Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 40 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Инфографика

Ёмкость российского рынка услуг автосервиса

Аналитика

Самые продаваемые в 2016 году автомобили "coupe"

Мировой рейтинг бестселлеров "coupe" в 2016-ом возглавил Ford Mustang.

19 январяподробнее

Свежая статья

ЭРА-ГЛОНАСС наступила раньше срока («Газета.Ru») ЭРА-ГЛОНАСС наступила раньше срока («Газета.Ru»)

Чиновники фактически вынудили автокомпании инвестировать в установку систем ЭРА-ГЛОНАСС на продающиеся в России модели на три года раньше, чем позволяет закон, выяснила «Газета.Ru». Некоторые компании рискнули и даже под угрозой срыва поставок не стали внедрять систему. Другие – вывели с рынка непопулярные модели, из-за чего, по оценке экспертов, продажи иномарок могут сократиться на 10%, а государство потеряет более 30 млрд руб. налогов.

20 январяподробнее

Кризис и санкции опустят авторынок

В 2014 году российские продажи автомобилей могут упасть на 12%. Главными причинами спада являются экономическая нестабильность, рост цен и угроза введения санкций. Наилучшие перспективы остаются у компаний, которые выводят большое количество новинок и ведут локализацию производства в России. Эксперты надеются, что все подписавшие соглашение о промсборке автопроизводители успеют выполнить свои обязательства в срок.

Аналитики авторитетного агентства PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозируют снижение объема рынка легковых машин в России на 8–12% в текущем году. Об этом заявил во вторник старший менеджер практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Сергей Литвиненко. Отметим, что в начале года прогнозировалось падение продаж лишь на 3%.

Итоги

За первые шесть месяцев текущего года в России было продано 1 млн 160 тыс. новых легковых автомобилей, что на 7% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Общий объем продаж в денежном выражении составил $31,5 млрд.

В списке моделей, которые показали наибольший рост объемов продаж, – Mercedes-Benz S Class (389%), Jeep Grand Cherokee (120%), Range Rover Sport (108%), Chevrolet Cobalt (97%). Хорошие результаты показали Kia Soul (71%), Chevrolet Spark (47%), Mercedes-Benz A class (45%), Mazda CX-5 (40%), Mercedes-Benz E class (38%), Ford Kuga (37%).

Как отметил Литвиненко, в первом квартале 2014 года локомотивом продаж стали премиальные автомобили. По словам эксперта, экономическая нестабильность и валютные колебания вынудили людей конвертировать накопленные средства в физические активы, в том числе в дорогие автомобили.

Традиционно хорошо сыграли те марки, которые представили много новинок, а также имеющие в России собственное производство. Наиболее успешными по объему продаж и запуску новых моделей оказались Mercedes-Benz и Nissan. Так, японский бренд занял четвертое место в топ-5 наиболее популярных моделей иномарок, собираемых в России. Лидерами в списке стали Kia Rio New, Renault Duster и VW Polo. На четвертом месте – Nissan Almera, на пятом – Renault Logan.

75% автомобилей из топ-20 моделей по итогам продаж в первом полугодии собираются в России. Значительный объем продаж локализованных автомобилей в первую очередь обусловлен их ценовым преимуществом по сравнению с импортируемыми иномарками. Дело в том, что автопроизводители отдают предпочтение локализации автомобилей массового сегмента, где целевая аудитория достаточно чувствительна к цене.

По данным PwC, продолжает снижаться сегмент недорогих автомобилей. Худшие показатели по сравнению с результатами прошлого года у моделей Citroen C4 (-85%), Suzuki SX4 (-65%), Ford Focus (-56%), Honda Civic (-51%), Peugeot 408 (-49%). В списке аутсайдеров оказались также VW Passat CC (-48%), Daewoo Matiz (-48%), Mercedes B Class (-46%), Hyundai i30 (-44%), Peugeot 3008 (-44%).

Прогнозы

По оценке PwC, если события будут развиваться по лучшему сценарию, в 2014 году будет продано 4,3 млн российских автомобилей (-12%), 1 млн 270 тыс. иномарок российского производства (-3%), а импорт новых автомобилей достигнет уровня 690 тыс. единиц (-15%). Таким образом, общий объем рынка может составить 2 млн 390 тыс. единиц. Падение по сравнению с 2013 годом составит 8%.

В самом пессимистичном случае, который эксперты называют базовым, будет продано 4,1 млн российских машин (-16%), 1 млн 240 тыс. иномарок российского производства (-5%), а импортировано 650 тыс. новых автомобилей (-20%). Получается, что по самым худшим прогнозам рынок упадет сразу на 12%, до уровня 2,3 млн проданных автомобилей.
Главными причинами такого обвала аналитики называют замедление темпов экономики, ослабление курса рубля, которое привело к росту цен, и удорожание автокредитования. Не вызывает сомнений, что в ближайшее время на авторынок будут оказывать неопределенность и последствия ситуации вокруг Украины и Крыма.

Отвечая на вопрос «Газеты.Ru» о возможном влиянии санкций на российский авторынок, Литвиненко отметил, что главным образом они отразятся на поведении производителей автокомпонентов с инвестициями до $10 млн. «Для небольших компаний, которые только планируют прийти в Россию, крайне важен инвестиционный фон, – пояснил Литвиненко. – У них нет прямого доступа к госорганам, и они получают данные о текущей ситуации только из СМИ. И если они не придут в Россию, то ряду автокомпаний, которые зависят от этих поставщиков, будет сложнее достичь заявленного уровня локализации производства. Что касается долгосрочных планов крупных игроков, то их инвестиций достаточно, чтобы вести бизнес в России. При этом они будут рассчитывать на помощь со стороны государства».

По оценкам экспертов, несмотря на негативные тенденции, Россия остается перспективным рынком для автопроизводителей. В PwC уверены, что в ближайшие два-три года рынок восстановится до уровня 2012 года. Тогда было продано 2,935 млн машин. Дело в том, что среднее время обновления автопарка составляет 3,5–4 года. Поэтому можно ожидать, что основной рост наступит именно в 2015–2017 годах. Что касается перспективы 2015 года, то его динамика будет близка к нулю и станет повторением 2014 года.

Локализация

Одним из ключевых факторов успеха автопроизводителей на российском рынке эксперты называют локализацию. По из оценкам, текущие мощности производств легковых автомобилей составляют 3,0 млн а/м. При текущем уровне объемов производств составляет порядка 65%. В течение ближайших пяти лет мощности могут превысить 3,8 млн а/м.

Как отметили в PwC, подписанные автопроизводителями соглашения о промсборке предусматривают четкий график локализации. Так, в период с 2018 по 2020 год истекает срок действия большинства соглашений о промсборке, после чего таможенные пошлины будут снижены. В результате практически исчезнет барьер, обеспечивающий дополнительное преимущество для локальных производителей. В этот период локальное производство может стать более выгодным, чем импорт, только в случае достаточно больших объемов производства и глубокого уровня локализации, а также поддержки на государственном уровне.

На данный момент только «АвтоВАЗ» и УАЗ отвечают необходимым требованиям, которые заработают в 2018–2020 годах, – уровень локализации выпускаемой ими продукции достигает 74 и 66% соответственно. У Renault этот показатель находится на отметка 55%, GM-АвтоВАЗ – 51%, Volkswagen – 42%, Nissan – 38%, Ford – 37%, PSMA – 20%, Hyundai – 48%, Toyota – 10%. Как отметил Литвиненко, он уверен, что все автопроизводители, подписавшие соглашения о промсборке, успеют выполнить свои обязательства в срок.

«Газета.Ru»

06.08.14 «Газета.Ru»
 
Загрузка...