АВТОСТАТ | Спасение авторынка: от санкций до утилизации

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

21.08.14Прочитали 306 раз

Спасение авторынка: от санкций до утилизации

Правительство готово поддержать сокращающийся российский авторынок, но пока еще не решило, как это сделать. Эксперты считают, что власти могут или вернуть успешные госпрограммы, поддержав сразу всех производителей, или остановиться на финансировании отдельных, особо важных игроков, попутно ограничив импорт иномарок. Окончательно определиться с мерами поддержки авторынку чиновники должны осенью.

Вслед за Владимиром Путиным о предстоящих мерах по поддержке отечественного автопрома объявил и глава правительства Дмитрий Медведев. Правда, пока первые лица объявили о помощи лишь двум конкретным предприятиям. Месяц назад президент в ходе визита в Самарскую область пообещал оказать поддержку «АвтоВАЗу», а Дмитрий Медведев на этой неделе, встретившись с главой «КамАЗа» Сергеем Коготиным, посулил щедрое финансирование предприятию из Набережных Челнов. И если для «АвтоВАЗа» пакет помощи пока предусматривает только компенсацию процентных ставок по кредитам для модернизации, то «КамАЗ» может рассчитывать на большее: в течение 15 лет предприятие получит 35 млрд рублей.

В ходе встречи с Коготиным премьер-министр коснулся и общей ситуации на российском авторынке, дав понять, что в правительстве реально оценивают его непростое положение. «Автомобильный рынок, и рынок грузовых автомобилей в частности является очень точным индикатором состояния дел, поэтому мы, конечно, будем думать о том, как этот рынок стимулировать с разных сторон, - заявил Медведев. - Я соберу коллег после отпусков, в том числе по линии Минпрома, посмотрим, что можно сделать, и со стороны Минэкономразвития. Но в целом понятно, что тенденция не очень простая, и на неё все, кто заинтересован в расширении рынка, должны реагировать. И государство этому должно уделять внимание, ну и, конечно, вы как производители должны думать, каким образом на этот рынок влиять, даже в условиях весьма сложного экономического состояния».

Между тем, в госбюджете на 2014 год существенная поддержка автопрома предусмотрена лишь в виде закупки отечественных машин. Как ранее сообщал глава Минпромторга Денис Мантуров, для нужд МВД их приобретут на 2,3 млрд рублей, а для нужд Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) на 300 млн рублей купят машины «скорой помощи». Также министерство предоставит небольшие средства для закупки муниципальных автобусов в рамках развития использования газомоторного топлива. Таким образом, меры поддержки всего автопрома, над которыми министры будут думать после отпусков, в любом случае заработают не раньше следующего года.

Не так давно, все в том же Минпромторге дали понять, что готовятся возобновить программу утилизации старых машин. В 2010-2011-м владельцы старых автомобилей могли сдать его, получив взамен 50 тысяч рублей для покупки новой отечественной машины. Программа пользовалась огромным успехом и позволила в 2010 году резко поднять продажи новых машин. Когда именно ее могут возобновить и каковы будут ее новые правила игры, пока неизвестно.

Еще одним средством, которое может в самое ближайшее время и без особых затрат стимулировать продажи российских машин, могло бы стать введение санкций в отношении США, Европы и Японии. О возможности запрета машин из этих стран в начале августа обмолвился все тот же Дмитрий Медведев. Пока речь в любом случае не идет о запрете продаж машин иностранных брендов, произведенных в России.

Между тем, о господдержке, которую больше всего хотели бы получить сами производители и дилеры, пока не говорится. С начала года Минпромторг уже неоднократно заявлял, что в связи нехваткой средств не будет возобновлять дважды доказавшую свою эффективность программу льготного автокредитования. По ее условиям, государство компенсировало банкам весомую часть процентной ставки по автокредитам.
Эксперты рынка считают, что ранее опробованные меры поддержки уже доказали свою эффективность, но в условиях нехватки средств подойдут и другие шаги.

Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов полагает, что вероятнее всего правительство выберет способ поддержки рынка через новую программу утилизации. «Она может быть запущена в несколько ином виде, с более высокой ценой, - рассказал «Газете.Ru» эксперт. – Кроме того, будет продолжаться поддержка в плане предоставления государством инвестиционных кредитов, как в случае с «КамАЗом». Также будут госзакупки газомоторной и коммерческой техники. Не исключаю, что государство будет ограничивать закупки автомобильной техники, произведенной не в России».

По мнению эксперта, возвращение программы льготного автокредитования на покупку машин маловероятно. «Все ранее использовавшиеся государством меры, такие как программа утилизации и льготного автокредитования, показали свою эффективность. Поэтому вполне вероятно, что правительство все же решит эти программы вернуть, - поделился с «Газетой.Ru» свои мнением управляющий партнер EURussia Иван Бончев. - Что касается помощи производителям, то господдержка может быть оказана не только «КАМАЗу», но и «АвтоВАЗу», и «УАЗу», который находится сейчас в бедственном положении».

Эксперт считает, что ожидать от государства помощи российским производителям следует уже с началом следующего года. «Могут, конечно, и в течение этого года ввести какие-то меры, но скорее всего программы поддержки будут ориентированы на следующий год», - уточняет Бончев.

«Спасать падающий авторынок в условиях нестабильной экономики достаточно сложно, - считает заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. - Вариантов господдержки, конечно, много: это и лизинговые программы, и программа по утилизации грузового транспорта, которую правительство давно обещает ввести, и стимулирование предприятий за счет льготных кредитов на модернизацию производства. Вопрос в том, на что хватит денег, которых в казне сейчас вряд ли много».

«Газета.Ru»