АВТОСТАТ | Минэкономразвития заряжает электромобили

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

04.09.14Прочитали 186 раз

Минэкономразвития заряжает электромобили

Минэкономразвития решило ускорить рост мизерного рынка электромобилей и увеличить их локальное производство. Без господдержки не обойтись, признают участники рынка.

На этой неделе Минэкономразвития внесет в правительство комплексный план развития экологически чистого транспорта в России, рассказал замдиректора департамента министерства Олег Плужников на круглом столе, который провели «Ведомости» на Московском автосалоне – 2014. План составлен по поручению правительства, одна из основных целей – снижение выбросов парниковых газов. Ожидается, что документ будет принят в конце сентября – начале октября, говорит Плужников, предложенные меры касаются электромобилей и гибридов – план развития транспортных средств на газомоторном топливе в России уже есть.

План (копия есть у «Ведомостей») рассчитан на 2014-2017 гг. Предстоит разработать критерии оценки электро- и гибридного транспорта и решить, как стимулировать использование и производство экологически чистых транспортных средств. Доклад правительству, в котором будут описаны налоговые и таможенные меры поддержки электротранспорта, будет подготовлен к декабрю 2014 г.; схема льготного кредитования и льготного лизинга появится к апрелю 2015 г.; а предложения по снижению цены машин, стимулированию локализации и созданию сервисной инфраструктуры будут разработаны к октябрю 2015 г.

В 2014-2015 гг. предполагается внести изменения в нормативно-правовые акты, чтобы облегчить условия для строительства зарядной инфраструктуры (на парковках, автозаправочных станциях и проч.). Кроме того, федеральные чиновники намерены в течение 2015 г. сформулировать для региональных властей предложения, чтобы те также стимулировали использование экологически чистого транспорта – в форме предоставления ему преимущества при движении и парковке, например; а к февралю 2016 г. – и предложения о расширении госзакупок такого транспорта. Наконец, Минэкономразвития уже к октябрю 2014 г. внесет в перечень показателей оценки деятельности региональных органов власти критерии, отражающие эффективность поддержки производства экологически чистого транспорта, развития зарядной инфраструктуры.

Рынок электромобилей в России пока только формируется – в 2013 г. во всей стране продано около 100 электромобилей. В начале 2014 г. обнулена импортная пошлина на электромобили, поэтому продажи составят примерно 500 штук, предсказывает главный исполнительный директор Mitsubishi Motors в России Андрей Панков. Но и пятикратный рост не делает электромобили сколько-нибудь заметными: в 2013 г. в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продано 2,78 млн легковых и легких коммерческих автомобилей.

Пока в Россию электромобили импортирует только Mitsubishi Motors. Начать импорт готовится Renault – компания ориентируется прежде всего на корпоративных клиентов, говорит директор по стратегическому планированию и партнерствам Renault в России Николя Ремиз. Большинство же прочих производителей электрического транспорта заняло в отношении России выжидательную позицию.

Разработки электромобилей есть и у российских производителей – «АвтоВАЗа», ГАЗа, «Камаза», но выпуск мизерный. К примеру, в январе – июле 2014 г., по данным «АСМ-холдинга», «АвтоВАЗ» выпустил 30 электромобилей. Спрос невысок из-за дороговизны электромобилей, признает директор «АвтоВАЗа» по инжинирингу Сергей Аманов, без господдержки прорыва в этом сегменте не будет.

Развитие российского рынка электромобилей помимо дороговизны машин (те электромобили, что продаются в России, в среднем вдвое дороже аналогов с двигателями внутреннего сгорания) сдерживает неразвитость зарядной инфраструктуры (заправок – единицы), вздыхает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Из-за дороговизны и низких темпов снижения себестоимости электромобили в ближайшие 3-4 года останутся нишевым сегментом российского рынка, прогнозирует главный редактор «Авторевю» Михаил Подорожанский, Целиков с ним соглашается.

Автопроизводители, напротив, говорят, что некоторые модели электромобилей уже близки к стоимости обычных. У российского рынка электромобилей хорошие перспективы, главное – вселить уверенность в потребителей, что «электромобильность» реальна; этому, в частности, будет способствовать появление все новых зарядных станций, подчеркивает президент группы BMW в России Вольфганг Шлимме. Такие инфраструктурные проекты реализует, например, госкомпания «Россети»: в Москве построено несколько станций, вскоре появится еще около 80. Переговоры о строительстве сети заправок ведутся и с другими регионами. По словам директора департамента «Россетей» Владимира Софьина, компания верит в рынок электромобилей и готова построить заправки по всей стране, но есть и проблемы: небольшое количество электромобилей в стране и отсутствие единого стандарта для зарядки электромобилей различных брендов. Кроме того, «Россети» как сетевая компания не имеют права заниматься продажей электроэнергии, прорабатывается возможность делать это в отношении зарядки электромобилей.

Панков считает самой эффективной мерой господдержки формирования в России рынка электромобилей обнуление таможенных пошлин. Нулевая ставка будет действовать до конца 2014 г., прорабатывается возможность ее продления, расширения льготного списка. Замена транспортного налога на экологический (идея обсуждается и касается всех машин) тоже поддержит рынок, но не так ощутимо, как таможенные преференции, считает Панков. Транспортный налог в России невелик, говорит Панков, в отличие, например, от Норвегии, где снижение налога привело к резкому росту продаж электромобилей – сейчас на них приходится 12% рынка. В России нужны и стимулирующие меры для автовладельцев, например бесплатная парковка в центре города (как уже сделали в Москве), уверен Панков, или возможность передвижения электромобилей по выделенным полосам, чего в России пока нет.

«Ведомости»

 
Загрузка...