Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 38 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

Ёмкость российского рынка услуг автосервиса

Аналитика

Самые продаваемые в 2016 году автомобили "coupe"

Мировой рейтинг бестселлеров "coupe" в 2016-ом возглавил Ford Mustang.

19 январяподробнее

Свежая статья

ЭРА-ГЛОНАСС наступила раньше срока («Газета.Ru») ЭРА-ГЛОНАСС наступила раньше срока («Газета.Ru»)

Чиновники фактически вынудили автокомпании инвестировать в установку систем ЭРА-ГЛОНАСС на продающиеся в России модели на три года раньше, чем позволяет закон, выяснила «Газета.Ru». Некоторые компании рискнули и даже под угрозой срыва поставок не стали внедрять систему. Другие – вывели с рынка непопулярные модели, из-за чего, по оценке экспертов, продажи иномарок могут сократиться на 10%, а государство потеряет более 30 млрд руб. налогов.

20 январяподробнее

«Год обычным не назовешь». Что спасет авторынок России

В июле продажи на российском авторынке упали на 22,9%, установив новый антирекорд. Всего в прошлом месяце было реализовано 180,7 тыс. машин - подобные цифры можно было наблюдать лишь в «кризисном» 2009 году. Всего за первые семь месяцев спрос на легковые автомобили в России упал на 9,9% до 1,410 млн машин.

«К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом, тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время. Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень - сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным», - прокомментировал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

К катастрофическому июльскому падению, прежде всего, привело замедление роста российской экономики: ослабление курса рубля, снижение уровня уверенности потребителей, уменьшение темпов розничных продаж, снижение темпов роста ВВП.

По мнению экспертов, существенное влияние на российский авторынок оказала и ситуация на Украине: внешполитические факторы привели к разрушению торговых связей, а также к падению фондового рынка. На фоне этого в стране вырос страх безработицы. «Когда у людей нет уверенности в завтрашнем дне, они стремятся меньше тратить на товары длительного пользования - дорогую электронику, автомобили и недвижимость, опасаясь снижения доходов в будущем», - рассказал корреспонденту Autonews.ru старший аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков.

Нестабильная экономическая ситуация напрямую повлияла на российские банки, которые вынуждены были ужесточить политику в отношении заемщиков. Увеличение процентной ставки в России, где до 90% автомобилей покупается в кредит, нанесло серьезный удар по отечественному авторынку.

«Можно сказать, что катастрофическое летнее падение было ожидаемо, так как спрос на автомобили был реализован еще зимой. При этом стоит помнить, что большинство людей в нашей стране предпочитают летом тратить деньги на отпуск, в то время как серьезные покупки, такие как покупка автомобиля, откладывать на поздние сроки», - считает начальник отдела аналитики «Автостат» Андрей Топтун.

Эксперт подчеркнул, что согласно исследованиям агентства, в среднем российские водители меняют автомобили раз в 4,5 - 5 лет. «Соответственно сейчас настало время, когда транспортные средства меняют те люди, которые приобретали автомобили в 2009 году. А тогда, если вспомнить, российский автомобильный рынок находился на самом дне. Можно предположить, что в следующем году желающих приобрести новый автомобиль станет заметно больше, так как рынок в 2010 году пошел на подъем. Однако все эти прогнозы мы делаем с оглядкой на возможные изменения в геополитической ситуации», - добавил Топтун.

Тяжелее всего в сложившейся ситуации пришлось большой российской тройке - АвтоВАЗу, ГАЗу, УАЗу. Так, продажи тольяттинского автогиганта в июле упали на 25 процентов. Существенное влияние тут оказало снятия с конвейера Lada Samara. На этот автомобиль в прошлом году приходилось до 9% общих продаж АвтоВАЗа. «Вместо нее была запущена Kalina 2. При этом существенного обновления модельного ряда не наблюдается. Более того, мы видим некий внутренний каннибализм», - отметил аналитик «Автостата».

Дальнейшие перспективы АвтоВАЗа, по мнению экспертов, достаточно туманны. «Скорее всего, корпорацию ждет сокращение производства. Возможно, на ситуацию положительным образом повлияет обновление модельного ряда, но в любом случае глобального улучшения позиций компании до начала следующего года ждать вряд ли приходится», - сообщил в беседе с корреспондентом Autonews.ru Андрей Топтун.

Не лучшим образом складывается ситуация и для другого российского производителя – группы ГАЗ (-24%). «У концерна есть сильно устаревшая, однако не теряющая своей актуальности ГАЗель и новая Next, однако компанию сильно подпирает сокращение предприятий малого бизнеса, для кого в основном и создаются автомобили этой марки», - считает Топтун.

Если весной главными виновниками кризиса на отечественном рынке считались российские автопроизводители, то к середине лета им компанию составили и многие иностранные бренды. У зарубежных концернов, показывающих неплохие результаты в начале года, к лету начался рост цен на модельный ряд. Соответственно, продажи пошли вниз. Фактически рост продаж в июле продемонстрировали только те производители, кому удалось сохранить ценник на прежнем уровне.

«Хороший пример тут Chevrolet. Начиная с мая, компания стала повышать стоимость автомобилей, причем весьма существенно – на 10-15 процентов. В итоге мы видим ситуацию, что год для Chevrolet начался достаточно удачно, однако уже в июле падение концерна составило 45 процентов», - говорят в «Автостате».

Неудачно складывается год и для Volkswagen (-32%). Концерн испытывает те же проблемы, что и Ford – рост цен и медленное относительно конкурентов обновление модельного ряда.

Одним из главных фаворитов отечественного рынка в прошлом месяце стала Mazda. Компании удалось реализовать 3,7 тыс. автомобилей (+13%). Эксперты связывают увеличение продаж японской марки с растущей популярностью недорогих кроссоверов и традиционно высокими продажами бюджетных седанов.

Серьезно улучшить свои продажи в июле удалось Skoda. В концерне успех связывают со сбалансированной и постоянно обновляемой модельной линейкой, а также с локализацией сборки наиболее востребованных автомобилей. «Все наши популярные модели собираются на территории России, что позволяет нам поддерживать цены на автомобили на приемлемом уровне. В условиях тяжелейшей ситуации на рынке, наша первостепенная задача - сохранение результатов прошлого года, на большее сейчас рассчитывать сложно», - рассказал корреспонденту Autonews.ru представитель Skoda Тимур Алиев.

Несколько приостановил рост на российском рынке и премиальный сегмент. В течение первого полугодия, по мнению экспертов, люди, обладающие свободными денежными средствами, в период экономической нестабильности предпочли конвертировать их в физические активы, такие как недвижимость или дорогие автомобили.

Кроме того, из-за существенного подорожания машин ценовая разница между моделями массового и премиального сегмента стала минимальна, что привело к всплеску продаж премиального сегмента в начале года. Традиционным лидером тут является компания Mercedes-Benz (+13%). По словам представителя компании Андрея Родионова, приемлемые результаты в России связаны, прежде всего, с тем, что немецкий производитель обладает самой широкой модельной гаммой в сегменте.

«С начала года мы видим уверенный рост продаж. Вполне вероятно, что это произошло также из-за того, что россияне предпочли в непростые времена вложить свободные деньги в покупку автомобиля премиум-класса. Однако подчеркну, что успешное выступление Mercedes-Benz на российском рынке - это долгосрочная тенденция, которая наблюдается уже на протяжении 4 - 5 лет. Однако не стоит забывать и о неопределенной политической ситуации, которая, безусловно, ведет за собой различные экономические следствия. При общем падении рынка, компания демонстрирует стабильный рост, который помогает опережать наших основных конкурентов», - заявил Родионов.

Темпы падения авторынка, несмотря на рост премиального сегмента, сохранятся во втором полугодии, считают эксперты. «По самому оптимистическому прогнозу паление рынка составит 10 - 12 процентов. Однако мы больше склоняемся к цифре 15 процентов», - рассказал аналитик «Автостата» Андрей Таптун.

По словам эксперта, в ближайшее время положительной динамики ожидать вряд ли придется. «Конечно, если автомобиль нуждается в замене, тянуть не стоит. В остальных ситуациях я бы порекомендовал желающим приобрести автомобиль перенести покупку на начало следующего года», - посоветовал эксперт.

С ним согласен и аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков. По его словам, рост автомобильного рынка начнется лишь после нормализации экономической ситуации в стране и введения госпрограмм поддержки автопроизводителей: «Ожидать этого в ближайшее время не стоит, так как государство всеми силами старается увеличить доходы бюджета, в том числе и путем увеличения налогообложения».

Другой позиции поддерживается представитель PricewaterhouseCoopers (PwC) Сергей Литвиненко. По словам эксперта, критическая точка падения авторынка уже пройдена, и в самое ближайшее время стоит ожидать роста продаж. Литвиненко считает, что ситуация стабилизируется уже к четвертому кварталу этого года: «Всплеск на автомобильном рынке может произойти этой осенью - тут определенную роль сыграет эффект отложенного спроса. Также мы рассчитываем на программу утилизации, о возобновлении которой Минпромторг заявил 4 августа. Точные сроки ее запуска пока также неизвестны, однако это может произойти уже в ближайшее время. Что касается итогов года, то наш прогноз – падение на 8 – 12 процентов».

AutoNews.ru

12.08.14 AutoNews.Ru