Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 8 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Автокредиты больше не являются главным драйвером развития для ВТБ24

О текущей ситуации в банковском секторе вообще и на примере отдельно взятого Самарского региона в частности, о насущных проблемах и перспективах развития кредитных услуг рассказали региональные руководители ВТБ24 в рамках бизнес-ланча с представителями СМИ. Часть этой беседы, ограниченная преимущественно автотематикой, предоставляется вашему вниманию сегодня. Наши собеседники - Сергей Койда, управляющий директор сети ВТБ24 в макрорегионах Урал и Поволжье (Москва) и Максим Папков, управляющий ВТБ24 в Тольятти.

Сергей Койда: «Банковский рынок замедляется, как и экономика в целом…». На днях была опубликована статистика Центробанка за 6 месяцев, по которой можно судить, как в целом банковская система движется относительно и прошлого года и на фоне тех событий, которые имеют место быть (известные события в Крыму, на Украине). По сути дела – о том, как международные санкции отыгрываются на нашей экономике, в том числе и на банковском секторе… Здесь важно отметить две тенденции. Первая – банковский рынок, равно как и в целом экономика страны, замедляется. По сути дела мы видим замедление темпов роста розничного кредитования, и даже отток в целом денежных средств физических лиц. С чем это связано и куда ушли деньги?

Если говорить о кредитовании в целом, банковская система приросла в целом с начала года на 5,6%. Кстати, ВТБ 24 этот показатель обошел – у нас прирост только за 5 месяцев этого года составил 11,1%. При этом основным драйвером роста была ипотека. Мы видим в целом некоторое охлаждение по банковской системе по потребительскому кредитованию. Связано это отчасти с насыщением данным продуктом населения и относительно высокого проникновения. А с ипотекой связан громадный потенциал, и этот потенциал начинает отыгрываться. Мы видим, что ипотека и в этом году, и в следующем будет пользоваться устойчивым спросом у клиентов и будет являться основным драйвером развития рынка кредитования физических лиц.

- Насколько мне известно, в прошлом году еще одним важным драйвером роста конкретно для вашего банка было автокредитование. Какова ситуация по автокредитам за эти полгода?

- Хороший вопрос. С точки зрения автокредитования – вы видите, что в стране происходит. В целом, по данным АЕБ, в этом году продолжится спад автомобильного рынка. Мы видим, что интерес к данному продукту несколько снизился у наших клиентов, равно как и у всех на этом рынке… Еще одна тенденция - мы видим определенное перераспределение интересов в сторону подержанных автомобилей. Люди предпочитают повременить с приобретением автомобилей. Предпочитают приобрести что-то более долговечное – я говорю, прежде всего, о жилье. Мы видим только это логическое объяснение. Если говорить о марках автомобилей, то ситуация здесь разнонаправленная. Одни производители растут, другие наоборот сокращают свои продажи. Но в целом все говорит о том, что рынок находится на спаде и в этом году даже не выйдет на результаты прошлого года. Это уже объективная данность, и ситуация может переломиться только в следующем году.

- От государства вы поддержки уже не ждете…

- Вы знаете, что сейчас не работает госпрограмма по субсидированию процентных ставок по автокредитованию. Конечно, она для нас была хорошим плечом, подспорьем, и условия участия в ней были привлекательны как для нас, так и для наших клиентов. Наши ключевые партнеры – это KIA, Hyundai, Lada, Chevrolet. Будет ли возобновлена программа – вопрос, наверное, не к нам.

- С производителями напрямую создавать интересные кредитные программы пока не получается?

Сергей Койда: У нас работают федеральные целевые программы с по сути дела обозначенными производителями, по ним процентная ставка ниже, нежели базовая. Это все по тем же KIA, Hyundai, Chevrolet. Есть и «Лада-финанс программа», своя программа – у ГАЗа, у Mitsubishi. По сути дела, все это основные игроки бюджетного рынка автомобилей и у нас с ними ключевые взаимоотношения и целевые программы. Но, прежде всего, с представительствами, не на уровне дилеров…

Максим Папков: По Тольятти ситуация несколько отличается от общероссийской. Здесь в городе мы (банк ВТБ 24 – авт. ), несмотря на спад, сохраняем свою долю. То есть те 30 %, которые мы имели по автосалонам, мы сохранили. Второй момент – сейчас происходит повышение интереса к подержанным автомобилям, в Тольятти такой тенденции (судя по автокредитам в ВТБ 24 – авт.) нет. И это удивительно: у нас процент покупки подержанных машин в кредит не вырос. В нашем банке работает программа «Миллион» - даем кредит автолюбителям на покупку автомобилей, стоимостью выше 1 млн. и при этом на такие кредиты предоставляем пониженную ставку. Эта программа пользуется спросом, наблюдаем повышение интереса к более дорогим автомобилям.

- Ситуация по невозвратам автокредитов сейчас ухудшилась по сравнению с 2013-ым годом или сопоставимая?

- Если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию с рисками, она действительно серьезная. Банковские риски растут. Но я бы не стал здесь говорить только по автокредитам, нужно смотреть в целом розничное кредитование. Потому что определенная категория людей, чтобы купить машину, берет потребительский кредит. Рассматривать исключительно автокредиты – наверное, это будет сознательное снижение воронки. В целом по физическим лицам доля просроченных задолженностей на 1 июня 2014 года составила 5,28%. Она растет с начала года. При этом, если посмотреть информацию Центробанка по так называемым моно-лайнерам (банки одного направления), то у них ситуация достаточно серьезная – доля просроченных задолженностей у них весьма и весьма высока. В ВТБ24 мы видим определенный рост задолженности, но он находится для нас в допустимых пределах нашей бизнес-модели. На 1 июня у нас доля просроченной задолженности 6,22%. Это я говорю в целом по портфелю. Естественно, если я буду смотреть, например, портфель по ипотеке, то там процент просрочки всего, к примеру, порядка 1%. При этом мы понимаем, что надо более качественно работать с заемщиками. Мы более тесно стали работать с работодателями с точки зрения обмена информацией. И такой постоянный мониторинг ситуации позволяет нам минимизировать риски. То есть ситуация – контролируемая. И если посмотреть внимательно, кредитование в целом растет, Европа бы нам позавидовала, так как у нас есть определенный потенциал.

- Конкретно по Тольятти ситуация с сокращениями на АВТОВАЗе как-то сказалась на невозвратах кредитов, на платежеспособности тех, кто попал под сокращение?

Михаил Папков: - Ничего критического не произошло. Мы о готовящейся ситуации знали заранее, мы ее спрогнозировали. С сентября 2013 года мы уже предполагали такое развитие событий, поскольку работаем в тесном сотрудничестве с профкомом АВТОВАЗа и с руководством предприятия. Какие-то корректировки в оценку платежеспособности заемщика вносили заранее. Поэтому резкого роста неплательщиков у нас не произошло…

- Странно, ведь та же ипотека предполагает длительный срок возврата кредитов, на 10-15 лет. И кто-то наверняка оформлял свой кредит еще до 2013 года, не предполагая, что потеряет работу…

Михаил Папков:- Как правило, при ипотечных кредитах рассчитывается совокупный семейный доход, поэтому платеж в 10-12 тысяч, как правило, для семьи не является критическим. Конкретно по Тольятти могу констатировать рост ипотечного кредитования – портфель таких кредитов увеличился за 5 месяцев нынешнего года на 25%. Кроме того – выросла средняя цена таких кредитов, и это говорит о том, что люди приобретают уже не просто минимальное жилье, но с прицелом на будущее развитие.

Сергей Койда: Планомерная индивидуальная работа с заемщиком предупреждает многие проблемы. У нас ведь не стоит задача раздать деньги всем и вся, есть задача удовлетворить рациональные потребности заемщика. В целом ситуация в Самарской области с точки зрения развития банковского бизнеса вполне благоприятная. Что касается ипотеки - мы видим, что и региональные власти, и частные партнеры продолжают увеличивать объемы строительства. И если посмотреть на социально-экономическое положение Самарской области, мы видим, что уровень безработицы на конец 1 квартала – 3%, он самый низкий по Поволжью, что говорит о финансовом здоровье региона. При этом заработная плата растет. Если за первый квартал посмотреть, она выросла примерно на 12% относительно марта 2012 года. Это говорит о финансовом здоровье региона. В экономику идут инвестиции, и средства накопления и потребления, такие, как жилье, будут пользоваться спросом… Что касается ситуации в целом по стране - нет причин для дальнейшего снижения валового продукта: мы находимся в такой нижней точке, после которой должен начаться рост ВВП, если, конечно, не помешает политическая ситуация.

11.07.14
Источник: www.autostat.ru
 

Исследования на тему

Новости на эту тему

  • 15 февраля 2017 Райффайзенбанк возвращается на рынок автокредитования

    Райффайзенбанк, решивший свернуть автокредитование в 2015 году, сохранил косвенное присутствие на этом рынке и планирует его развивать. Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники, Райффайзенбанк сотрудничает с банками автопроизводителей, среди которых «Фольксваген банк рус» и «БМВ банк». Кроме того, он планирует также сотрудничество с «Мерседес-Бенц банк рус», о чем стороны вскоре могут объявить.

    подробнее
  • 13 февраля 2017 Продажи Chevrolet Niva в январе выросли более чем на 40%

    Продажи Chevrolet Niva на российском рынке в январе выросли на 41,3% и составили 1670 автомобилей. В результате внедорожник от GM-АВТОВАЗ занял третье место по объему продаж в сегменте SUV после Hyundai Creta и Renault Duster, констатируют аналитики агентства «АВТОСТАТ».

    подробнее
  • 10 февраля 2017 Каждый третий автомобиль KIA в январе был продан в кредит

    На продажи с привлечением заемных средств в рамках программ KIA Finance в январе 2017 года пришлось 33% от общего объема розничных продаж KIA в России. В январе в кредит было продано на 88% больше автомобилей KIA, чем в первом месяце прошлого года.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 6 февраля 2017 Льготным кредитам подняли планку («Газета.Ru»)

    Поднять планку по льготному автокредитованию с 1,15 млн до 1,45 млн руб. предложили в Минпромторге, чтобы программа не потеряла актуальности из-за выросших за год цен. При этом дилеры просили увеличить лимит до 1,8 млн, но и такому решению оказались рады: теперь покупать будут не только самые бюджетные версии, но и комплектации подороже. Эксперты уверены, что такое ограничение было выбрано ради защиты «АвтоВАЗа» от чрезмерной конкуренции.

    подробнее
  • 21 октября 2016 Автовладельцы заехали в кредит («РБК»)

    Несмотря на кризис, доля покупаемых в кредит машин впервые выросла почти до 50%: рынок кредитов упал меньше, чем продажи машин. Это произошло благодаря госпрограмме льготного автокредитования, объясняют эксперты.

    подробнее
  • 5 октября 2016 Вторичный рынок всерьез заинтересовал госбанки («Известия»)

    Государственные банки выходят на рынок экспресс-автокредитования на вторичном рынке при продажах с рук. Программу для заемщиков запускает один из крупнейших госбанков – ВТБ24. Сетелем-банк («дочка» Сбербанка) изучает этот вопрос.

    подробнее