Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 5 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Российский авторынок: черный день?

В Европе продажи автомобилей растут, а в России – падают. Вопрос, который интересует всех участников рынка: что дальше?

Российский авторынок, который совсем недавно претендовал на первое место в Европе (а твердо занимал второе), по итогам продаж в июне откатился на четвертое место. На первом традиционно царит Германия, на втором обосновалась Великобритания, а на третье неожиданно поднялась Франция.

Крупнейшие европейские страны закончили полугодие с твердым плюсом, а вот мы…

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) за первые шесть месяцев 2014 года упал на 7,6% – до 1,23 млн машин. Сокращение продаж в отдельно взятом июне и вовсе было рекордным – 17,3% (было реализовано лишь 199,4 тысячи машин). Учитывая негативный тренд, АЕБ скорректировала свой прогноз на 2014 год: если в январе эксперты говорили о падении спроса за год максимум на 5%, то теперь предрекают обвал на 12%.

По разным прогнозам, в 2014 году авторынок России может упасть на 12–20%, так что без серьезных мер государственной поддержки (например, льготного кредитования) не обойтись.

Что происходит в этом мире, доселе столь лучезарном?

Благополучных брендов остается все меньше. К пикированию марки «Лада» мы уже привыкли. Но «Киа»! А «Рено» и «Фольксваген»? Все они и десяток других брендов в последние годы набирали обороты, и вдруг – обвал. «Ситроен» рухнул на 20%, «Сузуки» – на 22%, «СанЙонг» – на 28%, а «Форд» – аж на 39%!

1.jpg


Тяжелое положение сложилось практически у всех продавцов бюджетных машин. А вот в премиум-сегменте картина иная. «Мерседес» закончил полугодие с ростом продаж на 19%, «Лексус» и «Порше» поднялись на 17%, «Ягуар» – на 11%. Кому война, а кому мать родная?

Если разобрать ситуацию по моделям, причины стремительного падения бюджетных марок слегка прояснятся. Скажем, с гольф-классом все ясно: стоит немного доплатить – и можно приобрести компактный кроссовер. Это основная причина падения спроса в данном сегменте. А те, кто прежде брал кредит на «Фокус» из-за отсутствия доступной альтернативы, теперь прицениваются к машинам класса B. И вот результат: многолетний бестселлер ныне занимает лишь 22‑е место, хотя полгода назад был седьмым. Впрочем, в «Форде» надеются, что ситуация выправится с появлением обновленного «Фокуса» и доступного кроссовера «Экоспорт».

«Шевроле-Круз» скатился с 10‑го места на 25‑е. Ушла из топа (похоже, навсегда) «Дэу-Нексия». И одновременно растут продажи в бюджетном секторе B‑класса: есть прогресс у обновленной «Калины», у нового «Логана», по-прежнему вне конкуренции «Лада-Ларгус».

Самые тяжелые времена ждут дилеров в начале осени. А что будет дальше?

По оценке председателя Комитета автопроизводителей AEB Йорга Шрайбера, во второй половине года дилеры продадут 1,2 млн машин – на 16% меньше, чем за тот же период 2013 года. Есть и более мрачные пророчества. Например, глава АВТОВАЗа Бу Андерссон предположил, что по итогам текущего года снижение продаж составит 20%.

В ожидании нелегких времен практически на всех заводах проводят сокращения, «ужимаются» дилерские центры. В представительствах компаний пытаются экономить на офисных расходах. По некоторым сведениям, те компании, что уже вложились в российскую сборку, ведут переговоры с правительством об отсрочке локализации.

В прошлом году госпрограмма льготного кредитования неплохо подстегнула слабый рынок: она помогла реализовать дополнительно 280 тысяч автомобилей. Но Минпром пока не обещает ее продолжения. Министр Денис Мантуров заявил, что «поддержка автопрома коснется в первую очередь грузового и автобусного транспорта». Кроме того, министерство намерено помогать «национальным режимом госзакупок автотранспорта»: недавно правительство запретило госучреждениям покупать автомобили зарубежной сборки. В комитете Госдумы по промышленности предлагают еще ввести дифференциацию транспортного налога, тарифов ОСАГО, акцизов на топливо – сделать их разными для современных и для старых автомобилей. Но и это не спасет. Без серьезной стимуляции рынка не обойтись – возможно, придется вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя в 2009–2010 годах программе утилизации (которая стартовала 1 сентября, о чем на момент подготовки статьи еще не было известно). Но даже в этом случае можно надеяться вовсе не на рост рынка, а лишь на минимизацию потерь.

Когда в начале года рынок стал медленно проседать, сокращение продаж связывали с длинными новогодними праздниками, затем с падением рубля… Это все так, но эксперты уверены, что основная причина – украинский кризис. Казалось бы, происходящее у наших соседей не должно касаться российской экономики. Как бы не так! Конфронтация России с США и странами Европы заметно сказывается на нашей жизни. Экономические санкции вроде только вводятся, но их ожидание действует не менее болезненно. Инвестиции в экономику упали многократно. Социологи подметили: у большой части населения нет уверенности в том, что в ближайшее время их доходы сохранятся на прежнем уровне, а некоторые и вовсе боятся потерять работу. Реакция предсказуема: люди отказываются от крупных покупок. В первую очередь от приобретения товаров длительного пользования – автомобилей, бытовой техники, электроники. Текущие расходы сокращают преимущественно люди небогатые, которые живут на зарплату. Поэтому больше всего страдает сектор бюджетных автомобилей.

Вот и получается, что российский авторынок насыщен менее европейского, имеет отличный потенциал – а продажи падают. И все эксперты уверены, что спад будет продолжаться. Потому что стабильности нет.

«За рулем»

11.09.14 «За рулем»
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему