Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 1 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

Лизинговое наступление

Лизинг для физических лиц – новая услуга на российском автомобильном рынке. Но хотя в развитых странах на долю лизинговых схем приходится до трети всех продаж легковых машин, в России эта услуга вряд ли быстро станет массовой.

Этой весной ряд крупных компаний начали предоставлять в России услуги по продаже частным лицам автомобилей с помощью лизинговых схем. Представители компании Major Auto назвали это революцией на автомобильном рынке. «Теперь в дополнение к приобретению автомобиля в кредит и за наличные открывается третий мощный канал продажи, – заявил на пресс-конференции Михаил Бахтиаров, президент холдинга Major Auto. – В развитых странах на лизинг приходится до трети всех продаж частным лицам. В России лет через пять лизинг тоже может занять до трети всего рынка, то есть если всего в стране будет реализовываться три миллиона автомобилей в год, то из них в лизинг будет продаваться миллион».

По словам представителей Major Auto, они уже заключили несколько сотен договоров о лизинге с физическими лицами и до конца года планируют предоставить в лизинг свыше 5 тыс. автомобилей.

Помимо Major услугу лизинга для физических лиц в России начинают предоставлять лизинговые компании, в частности «Европлан» и «Контрол Лизинг». Не отстают и автопроизводители: например, корейская Kia Motor недавно начала предоставлять в лизинг частным лицам модели Optima и Quoris. Пока число лизинговых контрактов этих компаний исчисляется сотнями, но они рассчитывают, что в ближайшее время интерес покупателей к лизингу повысится.

Долгосрочная аренда

Нельзя сказать, что лизинговые схемы до сих пор были незнакомы российскому автомобильному рынку: сегодня в лизинг продается 3% всех автомобилей в стране. Однако покупателями во всех этих случаях выступают юридические лица, для которых лизинг имеет ряд существенных, прежде всего налоговых, преимуществ.

Лизинг же для физических лиц в России до нынешней весны отсутствовал. Между тем в некоторых странах лизинговые продажи занимают 25–30% автомобильного рынка. Рекордсмен в этой области – США: в лизинг частным лицам здесь продается около 35% всех новых автомобилей, по итогам прошлого года объем лизингового рынка превысил 5 млрд долларов. И это притом что десять лет назад продажи в лизинг едва достигали 1 млрд долларов.

Чем же так привлекательны лизинговые схемы? Лизинг – это, по сути, не приобретение в собственность, а долгосрочная аренда автомобиля.

Машина остается в собственности лизинговой компании, а клиент за пользование ею регулярно выплачивает определенную сумму. Ее вычисляют исходя из того, насколько автомобиль потеряет в цене во время пользования. После окончания срока лизинга пользователь возвращает автомобиль компании и получает возможность выбрать другую машину.

Внедряющие новую услугу компании утверждают, что в России лизинговые схемы имеют ряд преимуществ. Прежде всего это более либеральные по сравнению с автокредитом условия. «В России число людей, которые готовы сразу же расплатиться наличными за автомобиль, каждый год сокращается. А автомобильный кредит могут взять не все желающие. В некоторых банках отказы по автомобильным кредитам достигают 50 процентов. Например, автокредит сейчас сложно получить людям старше 60 лет. И таким людям мы готовы предоставить услуги автолизинга», – говорит Михаил Бахтиаров из Major Auto.

Другое преимущество лизинговых схем для потребителя – более низкая начальная цена автомобиля. Действительно, почти все автопроизводители делают скидку лизинговым компаниям, с которыми им выгодно сотрудничать. Стартовая цена на новый автомобиль, предоставляемый в лизинг, может быть ниже на 5–10%.

Привлекателен лизинг может быть и для тех, кто не хочет записывать на себя лишнее имущество. Например, это чиновники, бизнесмены, публичные люди. Лизинговый автомобиль числится на балансе лизинговой компании, и нет необходимости оформлять его в собственность. «Нашими новыми лизинговыми услугами интересуются чиновники, – не скрывает Михаил Бахтиаров. – Мы, можно сказать, помогаем сохранять им семьи. Вспомним, что перед подачей декларации о доходах многие из них разводились со своими супругами. Теперь этого делать не нужно».

Есть в лизинговых схемах и другие удобства, связанные с процессом возврата автомобиля. «Беря автокредит, клиент выплачивает полную стоимость автомобиля, который по истечении срока договора ему, как правило, все равно не нужен: автомобиль сразу продается, а вырученные деньги вкладываются в покупку нового либо он сдается в трейд-ин с существенной потерей в цене. Все это превращает смену автомобиля в хлопотный и затратный процесс. А при использовании лизинга клиент просто меняет одну машину на другую», – рассказывает Дмитрий Тимофеев, генеральный директор автолизинговой компании «Контрол Лизинг».

По его словам, тормозит лизинговые схемы прежде всего психология российского покупателя, который привык иметь автомобиль в собственности. «В российской ментальности машина – это предмет, который должен обязательно быть в собственности, передаваться по наследству. И большинство наших потенциальных клиентов, критикуя лизинг, говорят: как мы будем платить за автомобиль, который нам не принадлежит? – продолжает Дмитрий Тимофеев. – Против такой критики у нас есть железный аргумент: при лизинге клиент платит только за то, чем он пользуется, и оплачивает износ автомобиля за срок лизинга. При этом он избавляется от проблем с реализацией подержанной машины, зная цену этой реализации заранее».

Сырой продукт

Но все же главный вопрос, выгодна ли лизинговая схема с финансовой точки зрения. Будет ли частный пользователь при приобретении автомобиля в лизинг переплачивать по сравнению с тем, кто берет такой же автомобиль в кредит?

Представители лизинговых компаний отмечают, что при приобретении автомобиля в лизинг ежемесячные платежи будут в разы ниже, чем при покупке в кредит. Например, на презентации своей лизинговой программы представители Major демонстрировали сравнительные расчеты по приобретению автомобиля ценой 1,241 млн рублей. Так вот, при покупке такой машины в кредит на два года (с авансовым платежом 20% и годовой ставкой 15,5%) ежемесячный платеж клиента будет составлять 46,7 тыс. рублей. А при приобретении такой же машины в лизинг на два года клиенту нужно будет ежемесячно платить в три раза меньше: 13,6 тыс. рублей. Но так ли все радужно на самом деле? При ближайшем рассмотрении оказывается, что здесь есть свои подводные камни.
Звоню в лизинговую компанию Major, чтобы проверить лизинговую схему в действии. Говорю менеджеру, что хочу приобрести в лизинг на три года автомобиль Ford Kuga Titanium 2.0 TD/140 6RT 4WD по цене 1,394 млн рублей.

Менеджер говорит, что за три года, которые я буду пользоваться автомобилем, он подешевеет на 50% и его остаточная стоимость составит 697 тыс. рублей. Честно говоря, такая оценка мне кажется несколько заниженной. Думаю, такой автомобиль за три года не должен так сильно упасть в цене – за него можно будет запросить на вторичном рынке как минимум 60–70% его первоначальной стоимости.

Ну ладно. Жду от менеджера дальнейших расчетов по платежам. И тут получаю бумагу с совершенно неожиданными цифрами. По моим прикидкам, если даже автомобиль подешевеет наполовину, то есть на 697 тыс. рублей, то эту сумму я делю на 36 месяцев и в итоге получаю ежемесячную выплату 19,3 тыс. рублей плюс некий процент за пользование услугами лизинговый компании. Но менеджер мне предлагает вот какой расчет. При условии что я вношу первоначальный взнос в размере 10% стоимости машины, то есть 139,4 тыс. рублей, мне предлагается еще в течение трех лет ежемесячно выплачивать 34,5 тыс. рублей!

Беру калькулятор и подсчитываю, что за три года лизингового контракта я заплачу 1,384 млн рублей – то есть почти всю стоимость автомобиля, который после трех лет не останется у меня в собственности, а вернется обратно в лизинговую компанию! Почему так много?

Все дело в процентной ставке, точнее, в так называемой ставке удорожания. Оказывается, лизинговая компания берет очень немаленький процент за свои услуги – 15,93% годовых. При этом наценка исчисляется на всю стоимость автомобиля, а не только на процент его удешевления (!). Вот и получается, что за три года пользования автомобилем я выплачу чуть ли не полную его стоимость, а потом машина уйдет обратно лизинговой компании.

Если брать тот же Ford Kuga в кредит, рассчитывать можно вот на что: при условии внесения того же аванса в 10% стоимости ежемесячно предлагается платить 42 тыс. рублей (процентная ставка 12,5% в год). Это больше, чем 34,5 тыс. рублей в месяц при лизинге, но после трех лет машина останется у меня в собственности! И таким образом, в лизинговой схеме я переплачу 687,7 тыс. рублей, а в кредитной – 256,3 тыс.

Приблизительно такие же условия лизинга в компании «Контрол Лизинг». Здесь за лизинг той же модели Ford Kuga мне предложили платить ежемесячно свыше 30 тыс. рублей. С чем связана такая значимая переплата удешевления, менеджер мне внятно объяснить не смог.

Вот и получается, что пока предлагаемые у нас лизинговые схемы явно невыгодны массовому покупателю. Возможно, когда лизинговые компании поумерят свои аппетиты и будут брать меньший процент за свои услуги, лизинг имеет шансы стать широко востребованной услугой.

Хотя сам факт появления новой услуги на рынке, безусловно, положительное явление. Очевидно, что с падением продаж и усилением конкуренции участники рынка стремятся найти новые инструменты для привлечения дополнительных клиентов. Правда, пока делают это несколько неуклюже.

– Какие трудности вы видите в развитии услуг по продаже автомобилей в лизинг для частных лиц?

Дмитрий Тимофеев, генеральный директор автолизинговой компании «Контрол Лизинг»:

– С первых чисел марта, когда начала работу программа автолизинга для частных клиентов в Москве, наша компания выдала более 20 автомобилей разных марок из разных ценовых сегментов. Планы до конца года самые серьезные – порядка двух с половиной тысяч автомобилей в Москве и в Санкт-Петербурге.

Однако пока главным тормозом для развития автолизинга для физических лиц в России является неготовность лизинговых компаний предоставлять потребителю классический операционный лизинг, как на Западе. Большинство компаний, которые заявили о запуске операционного лизинга для физических лиц, на самом деле предлагают не его.

Классический автолизинг для физлиц – это лизинг без обязательств клиента по выкупу автомобиля по истечении срока договора лизинга с фиксированием выкупной стоимости на рыночном уровне в момент заключения лизингового договора.

Причина, по которой такой классический лизинг мало кто предлагает, очень проста: лизинговая компания должна до момента заключения контракта корректно оценить остаточную стоимость автомобиля и, что куда важнее, принять на себя риск изменения этой остаточной стоимости. Чтобы это стало возможно, у лизинговой компании должно быть, во-первых, желание заниматься розничным автолизинговым бизнесом и, во-вторых, что еще более значимо, должна быть разработана финансовая схема с серьезным денежным ресурсом, позволяющая финансировать сделки с таким уровнем риска.

Драйвером активного развития автолизинга, на мой взгляд, прежде всего может стать сдвиг в сознании потребителя от «собственнического» к «потребительскому» отношению к автомобилю. Люди должны перейти к такому образу жизни, когда нормой станет смена автомобиля раз в два-три года, и в этом случае лизинг – идеальный финансовый инструмент. Конечно, для того чтобы приучить российского потребителя к такому стилю жизни, требуются усилия всех участников рынка, прежде всего официальных дилеров.

Специфические российские трудности для развития лизинга – высокая стоимость денег, низкая финансовая грамотность населения, которое не знает, что такое автолизинг, и не понимает, как можно платить за автомобиль, который не является собственностью. Еще у нас недостаточно мобильно дилерское сообщество, а это основной канал продаж автолизинга, и внедрение нового финансового продукта здесь процесс длительный и непростой. Наконец, лизинговые компании только начинают предлагать частным клиентам этот продукт и, не исключаю, совершают ошибки в позиционировании и подаче продукта целевой аудитории.       

– Почему вы не предоставляете услуги автомобильного лизинга физическим лицам?

Алексей Смирнов, генеральный директор лизинговой компании Carcade:

– Действительно, в настоящее время компания не предлагает услуги лизинга для физических лиц. На данном этапе мы решили сфокусироваться на приоритетной задаче – развитии продуктов и программ автолизинга для компаний и индивидуальных предпринимателей – юридических лиц.

Автокредитование – наиболее распространенная и привычная схема приобретения автомобилей для физлиц: в нашей стране более 50 процентов легковых машин покупается в кредит. Основное препятствие в развитии лизинга для физлиц – несовершенство юридической базы, а главное, отсутствие явных, выраженных конкурентных преимуществ лизинга для физлиц в сравнении с автокредитованием. Например, фискальные льготы, распространяющиеся на таких лизингополучателей, как предприниматели и компании, использующие стандартную схему налогообложения, неприменимы к частным лицам.

Кроме того, для россиян схема финансовой аренды автомобиля еще очень необычна. Отсюда слабое развитие сегмента лизинга для физлиц в нашей стране.

Таким образом, пока лизинг в России является наиболее привлекательным инструментом приобретения автотранспорта для юридических лиц – компаний и предпринимателей – прежде всего в силу законодательно закрепленных налоговых преференций для лизингополучателей и из-за доступности получения финансирования.

Но в целом я считаю, что перспективы развития лизинга для физлиц в нашей стране неплохие. Лизинг для физических лиц в России может составить конкуренцию автокредитным продуктам, при условии что лизинговые операторы выведут на рынок достаточное количество конкурентоспособных предложений. Каждый продукт, лизинговый или кредитный, должен иметь свое уникальное преимущество и быть направлен на свою целевую аудиторию.    

«Эксперт-Авто»

20.06.14 «Эксперт-Авто»
Метки: лизинг
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 28 мая 2015 Автопром взяли на все буксиры

    Минпромторг ожидает, что господдержка автопрома позволит до конца года достичь дополнительных продаж в 300 тыс. машин. Пока, судя по статистике, основным инструментом стимулирования спроса остается программа обновления парка, но ее эффективность снижается.

    подробнее
  • 17 апреля 2015 От машинного до блошиного

    Авторынок, возможно, еще не достиг дна, но оно уже показалось. Средний ценовой сегмент фактически уничтожен, госпрограмма льготного кредитования подталкивает покупателя в объятия отечественного автопрома, автодилеры активно рекламируют лизинг. Однако в такой ситуации граждане скорее или откажутся от покупки, или выберут качественную иномарку с пробегом.

    подробнее
  • 2 апреля 2015 Цены укатили

    С 1 апреля в России стартуют сразу две государственные программы льготного автокредитования и льготного лизинга(финансовой аренды). На них в этом году из федерального бюджета будет выделено 4 миллиарда рублей. Цель - поддержать граждан, российский автопром и продажи отечественных автомобилей.

    подробнее