АВТОСТАТ | Минэкономразвития заряжает электромобили

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

04.09.14Прочитали 63 раз

Минэкономразвития заряжает электромобили

Минэкономразвития решило ускорить рост мизерного рынка электромобилей и увеличить их локальное производство. Без господдержки не обойтись, признают участники рынка.

На этой неделе Минэкономразвития внесет в правительство комплексный план развития экологически чистого транспорта в России, рассказал замдиректора департамента министерства Олег Плужников на круглом столе, который провели «Ведомости» на Московском автосалоне – 2014. План составлен по поручению правительства, одна из основных целей – снижение выбросов парниковых газов. Ожидается, что документ будет принят в конце сентября – начале октября, говорит Плужников, предложенные меры касаются электромобилей и гибридов – план развития транспортных средств на газомоторном топливе в России уже есть.

План (копия есть у «Ведомостей») рассчитан на 2014-2017 гг. Предстоит разработать критерии оценки электро- и гибридного транспорта и решить, как стимулировать использование и производство экологически чистых транспортных средств. Доклад правительству, в котором будут описаны налоговые и таможенные меры поддержки электротранспорта, будет подготовлен к декабрю 2014 г.; схема льготного кредитования и льготного лизинга появится к апрелю 2015 г.; а предложения по снижению цены машин, стимулированию локализации и созданию сервисной инфраструктуры будут разработаны к октябрю 2015 г.

В 2014-2015 гг. предполагается внести изменения в нормативно-правовые акты, чтобы облегчить условия для строительства зарядной инфраструктуры (на парковках, автозаправочных станциях и проч.). Кроме того, федеральные чиновники намерены в течение 2015 г. сформулировать для региональных властей предложения, чтобы те также стимулировали использование экологически чистого транспорта – в форме предоставления ему преимущества при движении и парковке, например; а к февралю 2016 г. – и предложения о расширении госзакупок такого транспорта. Наконец, Минэкономразвития уже к октябрю 2014 г. внесет в перечень показателей оценки деятельности региональных органов власти критерии, отражающие эффективность поддержки производства экологически чистого транспорта, развития зарядной инфраструктуры.

Рынок электромобилей в России пока только формируется – в 2013 г. во всей стране продано около 100 электромобилей. В начале 2014 г. обнулена импортная пошлина на электромобили, поэтому продажи составят примерно 500 штук, предсказывает главный исполнительный директор Mitsubishi Motors в России Андрей Панков. Но и пятикратный рост не делает электромобили сколько-нибудь заметными: в 2013 г. в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продано 2,78 млн легковых и легких коммерческих автомобилей.

Пока в Россию электромобили импортирует только Mitsubishi Motors. Начать импорт готовится Renault – компания ориентируется прежде всего на корпоративных клиентов, говорит директор по стратегическому планированию и партнерствам Renault в России Николя Ремиз. Большинство же прочих производителей электрического транспорта заняло в отношении России выжидательную позицию.

Разработки электромобилей есть и у российских производителей – «АвтоВАЗа», ГАЗа, «Камаза», но выпуск мизерный. К примеру, в январе – июле 2014 г., по данным «АСМ-холдинга», «АвтоВАЗ» выпустил 30 электромобилей. Спрос невысок из-за дороговизны электромобилей, признает директор «АвтоВАЗа» по инжинирингу Сергей Аманов, без господдержки прорыва в этом сегменте не будет.

Развитие российского рынка электромобилей помимо дороговизны машин (те электромобили, что продаются в России, в среднем вдвое дороже аналогов с двигателями внутреннего сгорания) сдерживает неразвитость зарядной инфраструктуры (заправок – единицы), вздыхает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Из-за дороговизны и низких темпов снижения себестоимости электромобили в ближайшие 3-4 года останутся нишевым сегментом российского рынка, прогнозирует главный редактор «Авторевю» Михаил Подорожанский, Целиков с ним соглашается.

Автопроизводители, напротив, говорят, что некоторые модели электромобилей уже близки к стоимости обычных. У российского рынка электромобилей хорошие перспективы, главное – вселить уверенность в потребителей, что «электромобильность» реальна; этому, в частности, будет способствовать появление все новых зарядных станций, подчеркивает президент группы BMW в России Вольфганг Шлимме. Такие инфраструктурные проекты реализует, например, госкомпания «Россети»: в Москве построено несколько станций, вскоре появится еще около 80. Переговоры о строительстве сети заправок ведутся и с другими регионами. По словам директора департамента «Россетей» Владимира Софьина, компания верит в рынок электромобилей и готова построить заправки по всей стране, но есть и проблемы: небольшое количество электромобилей в стране и отсутствие единого стандарта для зарядки электромобилей различных брендов. Кроме того, «Россети» как сетевая компания не имеют права заниматься продажей электроэнергии, прорабатывается возможность делать это в отношении зарядки электромобилей.

Панков считает самой эффективной мерой господдержки формирования в России рынка электромобилей обнуление таможенных пошлин. Нулевая ставка будет действовать до конца 2014 г., прорабатывается возможность ее продления, расширения льготного списка. Замена транспортного налога на экологический (идея обсуждается и касается всех машин) тоже поддержит рынок, но не так ощутимо, как таможенные преференции, считает Панков. Транспортный налог в России невелик, говорит Панков, в отличие, например, от Норвегии, где снижение налога привело к резкому росту продаж электромобилей – сейчас на них приходится 12% рынка. В России нужны и стимулирующие меры для автовладельцев, например бесплатная парковка в центре города (как уже сделали в Москве), уверен Панков, или возможность передвижения электромобилей по выделенным полосам, чего в России пока нет.

«Ведомости»