный президент АвтоВАЗа Владимир Каданников был отправлен в отставку, а руководство заводом перешло к госкорпорации "Рособоронэкспорт".

В это же время началось строительство автозаводов иностранных марок. Компания Ford первой наладила производство под Петербургом, там в 2002 году стали выпускать Ford Focus, абсолютный бестселлер отечественного авторынка – за 12 лет в России продано около 700 тыс. "фокусов" трех поколений. Вслед за Ford свой завод открыла французская Renault – в отреставрированных цехах обанкротившегося АЗЛК начался выпуск Renault Logan. К 2007 году о создании в России собственного производства объявили многие автоконцерны. Самый крупный проект – завод Volkswagen в Калужской области, где наладили выпуск не только моделей VW и Skoda, но и автокомпонентов. В 2008 году альянс Renault Nissan получил 25% акций АвтоВАЗа, запустил там производство собственных и совместных моделей. В середине нынешнего года контроль над тольяттинским автозаводом полностью перешел к французско-японскому концерну.

К 2005 году российский авторынок из статистической погрешности автоконцернов превратился в самую перспективную площадку Европы. Ежегодный рост продаж на 20-30% окрыляет и дилеров и импортеров – особенно на фоне стагнации авторынка в ЕС. В 2007 году Россия с 2,4 млн проданных машин занимает в Европе второе место после Германии. Подведение итогов года у производителей напоминает праздничные шоу, на Международный автосалон в Москву уже не стесняются привозить мировые премьеры, журналисты не успевают посещать торжества по случаю закладки первого камня в фундамент новых автозаводов. Перспективы сияющие – к 2018 году России прочат продажи на уровне 4 млн единиц. Оптимистичные прогнозы базируются на данных о количестве машин на тысячу жителей и о качественной смене автопарка. Так, в 1990 году, по данным Госкомстата, в РФ было 58 машин на тысячу жителей, в 1997-м, по данным агентства "Автостат",– 118, в 2013-м – 274. В США этот показатель превышает 800 автомобилей, в Германии – более 500. Что касается автопарка, то здесь наблюдаются прямо-таки тектонические подвижки. По данным, предоставленным агентством "Автостат", в 1990 году в РФ насчитывалось 8,9 млн легковых машин, из них 130 тыс. иномарок. В 2000 году в общероссийском автопарке было 20,3 млн единиц автотехники, в том числе 3 млн иномарок. А в прошлом году россияне владели уже 39,3 млн автомобилей, из которых больше половины – 20 млн – произвели иностранные бренды.

Первым ведром холодной воды для авторитейла стал кризис 2008 года. После 2,74 млн проданных машин рынок в 2009 году съежился вдвое – до 1,36 млн. Кризис затоваривания накрыл теперь уже дилеров иномарок. Но и этот провал не избавил от эйфории по поводу емкости российского рынка. Тем более что после 2009 года продажи быстро восстанавливались, и в 2012-м они достигли докризисного уровня.

Здесь история российского авторынка вновь приобретает вид, близкий к роману-катастрофе. "Спад продаж начался в апреле-мае прошлого года, когда на политический кризис даже намека не было,– рассказывает Олег Дацкив.– Тогда все списали на сезон отпусков, но и осенью спрос не вырос. К концу года дилеры уже боролись за то, чтобы хотя бы в минус не уйти, в декабре падение продаж составило 23%, а в целом за 2013 год рынок сжался на 5,5%". Как общая экономическая ситуация развивалась потом, всем известно. В середине этого года зафиксировано 14-процентное падение продаж, но по факту, по оценкам московских дилеров, половины столичного рынка уже нет. Регионы падают медленнее, и это позволит по итогам года получить снижение процентов на 20, полагает Олег Дацкив. "Нынешний кризис не обусловлен политическими причинами,– подчеркивает он.– Но они ускорили падение и показали, насколько нестабилен и надут наш авторынок". Не будь политики, уверен эксперт, рынок бы снизился на вполне объяснимые 10% и стабилизировался бы на этом уровне. Как в той же Германии, где последние лет двадцать стабильно продается около 3 млн машин в год, и никакие кризисы не могут существенно ухудшить ситуацию.

Впрочем, рассуждать о естественном развитии событий уже бессмысленно. "Мы 20 лет строили наше международное будущее, и за три месяца все обвалилось",– таковы настроения автодилеров. Седьмое место в мире, конечно, приятная позиция для российского авторынка, но по структуре это по 100-150 тыс. машин в год от каждого крупного производителя. Что такое 150 тыс. машин для GM, Toyota или Volkswagen, которые выпускают в год примерно по 8,5 млн машин каждый? Мировой автопром потерю российского авторынка, в случае чего, переживет. Заводы, конечно, останутся, но об инвестициях уже мало кто задумывается. Отечественный авторитейл хоть и гордится построенной с нуля инфраструктурой и годовым оборотом в $80 млрд, все чаще думает, кому бы продаться – лишь бы не обанкротиться.

«Деньги»

16.09.14 «Деньги»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • сегодня, 08:57 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • вчера, 11:00 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее