Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 4 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Автопроизводители открещиваются от «дефектных» машин

Автокомпании просят правительство переписать закон «О защите прав потребителей», переживая за свою ответственность за проданные машины. Просьбу они подкрепляют тем, что рынок давно модернизировался, а закон сильно устарел. Это скажется негативно на всех видах товаров, если они добьются своего, предупреждают юристы.

«Закон («О защите прав потребителей». – Прим. ред.) предоставляет весьма широкие права потребителям, чем нарушает баланс интересов потребителей и других участников правоотношений, а именно производителей, импортеров и продавцов – дилеров», – заявил  глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB) в России Йорг Шрайбер. По его словам, сейчас существует целая отрасль юристов, которые в судах выигрывают у автомобильных фирм огромные деньги, пользуясь несовершенством законодательства.

В АЕБ предложили изменить понятие «существенный недостаток» в законе. Сейчас таковым может признаваться совокупность двух незначительных дефектов, что позволяет клиенту вернуть автомобиль обратно дилеру. Законодательным органам предлагают пересмотреть эту формулировку так, чтобы производитель или дилер устранял эти дефекты, а не обменивал некачественный товар. Бизнесмены объясняют это тем, что автомобиль сам по себе технически сложное устройство, а суды не учитывают его специфику – эффект старения и износа.

Производители также просят снять с себя и своих дилеров ответственность за действия третьих лиц. Здесь речь идет о потенциальном ущербе, который наносят или могут нанести независимые, неавторизованные станции техобслуживания. «Потребители обязаны обращаться только к той стороне, которая нарушила их права, – уточнил Шрайбер. – Мы не хотели бы отвечать за нарушения, допущенные независимыми станциями, потому что они – не продавец товара».

Третий пункт – несоразмерность ответственности дилера либо дистрибьютора. Текущая ситуация такова, что помимо замены автомобиля и возврата уплаченных средств они также возмещают неустойку, штрафы и проценты. В бизнес-сообществе уверяют, что сумма выплат в пользу клиента иногда составляет 300-400% от первоначальной цены автомобиля. Предложение комитета АЕБ – ограничить максимальный размер штрафа за невыполнение обязательств дилером в срок половиной от первоначальной цены товара. Размер максимальной неустойки также должен быть ограничен 50% от суммы, присуждаемой потребителю. При этом компенсация стоимости автомобиля, признанного дефектным, невозможна без учета его износа и амортизации.

Наконец, последний момент – понятие модели товара и его артикула. Иногда замена автомобиля просто невозможна потому, что под тем же названием продается уже модернизированный автомобиль. В АЕБ отмечают, что международная практика таких дел сильно отличается от российской: в Германии штрафов нет вообще, во Франции кое-какие есть, а в США во всех штатах штрафы разные – совершенно сумасшедшие в Нью-Йорке и более адекватные на юге. «Мы хотим найти ту точку, где становится достаточно больно для правонарушителя, но недостаточно интересно, чтобы это превратилось в интересный бизнес», – заключил глава комитета АЕБ.

Профессиональные юристы, защищающие простых граждан, крайне негативно отнеслись к инициативе АЕБ. «Просто сейчас люди стали юридически грамотными. Они чаще стали отстаивать свои права цивилизованными средствами в суде. Вот автобизнес и заволновался», – высказал точку зрения Ильдар Лукманов, руководитель юридического отдела общества защиты прав потребителей «Потребительский комитет».

Идею с редакцией закона и обособления ответственности автокомпаний он назвал абсурдной ввиду того, что потребуется попутно переписывать еще несколько десятков нормативных актов, включая Конституцию страны. Таким образом, единственное условие, при котором инициатива автопроизводителей пройдет – это ее автоматическое распространение на другие товары: фигурально, от калькуляторов до атомных подводных лодок.

Лукманов также признал, что в России действительно существует небольшая категория граждан, часто судящихся с автокомпаниями: «У нас был в практике такой клиент, который 10 лет не работал, но покупал автомобили исключительно российских заводов, легко находил там дефект и отсуживал деньги. Говорил, что он таким образом учит отечественные компании делать нормальные автомобили. Но его сложно в чем-либо упрекнуть, ведь дефекты действительно были».

В обществе защиты прав потребителей убеждены, что сейчас достаточно механизмов для того, чтобы дилеры могли себя защитить от недобросовестных, по их мнению, клиентов. По закону автомобиль можно вернуть в срок до 30 дней после продажи, потом дилеры обязаны устранять выявившиеся дефекты. Спустя больший срок автомобиль можно обменять на новый или забрать деньги только при наличии чего-нибудь более серьезного: к примеру, риск отказа тормозной или рулевой системы, который может привести к ДТП.

Просьба автобизнеса снизить судебные штрафы также выглядит неубедительно. У клиента фактически нет иного рычага для того, чтобы наказать недобросовестного дилера, который затягивает ремонт. Случается, люди не могут получить предоплаченную запчасть год и более. «Ни один суд не выносит решение о штрафе или иных взысканиях, если производитель или дилер в срок и в полном объеме выполняют свои обязательства», – подытожил Лукманов.

«Автомобиль – источник повышенной опасности. Именно в силу этой особенности снижать ответственность производителей и продавцов перед клиентом нельзя», – убежден лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. Он особо отметил, что зачастую люди покупают автомобиль, что называется, вслепую. Они мало информированы дилером и у них нет возможности понять, качественная машина или нет, а все огрехи обнаруживаются спустя значительное время. Но ведь человек не виноват в том, что доверился продавцу и купил дефектный автомобиль, при этом зачастую накопив довольно приличную сумму денег. «Я надеюсь, эта инициатива не пройдет и у юридического сообщества, защищающего права потребителей, хватит сил ее остановить», – выразил надежду Похмелкин.

На данный момент письмо с обращением членов АЕБ направлено в правительство. «За рулем.РФ» будет следить за судьбой этого документа.

«За рулем»

15.04.14
Метки: дилеры
 

Новости на эту тему

  • 26 февраля 2017 Datsun расширяет присутствие в новых городах

    Несмотря на сложную рыночную ситуацию в 2016 году Datsun удалось сохранить дилерскую сеть, которая насчитывает 69 автосалонов по всей России.

    подробнее
  • 21 февраля 2017 Ravon намерен удвоить количество дилеров в России

    Компания «Равон Моторс Рус» планирует увеличить количество дилерских центров по всей России до 100. Об этом агентству «АВТОСТАТ» сообщили в пресс-службе компании, уточнив, что по состоянию на конец января 2017 года дилерская сеть Ravon насчитывала 49 дилерских центров, и в этом году планируется продолжить ее расширение.

    подробнее
  • 20 февраля 2017 Volkswagen открывает новый дилерский центр в Москве

    Группа компаний «Авторусь» открывает четвертый автосалон Volkswagen в Москве. Комплекс станет юбилейным, 25-м представительством немецкой марки в столице. Первых клиентов новый дилерский центр «Фольксваген Центр Бутово» примет в марте.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 27 января 2017 Автодилеры выходят («РБК»)

    Продажи автомобилей в России в 2016 году продолжили снижаться четвертый год подряд. Из-за этого число автодилеров сократилось на 8%, или 300 точек; салонов сейчас осталось 3,5 тыс. В этому году падение продолжится: автосалонов станет еще на 150 меньше, прогнозируют эксперты.

    подробнее
  • 24 января 2017 На откуп приезжим? («Континент Сибирь online»)

    2016 год еще долго будут вспоминать на автодилерском рынке. Именно этот год стал судьбоносным для многих его игроков, не дав одним из них шансов на выживание и в то же время предоставив другим возможности для развития. Тем более что дно рынка, по мнению многих его участников, скорее всего, пройдено, а значит, в среднесрочном периоде есть основания ожидать роста.

    подробнее
  • 23 января 2017 Пробег в цене («Ведомости»)

    Продажи автомобилей с пробегом в ГК «Рольф» в 2016 г. выросли на 48%, в дилерских центрах в Петербурге – на 58%, отдельным дилерским центрам удалось довести объем продаж автомобилей с пробегом до уровня продаж новых, говорит Алексей Баринов, директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish группы «Рольф». По его словам, доля продаж автомобилей с пробегом в кредит в Петербурге составила 13%.

    подробнее