АВТОСТАТ | От зарплаты до кредита

Событие

подробнее

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

22.07.14Прочитали 228 раз

От зарплаты до кредита

Сотрудники «АвтоВАЗа» жалуются на низкие зарплаты и хвалят нового президента. При окладе 7 тыс. руб. большинство рабочих на предприятии держат кредиты и стабильность. Попавшим под массовые сокращения людям приходится идти в продавцы или становиться механиками на пунктах ТО. Корреспондент «Газеты.Ru» поговорила с сотрудниками тольяттинского предприятия прямо на их рабочем месте.

Сотрудники «АвтоВАЗа» до последнего держатся за свои рабочие места. Примерно из 60 тыс. человек, которые в настоящее время работают на предприятии, за текущий год под сокращения попадут 13 тыс. Такую задачу поставил руководитель тольяттинского автогиганта швед Бу Андерссон, сокращая издержки и выводя убыточное предприятие из кризиса.

В настоящее время общая численность сотрудников уже снижена на 5,1 тыс. человек. Профсоюзы добились того, чтобы людям, готовым уйти с завода добровольно, выплачивались от трех до пяти минимальных окладов труда. Несмотря на то что базовая ставка рабочих составляет около 7 тыс. руб., большинство из них даже не думают об увольнении. Работа в городе есть, но самым стабильным предприятием считается именно «АвтоВАЗ». Взявшие кредиты люди не рискуют уходить с завода, на котором проработали всю жизнь.

Называя «АвтоВАЗ» тольяттинским автогигантом, все масштабы этого эпитета понимаешь, только оказавшись на балконе 22-го этажа административного здания предприятия. Раскинувшаяся панорама с цехами, трубами и сверкающими складами автомобилей создает впечатление, что это и есть настоящий город Тольятти, а кроме завода больше в нем ничего и нет. Оказавшись внутри цехов, сразу же отмечаешь столь любимую президентом предприятия чистоту. Выдраенный пол, сотрудники в опрятных синих халатах, в специальных зонах – много растений. Обстановка на заводе самая обычная, и большой разницы с аналогичными предприятиями нет – конвейер, роботы и рабочие. На конвейере трудятся женщины и мужчины разных возрастов, примерно поровну. Побродив по одному из цехов предприятия, заглядываю в туалет на первом этаже. Ведь именно с их приведения в порядок начал свою карьеру на «АвтоВАЗе» кризисный управленец Андерссон.

Относительную чистоту в довольно убогом по комфорту заведении омрачило отсутствие туалетной бумаги и унитазов как таковых. Вместо этого в уборных зияли привычные всем россиянам, часто бывающим на вокзалах, дырки в полу. Если сейчас там стало лучше, то вариант «до» представить себе даже страшно. Отправляюсь на участок, где готовые автомобили проходят одну из финальных стадий контроля. Здесь довольно жарко и душно. Один за другим автомобили медленно продвигаются к выходу из завода. Здесь четкое разделение труда: женщины-контролеры проверяют готовые автомобили на предмет мелких дефектов, а мужчины-слесари, получив указания, исправляют их прямо на месте. Рабочие с радостью рассказывают о своих трудовых буднях, однако называть имена категорически не хотят.

– В мои обязанности входит проверка каждой машины, – рассказывает контролер, проработавшая на заводе уже 12 лет. – Я изучаю, нет ли в ней видимых дефектов. Можно сказать, что после нас машина идет прямо в магазин. Когда я получаю автомобиль, то записываю тип двигателя, его номер, пишу дату и начинаю осмотр. Если не нахожу дефектов, то принимаю автомобиль. А если вижу недостатки, то зову мастера-слесаря, который здесь же их и исправляет. В основном дефекты повторяются – вот, видите, отошла резиновая накладка на стекле, вот вмятины на кузове. Может отойти бампер. В этом автомобиле – сильный треск в двери, слышите?

Сквозь шум механизмов расслышать треск в двери «Лады» оказалось тяжелой задачей, пришлось поверить сотруднице на слово.

– Работа непростая, – продолжает женщина. – Всю восьмичасовую смену приходится проводить на ногах. Но есть перерыв 45 минут и еще десятиминутки, за которые тоже можно передохнуть. Сейчас у нас повысили план – за смену нашей бригаде из четырех человек надо проверить 410 автомобилей. Получается, что на каждого приходится по 100 машин. Мой оклад – 7 тыс. руб., с премиями набирается 20 тыс. руб. Чтобы заработать лишние 1–2 тыс. руб., мы выходим на работу в выходные – тогда действует двойная ставка. Получается, что за месяц с переработками набегает 23–24 тыс. А так средняя зарплата по заводу – 15 тыс. руб.

– Многие из тех, что попали под сокращения, устроились на предприятия, которые поставляют запчасти для «АвтоВАЗа», об этом договорился Андерссон. – Но говорят, что зарплаты там небольшие – около 18 тыс. руб. Кто-то получает 30 тыс. руб., но это если есть переработки. Предлагали уйти и на КамАЗ, но зарплата там еще меньше, чем на «АвтоВАЗе», а размещают при этом только в общежитиях, ни про какие квартиры для сотрудников речи и не шло. У нас никто не захотел переезжать в другой город ради этого. Вообще в Тольятти полно рабочих мест – многие уволенные сотрудники пошли работать в магазины – так, женщины работают продавцами. Мужчины устроились на СТО, работают механиками.

О смене работы, по словам контролера, практически никто не задумывается – люди, которые взяли жилье в ипотеку или потребительские кредиты, держатся за небольшую, но стабильную зарплату.

– Люди держатся за зарплату. «АвтоВАЗ» – это стабильность и уверенность, – говорит она.

– У многих оформлена ипотека, им важно знать, что восьмого числа получка, а 23-го будет аванс. В городе на кассе сидеть тоже неохота, а здесь хоть копейки, но зато вовремя. Я сама работаю на заводе уже 12 лет. Привыкла, куда деваться. Многие надеются, что снова будет введена трехсменка. Тогда зарплата побольше – на 1–2 тыс. руб. С 16 июня мы работаем в две смены, обещают, что это только на лето. Сейчас запустили Lada Kalina Cross, Datsun – может, нам поднимут зарплату, а то все обещают. Руководство говорит, что будут повышать требования к качеству, все-таки японский автомобиль, надеемся, что нам это как-то компенсируют.

К разговору подключилась коллега контролера.

– Чтобы здесь хоть что-то заработать, нужно работать в выходные, – рассказывает собеседница. – Многие подрабатывают на стороне. С приходом Андерссона на заводе действительно повысили требования к чистоте, но мы и до этого жили не в грязи.

Еще одна улыбчивая женщина – маляр – проработала на «АвтоВАЗе» больше 20 лет. С набором кистей в руках она ловко красит болты и рассказывает, что действительно нашла свое призвание на заводе.

– Мне все здесь очень нравится. И Андерссон большой молодец, стало действительно лучше и чище. Еще бы зарплату накинул немного, а так выходит около 20 тыс. руб.
Он говорит, что всем нам нужно учить английский! Хочет заставить выучить язык всех сотрудников. Не все от этого в восторге, но если бы на заводе организовали курсы, я бы пошла. Уходить с завода я не хочу – сидеть на кассе в каком-нибудь гигантском продуктовом магазине я не хочу, а других вариантов для женщин просто нет.

Стаж одного из мастеров, который исправляет дефекты в новеньких автомобилях, – около семи лет. Он также зарабатывает около 20 тыс. руб. в месяц с учетом премий, но о том, чтобы получить несколько окладов и уволиться, даже не думает.

- Зарплата не растет, все время только обещают, последний раз поднимали в прошлом году, – рассказывает мужчина. – Я уже и рад работать по выходным, чтобы заработать больше. На самом заводе действительно стало лучше – в помещениях сделали ремонт. Как-то Андерссон стоял здесь и на него начало капать с крыши. Это поправили. Очень нравится, что он по утрам ходит по заводу, смотрит, как мы работаем. Прошлое руководство не выходило из кабинетов, а новый президент интересуется, в каких условиях мы трудимся, задает вопросы. Сами мы, конечно, ничего у него не спрашиваем. А так он ходит везде, даже был в столовой – после этого там повесили телевизоры. Для тех, кто хочет уволиться, оборудован целый кабинет – людей там консультируют и отправляют в центр занятости».

В свою очередь Бу Андерссон рассказал «Газете.Ru», что качество выпускаемой продукции повысилось, а сотрудники завода стали более довольны. «Я не могу сказать, что уже изменил многое в людях, – сказал Андерссон. – Но с моей командой мне удалось показать всю важность и необходимость уважения к людям. Каждый день на площадках завода Тольятти работает 40 тыс. человек. Если сейчас вы придете к нам на завод, то увидите, что больше людей стали улыбаться. В январе мы разбили завод на пять производств. У нас пять автосборочных производств и шесть производств, которые занимаются выпуском компонентов. Каждое из них возглавляет российский руководитель. Каждый день в 7 утра мы обсуждаем с ними три вещи: это качество, объемы и затраты. Я не знаю, что происходило в прошлом году, но «АвтоВАЗ» пообещал Nissan произвести 60 тыс. автомобилей, а в результате было произведено всего 20 тыс. Поэтому с гордостью могу сказать, что с нашей командой мы каждый день выпускаем те автомобили, которые нужны Nissan и Renault в тех объемах, которые им необходимы. Мы – единственный завод в Восточной Европе, который выпускает ежедневно 2,3 тыс. автомобилей. Сейчас у нас меньше переработок, и мы улучшили изначальное качество на 25%».

По словам Андерссона, существующие мощности позволяют выпускать в Тольятти 1 млн автомобилей в год. Однако сейчас их выпускается около 600–650 тыс.

«Как поставщик Renault, Nissan и Datsun мы можем использовать возможности, чтобы загружать наши мощности и инвестировать в новые современные технологии, использовать лучшие имеющиеся в наличии системы качества и больше закупать у наших российских поставщиков. Я в этом бизнесе работаю всю свою жизнь. И я усвоил наверняка то, что объемы позволяют простить многие ошибки», – отметил Андерссон.

«Газета.Ru»