Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 35 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дилерские сети автопроизводителей в РФ

Дата выхода 21.11.2016

Формат PDF, 135 стр.

Цена 32500 руб.

Четвертый год подряд российский авторитейл находится в непростом положении...

21 ноября подробнее

Аналитика

Самые продаваемые в 2016 году автомобили сегмента "compact car"

Мировой рейтинг бестселлеров сегмента "compact car" возглавилa Toyota Corolla.

24 январяподробнее

Свежая статья

На откуп приезжим? («Континент Сибирь online») На откуп приезжим? («Континент Сибирь online»)

2016 год еще долго будут вспоминать на автодилерском рынке. Именно этот год стал судьбоносным для многих его игроков, не дав одним из них шансов на выживание и в то же время предоставив другим возможности для развития. Тем более что дно рынка, по мнению многих его участников, скорее всего, пройдено, а значит, в среднесрочном периоде есть основания ожидать роста.

24 январяподробнее

Рынок грузовиков: покатились с горки

Российский рынок грузовиков и автобусов в 2013 году провалился даже глубже, чем рынок легковых автомобилей.

Вообще, выводы делать, честно говоря, довольно сложно: Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) теперь совсем не публикует статистику продаж грузовиков (да и раньше давала всего по нескольким ведущим маркам). Приходится использовать данные о регистрации новых машин, которые предоставляет «АСМ-холдинг».

Продажи коммерческого транспорта в целом снизились на 20%, сильнее всего – у иностранных брендов. Причин тому несколько. Во‑первых, этот рынок начал падать еще осенью 2012 года, после введения в России утилизационного сбора. Ведь он сильнее всего ударил по импорту грузовиков, размер сбора для которых составляет внушительные 150 000–450 000 руб. Во‑вторых, в прошлом году было завершено строительство целого ряда крупных объектов (для Универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи) и потребность в приобретении техники сократилась. Ну а в‑третьих, погода в экономике далека от идеальной: падает инвестиционная активность, а рынок коммерческого транспорта наиболее чувствителен к экономической ситуации. Всё это и привело к уменьшению спроса. В начале этого года, еще до украинских событий, ситуация только ухудшилась; ведущие отечественные производители (КамАЗ, ГАЗ) несколько раз останавливали производство и в конце концов перешли на сокращенную рабочую неделю. Так, КамАЗ в январе снизил продажи на 26% (за весь 2013 год – только на 4%).

Что дальше? По мнению аналитиков, на сокращение доли иномарок повлиял не только утилизационный сбор, но и девальвация рубля, которая привела к удорожанию импорта. Рубль изо дня в день бьет антирекорды, – можно предположить, что тенденция продолжится. Доля отечественных производителей будет расти, но не благодаря повышению деловой активности, а в первую очередь за счет госзаказа, с помощью которого правительство пытается поддержать национальных производителей. Особенно это видно по продажам автобусов и тяжелых грузовиков. Среди новых автобусов 89,1% – отечественные, среди грузовиков – 54%. Правда, с недавних пор утилизационный сбор надо платить и российским заводам, но правительство обещает его компенсировать на 75–80%. Поэтому есть надежда, что при поддержке государства и опоре на собственные силы рынок коммерческого транспорта дальше падать не будет. Ну или по крайней мере снизит темп скатывания вниз.

В любом случае стоит отметить, что подход к приобретению коммерческих машин в России в корне иной, нежели в Европе. Если в Германии или Франции главным критерием служит стоимость эксплуатации в пересчете на 1 км пробега, то у нас куда важнее первоначальные затраты на покупку: чем дешевле, тем лучше. Кроме того, наши водители-профессионалы, по данным опроса, и сегодня высоко ценят возможность быстрого и недорогого ремонта прямо в дороге. Право, не знаю, стоит ли этим гордиться…

СТАРАЯ СКАЗКА

В России зарегистрировано свыше 350 тыс. автобусов, 3 млн грузовиков и около 3,3 млн легких коммерческих автомобилей. Огромная армия! Мощная сила, на первый взгляд. Но на самом деле коммерческий парк нуждается в срочном обновлении.

Доказывать тут ничего не надо, достаточно посмотреть на цифры. Около 68% грузовиков и 36% легких коммерческих автомобилей (LCV) – старше 15 лет (по данным аналитического агентства «Автостат»). А если заглянуть поглубже в данные о регистрации, так и вовсе открываются чудные картины. Например, на учете стоит больше 6 тыс. автобусов ЛАЗ, самый молодой из которых был выпущен десять с лишним лет назад, а 3,2 тыс. и вовсе родом из СССР, то есть сошли с конвейера до 1991 года. Из 45-тысячной армии грузовиков ЗИЛ выпущено в 2013 году всего 678 штук. И каждый третий старше 25 лет.

Зато легкие грузовички расчетливые хозяева обновляют регулярно: как рассчитали аналитики агентства «Автостат», такой автомобиль живет у первого владельца 58 месяцев, а у второго – 39. Дольше всего бегают у одного хозяина развозные «ижи» и УАЗы, но, понятное дело, не из-за высочайшей надежности, а потому, что их владелец, мягко говоря, небогат. Можно, конечно, удивляться и даже гордиться выносливостью советской техники, но так дальше жить нельзя – опасные и «грязные» с точки зрения экологии машины требуют срочной замены. Прошлогодняя страшная авария под Подольском, когда снятый с учета грузовик с отказавшими тормозами протаранил рейсовый автобус, убив 18 человек, лишний раз это показала. Только после трагедии московские власти обратились в прокуратуру с просьбой проверить организации, которые занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками в столице. А еще собирались внести законопроект об ограничении движения по территории Москвы технически устаревших и небезопасных типов грузовых автомобилей. Ну и что с того? Цифры показывают – воз и ныне там.

Вот уж наклепали грузовиков и автобусов в советские годы! Всё ездят и ездят… Для обновления автопарка нужно решение сверху, уверены эксперты. Путей два: повышение налогов на старые машины и ограничение срока эксплуатации. Помогут и меры, облегчающие доступ к экологичной технике, – от льготных условий кредитов и лизинга при покупке до снижения налогов на машины современного уровня. Только говорят об этом который год, а никаких решений правительство не приняло. Более того, нет даже проектов ужесточения правил технического осмотра для старой техники.

Зато в условиях стагнации в российской экономике уже произошло замедление темпов кредитования малого и среднего бизнеса, правила кредитования и отбора клиентов стали гораздо жестче. Это минус, потому что в такой ситуации трудно думать о замене старого «зилка» новым «Ивеко». А с другой стороны, впереди – окончательный переход АЗС на топливо Евро-4 и Евро-5, введение платежей за пользование инфраструктурой, обязательства по установке навигационного оборудования, сезонной замене шин. Не забывайте и про ограничения на въезд грузовиков в крупные города. В таких условиях лучше выживать на современной технике. Так что некоторая надежда остается…

«За рулем»

27.05.14 «За рулем»