Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

Автокредиты больше не являются главным драйвером развития для ВТБ24

О текущей ситуации в банковском секторе вообще и на примере отдельно взятого Самарского региона в частности, о насущных проблемах и перспективах развития кредитных услуг рассказали региональные руководители ВТБ24 в рамках бизнес-ланча с представителями СМИ. Часть этой беседы, ограниченная преимущественно автотематикой, предоставляется вашему вниманию сегодня. Наши собеседники - Сергей Койда, управляющий директор сети ВТБ24 в макрорегионах Урал и Поволжье (Москва) и Максим Папков, управляющий ВТБ24 в Тольятти.

Сергей Койда: «Банковский рынок замедляется, как и экономика в целом…». На днях была опубликована статистика Центробанка за 6 месяцев, по которой можно судить, как в целом банковская система движется относительно и прошлого года и на фоне тех событий, которые имеют место быть (известные события в Крыму, на Украине). По сути дела – о том, как международные санкции отыгрываются на нашей экономике, в том числе и на банковском секторе… Здесь важно отметить две тенденции. Первая – банковский рынок, равно как и в целом экономика страны, замедляется. По сути дела мы видим замедление темпов роста розничного кредитования, и даже отток в целом денежных средств физических лиц. С чем это связано и куда ушли деньги?

Если говорить о кредитовании в целом, банковская система приросла в целом с начала года на 5,6%. Кстати, ВТБ 24 этот показатель обошел – у нас прирост только за 5 месяцев этого года составил 11,1%. При этом основным драйвером роста была ипотека. Мы видим в целом некоторое охлаждение по банковской системе по потребительскому кредитованию. Связано это отчасти с насыщением данным продуктом населения и относительно высокого проникновения. А с ипотекой связан громадный потенциал, и этот потенциал начинает отыгрываться. Мы видим, что ипотека и в этом году, и в следующем будет пользоваться устойчивым спросом у клиентов и будет являться основным драйвером развития рынка кредитования физических лиц.

- Насколько мне известно, в прошлом году еще одним важным драйвером роста конкретно для вашего банка было автокредитование. Какова ситуация по автокредитам за эти полгода?

- Хороший вопрос. С точки зрения автокредитования – вы видите, что в стране происходит. В целом, по данным АЕБ, в этом году продолжится спад автомобильного рынка. Мы видим, что интерес к данному продукту несколько снизился у наших клиентов, равно как и у всех на этом рынке… Еще одна тенденция - мы видим определенное перераспределение интересов в сторону подержанных автомобилей. Люди предпочитают повременить с приобретением автомобилей. Предпочитают приобрести что-то более долговечное – я говорю, прежде всего, о жилье. Мы видим только это логическое объяснение. Если говорить о марках автомобилей, то ситуация здесь разнонаправленная. Одни производители растут, другие наоборот сокращают свои продажи. Но в целом все говорит о том, что рынок находится на спаде и в этом году даже не выйдет на результаты прошлого года. Это уже объективная данность, и ситуация может переломиться только в следующем году.

- От государства вы поддержки уже не ждете…

- Вы знаете, что сейчас не работает госпрограмма по субсидированию процентных ставок по автокредитованию. Конечно, она для нас была хорошим плечом, подспорьем, и условия участия в ней были привлекательны как для нас, так и для наших клиентов. Наши ключевые партнеры – это KIA, Hyundai, Lada, Chevrolet. Будет ли возобновлена программа – вопрос, наверное, не к нам.

- С производителями напрямую создавать интересные кредитные программы пока не получается?

Сергей Койда: У нас работают федеральные целевые программы с по сути дела обозначенными производителями, по ним процентная ставка ниже, нежели базовая. Это все по тем же KIA, Hyundai, Chevrolet. Есть и «Лада-финанс программа», своя программа – у ГАЗа, у Mitsubishi. По сути дела, все это основные игроки бюджетного рынка автомобилей и у нас с ними ключевые взаимоотношения и целевые программы. Но, прежде всего, с представительствами, не на уровне дилеров…

Максим Папков: По Тольятти ситуация несколько отличается от общероссийской. Здесь в городе мы (банк ВТБ 24 – авт. ), несмотря на спад, сохраняем свою долю. То есть те 30 %, которые мы имели по автосалонам, мы сохранили. Второй момент – сейчас происходит повышение интереса к подержанным автомобилям, в Тольятти такой тенденции (судя по автокредитам в ВТБ 24 – авт.) нет. И это удивительно: у нас процент покупки подержанных машин в кредит не вырос. В нашем банке работает программа «Миллион» - даем кредит автолюбителям на покупку автомобилей, стоимостью выше 1 млн. и при этом на такие кредиты предоставляем пониженную ставку. Эта программа пользуется спросом, наблюдаем повышение интереса к более дорогим автомобилям.

- Ситуация по невозвратам автокредитов сейчас ухудшилась по сравнению с 2013-ым годом или сопоставимая?

- Если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию с рисками, она действительно серьезная. Банковские риски растут. Но я бы не стал здесь говорить только по автокредитам, нужно смотреть в целом розничное кредитование. Потому что определенная категория людей, чтобы купить машину, берет потребительский кредит. Рассматривать исключительно автокредиты – наверное, это будет сознательное снижение воронки. В целом по физическим лицам доля просроченных задолженностей на 1 июня 2014 года составила 5,28%. Она растет с начала года. При этом, если посмотреть информацию Центробанка по так называемым моно-лайнерам (банки одного направления), то у них ситуация достаточно серьезная – доля просроченных задолженностей у них весьма и весьма высока. В ВТБ24 мы видим определенный рост задолженности, но он находится для нас в допустимых пределах нашей бизнес-модели. На 1 июня у нас доля просроченной задолженности 6,22%. Это я говорю в целом по портфелю. Естественно, если я буду смотреть, например, портфель по ипотеке, то там процент просрочки всего, к примеру, порядка 1%. При этом мы понимаем, что надо более качественно работать с заемщиками. Мы более тесно стали работать с работодателями с точки зрения обмена информацией. И такой постоянный мониторинг ситуации позволяет нам минимизировать риски. То есть ситуация – контролируемая. И если посмотреть внимательно, кредитование в целом растет, Европа бы нам позавидовала, так как у нас есть определенный потенциал.

- Конкретно по Тольятти ситуация с сокращениями на АВТОВАЗе как-то сказалась на невозвратах кредитов, на платежеспособности тех, кто попал под сокращение?

Михаил Папков: - Ничего критического не произошло. Мы о готовящейся ситуации знали заранее, мы ее спрогнозировали. С сентября 2013 года мы уже предполагали такое развитие событий, поскольку работаем в тесном сотрудничестве с профкомом АВТОВАЗа и с руководством предприятия. Какие-то корректировки в оценку платежеспособности заемщика вносили заранее. Поэтому резкого роста неплательщиков у нас не произошло…

- Странно, ведь та же ипотека предполагает длительный срок возврата кредитов, на 10-15 лет. И кто-то наверняка оформлял свой кредит еще до 2013 года, не предполагая, что потеряет работу…

Михаил Папков:- Как правило, при ипотечных кредитах рассчитывается совокупный семейный доход, поэтому платеж в 10-12 тысяч, как правило, для семьи не является критическим. Конкретно по Тольятти могу констатировать рост ипотечного кредитования – портфель таких кредитов увеличился за 5 месяцев нынешнего года на 25%. Кроме того – выросла средняя цена таких кредитов, и это говорит о том, что люди приобретают уже не просто минимальное жилье, но с прицелом на будущее развитие.

Сергей Койда: Планомерная индивидуальная работа с заемщиком предупреждает многие проблемы. У нас ведь не стоит задача раздать деньги всем и вся, есть задача удовлетворить рациональные потребности заемщика. В целом ситуация в Самарской области с точки зрения развития банковского бизнеса вполне благоприятная. Что касается ипотеки - мы видим, что и региональные власти, и частные партнеры продолжают увеличивать объемы строительства. И если посмотреть на социально-экономическое положение Самарской области, мы видим, что уровень безработицы на конец 1 квартала – 3%, он самый низкий по Поволжью, что говорит о финансовом здоровье региона. При этом заработная плата растет. Если за первый квартал посмотреть, она выросла примерно на 12% относительно марта 2012 года. Это говорит о финансовом здоровье региона. В экономику идут инвестиции, и средства накопления и потребления, такие, как жилье, будут пользоваться спросом… Что касается ситуации в целом по стране - нет причин для дальнейшего снижения валового продукта: мы находимся в такой нижней точке, после которой должен начаться рост ВВП, если, конечно, не помешает политическая ситуация.

11.07.14 Виктория Лобода
Источник: www.autostat.ru
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему