АВТОСТАТ | Лизинговое наступление

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

20.06.14Прочитали 311 раз

Лизинговое наступление

Лизинг для физических лиц – новая услуга на российском автомобильном рынке. Но хотя в развитых странах на долю лизинговых схем приходится до трети всех продаж легковых машин, в России эта услуга вряд ли быстро станет массовой.

Этой весной ряд крупных компаний начали предоставлять в России услуги по продаже частным лицам автомобилей с помощью лизинговых схем. Представители компании Major Auto назвали это революцией на автомобильном рынке. «Теперь в дополнение к приобретению автомобиля в кредит и за наличные открывается третий мощный канал продажи, – заявил на пресс-конференции Михаил Бахтиаров, президент холдинга Major Auto. – В развитых странах на лизинг приходится до трети всех продаж частным лицам. В России лет через пять лизинг тоже может занять до трети всего рынка, то есть если всего в стране будет реализовываться три миллиона автомобилей в год, то из них в лизинг будет продаваться миллион».

По словам представителей Major Auto, они уже заключили несколько сотен договоров о лизинге с физическими лицами и до конца года планируют предоставить в лизинг свыше 5 тыс. автомобилей.

Помимо Major услугу лизинга для физических лиц в России начинают предоставлять лизинговые компании, в частности «Европлан» и «Контрол Лизинг». Не отстают и автопроизводители: например, корейская Kia Motor недавно начала предоставлять в лизинг частным лицам модели Optima и Quoris. Пока число лизинговых контрактов этих компаний исчисляется сотнями, но они рассчитывают, что в ближайшее время интерес покупателей к лизингу повысится.

Долгосрочная аренда

Нельзя сказать, что лизинговые схемы до сих пор были незнакомы российскому автомобильному рынку: сегодня в лизинг продается 3% всех автомобилей в стране. Однако покупателями во всех этих случаях выступают юридические лица, для которых лизинг имеет ряд существенных, прежде всего налоговых, преимуществ.

Лизинг же для физических лиц в России до нынешней весны отсутствовал. Между тем в некоторых странах лизинговые продажи занимают 25–30% автомобильного рынка. Рекордсмен в этой области – США: в лизинг частным лицам здесь продается около 35% всех новых автомобилей, по итогам прошлого года объем лизингового рынка превысил 5 млрд долларов. И это притом что десять лет назад продажи в лизинг едва достигали 1 млрд долларов.

Чем же так привлекательны лизинговые схемы? Лизинг – это, по сути, не приобретение в собственность, а долгосрочная аренда автомобиля.

Машина остается в собственности лизинговой компании, а клиент за пользование ею регулярно выплачивает определенную сумму. Ее вычисляют исходя из того, насколько автомобиль потеряет в цене во время пользования. После окончания срока лизинга пользователь возвращает автомобиль компании и получает возможность выбрать другую машину.

Внедряющие новую услугу компании утверждают, что в России лизинговые схемы имеют ряд преимуществ. Прежде всего это более либеральные по сравнению с автокредитом условия. «В России число людей, которые готовы сразу же расплатиться наличными за автомобиль, каждый год сокращается. А автомобильный кредит могут взять не все желающие. В некоторых банках отказы по автомобильным кредитам достигают 50 процентов. Например, автокредит сейчас сложно получить людям старше 60 лет. И таким людям мы готовы предоставить услуги автолизинга», – говорит Михаил Бахтиаров из Major Auto.

Другое преимущество лизинговых схем для потребителя – более низкая начальная цена автомобиля. Действительно, почти все автопроизводители делают скидку лизинговым компаниям, с которыми им выгодно сотрудничать. Стартовая цена на новый автомобиль, предоставляемый в лизинг, может быть ниже на 5–10%.

Привлекателен лизинг может быть и для тех, кто не хочет записывать на себя лишнее имущество. Например, это чиновники, бизнесмены, публичные люди. Лизинговый автомобиль числится на балансе лизинговой компании, и нет необходимости оформлять его в собственность. «Нашими новыми лизинговыми услугами интересуются чиновники, – не скрывает Михаил Бахтиаров. – Мы, можно сказать, помогаем сохранять им семьи. Вспомним, что перед подачей декларации о доходах многие из них разводились со своими супругами. Теперь этого делать не нужно».

Есть в лизинговых схемах и другие удобства, связанные с процессом возврата автомобиля. «Беря автокредит, клиент выплачивает полную стоимость автомобиля, который по истечении срока договора ему, как правило, все равно не нужен: автомобиль сразу продается, а вырученные деньги вкладываются в покупку нового либо он сдается в трейд-ин с существенной потерей в цене. Все это превращает смену автомобиля в хлопотный и затратный процесс. А при использовании лизинга клиент просто меняет одну машину на другую», – рассказывает Дмитрий Тимофеев, генеральный директор автолизинговой компании «Контрол Лизинг».

По его словам, тормозит лизинговые схемы прежде всего психология российского покупателя, который привык иметь автомобиль в собственности. «В российской ментальности машина – это предмет, который должен обязательно быть в собственности, передаваться по наследству. И большинство наших потенциальных клиентов, критикуя лизинг, говорят: как мы будем платить за автомобиль, который нам не принадлежит? – продолжает Дмитрий Тимофеев. – Против такой критики у нас есть железный аргумент: при лизинге клиент платит только за то, чем он пользуется, и оплачивает износ автомобиля за срок лизинга. При этом он избавляется от проблем с реализацией подержанной машины, зная цену этой реализации заранее».

Сырой продукт

Но все же главный вопрос, выгодна ли лизинговая схема с финансовой точки зрения. Будет ли частный пользователь при приобретении автомобиля в лизинг переплачивать по сравнению с тем, кто берет такой же автомобиль в кредит?

Представители лизинговых компаний отмечают, что при приобретении автомобиля в лизинг ежемесячные платежи будут в разы ниже, чем при покупке в кредит. Например, на презентации своей лизинговой программы представители Major демонстрировали сравнительные расчеты по приобретению автомобиля ценой 1,241 млн рублей. Так вот, при покупке такой машины в кредит на два года (с авансовым платежом 20% и годовой ставкой 15,5%) ежемесячный платеж клиента будет составлять 46,7 тыс. рублей. А при приобретении такой же машины в лизинг на два года клиенту нужно будет ежемесячно платить в три раза меньше: 13,6 тыс. рублей. Но так ли все радужно на самом деле? При ближайшем рассмотрении оказывается, что здесь есть свои подводные камни.
Звоню в лизинговую компанию Major, чтобы проверить лизинговую схему в действии. Говорю менеджеру, что хочу приобрести в лизинг на три года автомобиль Ford Kuga Titanium 2.0 TD/140 6RT 4WD по цене 1,394 млн рублей.

Менеджер говорит, что за три года, которые я буду пользоваться автомобилем, он подешевеет на 50% и его остаточная стоимость составит 697 тыс. рублей. Честно говоря, такая оценка мне кажется несколько заниженной. Думаю, такой автомобиль за три года не должен так сильно упасть в цене – за него можно будет запросить на вторичном рынке как минимум 60–70% его первоначальной стоимости.

Ну ладно. Жду от менеджера дальнейших расчетов по платежам. И тут получаю бумагу с совершенно неожиданными цифрами. По моим прикидкам, если даже автомобиль подешевеет наполовину, то есть на 697 тыс. рублей, то эту сумму я делю на 36 месяцев и в итоге получаю ежемесячную выплату 19,3 тыс. рублей плюс некий процент за пользование услугами лизинговый компании. Но менеджер мне предлагает вот какой расчет. При условии что я вношу первоначальный взнос в размере 10% стоимости машины, то есть 139,4 тыс. рублей, мне предлагается еще в течение трех лет ежемесячно выплачивать 34,5 тыс. рублей!

Беру калькулятор и подсчитываю, что за три года лизингового контракта я заплачу 1,384 млн рублей – то есть почти всю стоимость автомобиля, который после трех лет не останется у меня в собственности, а вернется обратно в лизинговую компанию! Почему так много?

Все дело в процентной ставке, точнее, в так называемой ставке удорожания. Оказывается, лизинговая компания берет очень немаленький процент за свои услуги – 15,93% годовых. При этом наценка исчисляется на всю стоимость автомобиля, а не только на процент его удешевления (!). Вот и получается, что за три года пользования автомобилем я выплачу чуть ли не полную его стоимость, а потом машина уйдет обратно лизинговой компании.

Если брать тот же Ford Kuga в кредит, рассчитывать можно вот на что: при условии внесения того же аванса в 10% стоимости ежемесячно предлагается платить 42 тыс. рублей (процентная ставка 12,5% в год). Это больше, чем 34,5 тыс. рублей в месяц при лизинге, но после трех лет машина останется у меня в собственности! И таким образом, в лизинговой схеме я переплачу 687,7 тыс. рублей, а в кредитной – 256,3 тыс.

Приблизительно такие же условия лизинга в компании «Контрол Лизинг». Здесь за лизинг той же модели Ford Kuga мне предложили платить ежемесячно свыше 30 тыс. рублей. С чем связана такая значимая переплата удешевления, менеджер мне внятно объяснить не смог.

Вот и получается, что пока предлагаемые у нас лизинговые схемы явно невыгодны массовому покупателю. Возможно, когда лизинговые компании поумерят свои аппетиты и будут брать меньший процент за свои услуги, лизинг имеет шансы стать широко востребованной услугой.

Хотя сам факт появления новой услуги на рынке, безусловно, положительное явление. Очевидно, что с падением продаж и усилением конкуренции участники рынка стремятся найти новые инструменты для привлечения дополнительных клиентов. Правда, пока делают это несколько неуклюже.

– Какие трудности вы видите в развитии услуг по продаже автомобилей в лизинг для частных лиц?

Дмитрий Тимофеев, генеральный директор автолизинговой компании «Контрол Лизинг»:

– С первых чисел марта, когда начала работу программа автолизинга для частных клиентов в Москве, наша компания выдала более 20 автомобилей разных марок из разных ценовых сегментов. Планы до конца года самые серьезные – порядка двух с половиной тысяч автомобилей в Москве и в Санкт-Петербурге.

Однако пока главным тормозом для развития автолизинга для физических лиц в России является неготовность лизинговых компаний предоставлять потребителю классический операционный лизинг, как на Западе. Большинство компаний, которые заявили о запуске операционного лизинга для физических лиц, на самом деле предлагают не его.

Классический автолизинг для физлиц – это лизинг без обязательств клиента по выкупу автомобиля по истечении срока договора лизинга с фиксированием выкупной стоимости на рыночном уровне в момент заключения лизингового договора.

Причина, по которой такой классический лизинг мало кто предлагает, очень проста: лизинговая компания должна до момента заключения контракта корректно оценить остаточную стоимость автомобиля и, что куда важнее, принять на себя риск изменения этой остаточной стоимости. Чтобы это стало возможно, у лизинговой компании должно быть, во-первых, желание заниматься розничным автолизинговым бизнесом и, во-вторых, что еще более значимо, должна быть разработана финансовая схема с серьезным денежным ресурсом, позволяющая финансировать сделки с таким уровнем риска.

Драйвером активного развития автолизинга, на мой взгляд, прежде всего может стать сдвиг в сознании потребителя от «собственнического» к «потребительскому» отношению к автомобилю. Люди должны перейти к такому образу жизни, когда нормой станет смена автомобиля раз в два-три года, и в этом случае лизинг – идеальный финансовый инструмент. Конечно, для того чтобы приучить российского потребителя к такому стилю жизни, требуются усилия всех участников рынка, прежде всего официальных дилеров.

Специфические российские трудности для развития лизинга – высокая стоимость денег, низкая финансовая грамотность населения, которое не знает, что такое автолизинг, и не понимает, как можно платить за автомобиль, который не является собственностью. Еще у нас недостаточно мобильно дилерское сообщество, а это основной канал продаж автолизинга, и внедрение нового финансового продукта здесь процесс длительный и непростой. Наконец, лизинговые компании только начинают предлагать частным клиентам этот продукт и, не исключаю, совершают ошибки в позиционировании и подаче продукта целевой аудитории.       

– Почему вы не предоставляете услуги автомобильного лизинга физическим лицам?

Алексей Смирнов, генеральный директор лизинговой компании Carcade:

– Действительно, в настоящее время компания не предлагает услуги лизинга для физических лиц. На данном этапе мы решили сфокусироваться на приоритетной задаче – развитии продуктов и программ автолизинга для компаний и индивидуальных предпринимателей – юридических лиц.

Автокредитование – наиболее распространенная и привычная схема приобретения автомобилей для физлиц: в нашей стране более 50 процентов легковых машин покупается в кредит. Основное препятствие в развитии лизинга для физлиц – несовершенство юридической базы, а главное, отсутствие явных, выраженных конкурентных преимуществ лизинга для физлиц в сравнении с автокредитованием. Например, фискальные льготы, распространяющиеся на таких лизингополучателей, как предприниматели и компании, использующие стандартную схему налогообложения, неприменимы к частным лицам.

Кроме того, для россиян схема финансовой аренды автомобиля еще очень необычна. Отсюда слабое развитие сегмента лизинга для физлиц в нашей стране.

Таким образом, пока лизинг в России является наиболее привлекательным инструментом приобретения автотранспорта для юридических лиц – компаний и предпринимателей – прежде всего в силу законодательно закрепленных налоговых преференций для лизингополучателей и из-за доступности получения финансирования.

Но в целом я считаю, что перспективы развития лизинга для физлиц в нашей стране неплохие. Лизинг для физических лиц в России может составить конкуренцию автокредитным продуктам, при условии что лизинговые операторы выведут на рынок достаточное количество конкурентоспособных предложений. Каждый продукт, лизинговый или кредитный, должен иметь свое уникальное преимущество и быть направлен на свою целевую аудиторию.    

«Эксперт-Авто»

 
Загрузка...