АВТОСТАТ | Российский авторынок вышел на встречку

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

02.09.14Прочитали 162 раз

Российский авторынок вышел на встречку

Хотя во всем мире продажи автомобилей и автокомпонентов растут, российский авторынок стабильно падает. Эксперты не предлагают готовых решений для отечественных производителей, замечая, тем не менее, что насыщенность российского рынка автомобилями остается низкой, а доля старых машин – выше, чем в других странах. Аналитики Boston Consulting Group предлагают российским участникам рынка ждать улучшения экономической ситуации, а пока ориентироваться на послепродажное обслуживание: спрос в этом секторе даже в кризисные периоды остается относительно стабильным.

Российский авторынок находится в противофазе мировых тенденций развития отрасли. Продажи автомобилей за рубежом растут, тогда как отечественный рынок переживает устойчивый спад. Это отразилось и на секторе производителей автокомпонентов, говорится в исследовании Boston Consulting Group (BCG). Аналитики компании, исследовав результаты ведущих мировых производителей автокомпонентов, заметили, что доходы сектора за десятилетие с 2004 по 2013 год выросли на 67%, до $35,2 млрд.

По данным International Organization of Motor Vehicle Manufacturers (OICA), после финансового кризиса в 2008 году на 2009 год пришелся максимальный спад продаж: во всем мире было продано всего 66 млн машин, в 2013 году рынок реабилитировался и вырос до 85 млн машин. По данным BCG, производители автокомпонентов, которые ориентировались на развивающиеся страны, восстановились значительно быстрее – за счет повышения объема продаж на этих рынках и увеличения маржи. Компании, сосредоточенные на бизнесе в развитых странах, создавали стоимость по большей части путем повышения прибыли, а не увеличения продаж. Например, три базирующихся в Китае автопроизводителя (Great Wall Motor Company, Brilliance China Automotive, ChanganAn Automobile) возглавили список десяти лидеров по «созданию стоимости» за 2009–2013 годы.

Как сообщили в BCG, в отчете рассматривались только крупнейшие мировые производители, поэтому российские компании не исследовались вовсе. Но очевидно, что ситуация на авторынке в России противоречит выводам о подъеме отрасли в мире. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за январь–июль этого года продажи новых легковых автомобилей и LCV в РФ сократились на 9,9% до 1,4 млн машин. В этой ситуации в BCG каких-либо специальных рецептов для российских производителей не предлагают. Директор BCG Стефан Мауэрэр замечает, что специфика российского авторынка – в большой разнице между его потенциалом и реальными продажами. В России сейчас на тысячу жителей приходится 295 транспортных средств, тогда как в Европе – 580, а в Америке – 770. Также у нас низок уровень продаж новых автомобилей: на тысячу жителей приходится 20 машин, в то время как в Западной Европе – 40, в Америке – 49. Остается довольно высоким и средний возраст автомобиля в России – 12 лет, а в большинстве стран он составляет 8–10 лет.

Стефан Мауэрэр полагает, что сейчас российским производителям автокомпонентов стоит уделить внимание послепродажному обслуживанию, более устойчивому в кризисы: «Эта ниша рынка в России развита недостаточно, хотя за ней кроется потенциал». Из презентации BCG следует, что в кризис 2008–2009 годов продажи автомобилей в России упали на 54%, тогда как продажи запчастей сократились всего на 10%. Господин Мауэрэр отмечает, что и сейчас при падении рынка компаниям важно «не прекращать инвестировать в инновации, совершенствование производства, сервис и продажи». По его мнению, это нужно, чтобы к моменту стабилизации экономической ситуации производители уже были на уверенных позициях.

Старший менеджер PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко полагает, что идея с сохранением инвестиций во время кризиса «хороша, но труднореализуема». По его мнению, при падении продаж практичнее сохранить загрузки мощностей и избежать сокращения персонала. Господин Литвиненко соглашается с тем, что вторичный рынок сейчас активно растет и показывает двузначные темпы роста. По его мнению, те производители, которые развивают это направление, «чувствуют себя лучше».

«Коммерсант»