АВТОСТАТ | Автопром ждет поддержки

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

21.08.14Прочитали 68 раз

Автопром ждет поддержки

В ожидании господдержки автопроизводителей акции «Камаза» и «АвтоВАЗа» значительно подорожали. На этом фоне бумаги «Соллерса» лишь немного выросли, а ГАЗа – подешевели.

В среду обыкновенные акции крупнейших российских автопроизводителй – «Камаза» и «АвтоВАЗа» – выросли в цене на Московской бирже на 10,49% (37,95 руб. за 1 шт.) и 6,17% (до 9,576 руб. за 1 шт.) соответственно. Это произошло на фоне ожидания мер поддержки автомобильной промышленности со стороны государства: их пообещал во вторник премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с президентом «Камаза» Сергеем Когогиным.

Первым господдержку уже получил сам «Камаз». Медведев подписал постановление правительства о предоставлении этому производителю госгарантий на 35 млрд руб. для выпуска облигаций в 2014-2016 гг. Этот документ стал позитивным сигналом рынку, подтверждающим, что государство заинтересовано в поддержке автопрома, говорит человек, близкий к одному из автозаводов. Таких мер господдержки несколько.

В правительстве обсуждается возможность возобновления госпрограммы утилизации автомобилей – отдельно или в составе универсальной программы утилизации транспортных средств, включая самолеты, речные и морские суда (ее разрабатывает Минпромторг. – «Ведомости»). Другой мерой поддержки может стать увеличение госзакупок автомобилей, говорит человек, близкий к одному из автозаводов. Предполагается, что обязательство покупать машины, произведенные только в странах Таможенного союза (Россия, Казахстан и Белоруссия), распространится также на госкомпании, госкорпорации и у подрядчиков, выполняющих госзаказы.

Еще одна обсуждаемая мера поддержки автопрома – ограничение сроков эксплуатации коммерческой техники, напоминает директор по взаимодействию с органами государственной власти «Камаза» Михаил Матасов. Предполагается запретить использовать грузовики старше 28 лет (таких в стране эксплуатируется около 8000 шт.), LCV – старше 18 лет (примерно 30 000 шт.), автобусов – старше 25 лет (примерно 7000 шт.). Новые правила могут быть введены в 2015 г., соответствующий законопроект может быть внесен осенью этого года, говорит Матасов. Это улучшит экологию, безопасность и позволит дополнительно загрузить мощности российских автозаводов, поясняет он.

Кроме того, российское правительство готово ввести защитные меры в автопроме в случае новых санкций США, ЕС и других стран. Подробности этих мер также не известны. Но федеральный чиновник ранее пояснял «Ведомостям», что среди основных вариантов – полный или частичный запрет на ввоз в страну иномарок из недружественных стран. Когда правительство определится с господдержкой автопроизводителей, пока неизвестно.

«Ситуация на рынке непростая, и мы будем думать, как стимулировать этот рынок с разных сторон. Я соберу коллег после отпусков и по линии Минпрома, Минэкономразвития», – сказал во вторник Медведев. Представитель Минпромторга не ответил на запрос «Ведомостей».

Аналитик «Метрополя» Андрей Рожков отмечает, что текущий рост на рынке можно назвать спекулятивным. «Текущая динамика рынка построена скорее на эмоциях и на спекулятивных ожиданиях. В ближайшие дни, скорее всего, последует коррекция», – отмечает он. Акции «Камаза» и «АвтоВАЗа» – низколиквидные бумаги, и, по мнению аналитика, на них влияют также другие новости в отношении компании – в частности, ожидания миноритарных акционеров потенциального выкупа со стороны «Даймлера». У «АвтоВАЗа» с начала года сменился менеджмент, который в дальнейшем объявил о повышении эффективности производства.

На фоне роста акций «Камаза» и «АвтоВАЗа» бумаги «Соллерса» прибавили только 0,98% (до 544 руб.), а группы ГАЗ даже снизились на 0,38% (до 530 руб.). По мнению Рожкова, именно «Камаз» и «АвтоВАЗ» больше всех выиграют от мер господдержки, которые пообещало правительство, в частности, от расширенной программы утилизации. Влияние программы утилизации на бизнес группы ГАЗ гораздо меньше, чем на «АвтоВАЗ» и «Камаз», объясняет Рожков.

Если программа утилизации будет такой же, как в 2010 г., больше всего вырастут продажи «АвтоВАЗа», считает он: его машины находятся в бюджетном сегменте и выгода покупателей автомобилей «Лада» окажется наиболее ощутимой в цене автомобиля. Прошлая программа утилизации сработала достаточно эффективно, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Если новая программа, как и было объявлено, будет направлена на коммерческую технику, то эта мера также эффективно сработает. «Рынок коммерческой техники гораздо быстрее реагирует на общую ситуацию в экономике. В отличие от легкового рынка там падение продаж еще сильнее и парк гораздо более старый», – отмечает Рожков. Впрочем, он считает, что, если меры господдержки будут, они повлияют на весь авторынок в целом, и на государственных и негосударственных автопроизводителей.

По данным «Автостата», продажи новых легковых автомобилей за январь – июль 2014 г. составили 1,291 млн шт., что на 10,5% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. Продажи новых грузовых автомобилей за семь месяцев текущего года сократились значительнее легковых – на 15,8% до 52 800 шт. Продажи легких коммерческих автомобилей уменьшились на 18,8% до 74 900 шт. При этом аналитики агентства ожидают дальнейшего падения рынка.

«Ведомости»