Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

До начала осталось 3 дней

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Соотношение продаж новых и традиционных моделей LADA

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

25 ноябряподробнее

Автопроизводители открещиваются от «дефектных» машин

Автокомпании просят правительство переписать закон «О защите прав потребителей», переживая за свою ответственность за проданные машины. Просьбу они подкрепляют тем, что рынок давно модернизировался, а закон сильно устарел. Это скажется негативно на всех видах товаров, если они добьются своего, предупреждают юристы.

«Закон («О защите прав потребителей». – Прим. ред.) предоставляет весьма широкие права потребителям, чем нарушает баланс интересов потребителей и других участников правоотношений, а именно производителей, импортеров и продавцов – дилеров», – заявил  глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB) в России Йорг Шрайбер. По его словам, сейчас существует целая отрасль юристов, которые в судах выигрывают у автомобильных фирм огромные деньги, пользуясь несовершенством законодательства.

В АЕБ предложили изменить понятие «существенный недостаток» в законе. Сейчас таковым может признаваться совокупность двух незначительных дефектов, что позволяет клиенту вернуть автомобиль обратно дилеру. Законодательным органам предлагают пересмотреть эту формулировку так, чтобы производитель или дилер устранял эти дефекты, а не обменивал некачественный товар. Бизнесмены объясняют это тем, что автомобиль сам по себе технически сложное устройство, а суды не учитывают его специфику – эффект старения и износа.

Производители также просят снять с себя и своих дилеров ответственность за действия третьих лиц. Здесь речь идет о потенциальном ущербе, который наносят или могут нанести независимые, неавторизованные станции техобслуживания. «Потребители обязаны обращаться только к той стороне, которая нарушила их права, – уточнил Шрайбер. – Мы не хотели бы отвечать за нарушения, допущенные независимыми станциями, потому что они – не продавец товара».

Третий пункт – несоразмерность ответственности дилера либо дистрибьютора. Текущая ситуация такова, что помимо замены автомобиля и возврата уплаченных средств они также возмещают неустойку, штрафы и проценты. В бизнес-сообществе уверяют, что сумма выплат в пользу клиента иногда составляет 300-400% от первоначальной цены автомобиля. Предложение комитета АЕБ – ограничить максимальный размер штрафа за невыполнение обязательств дилером в срок половиной от первоначальной цены товара. Размер максимальной неустойки также должен быть ограничен 50% от суммы, присуждаемой потребителю. При этом компенсация стоимости автомобиля, признанного дефектным, невозможна без учета его износа и амортизации.

Наконец, последний момент – понятие модели товара и его артикула. Иногда замена автомобиля просто невозможна потому, что под тем же названием продается уже модернизированный автомобиль. В АЕБ отмечают, что международная практика таких дел сильно отличается от российской: в Германии штрафов нет вообще, во Франции кое-какие есть, а в США во всех штатах штрафы разные – совершенно сумасшедшие в Нью-Йорке и более адекватные на юге. «Мы хотим найти ту точку, где становится достаточно больно для правонарушителя, но недостаточно интересно, чтобы это превратилось в интересный бизнес», – заключил глава комитета АЕБ.

Профессиональные юристы, защищающие простых граждан, крайне негативно отнеслись к инициативе АЕБ. «Просто сейчас люди стали юридически грамотными. Они чаще стали отстаивать свои права цивилизованными средствами в суде. Вот автобизнес и заволновался», – высказал точку зрения Ильдар Лукманов, руководитель юридического отдела общества защиты прав потребителей «Потребительский комитет».

Идею с редакцией закона и обособления ответственности автокомпаний он назвал абсурдной ввиду того, что потребуется попутно переписывать еще несколько десятков нормативных актов, включая Конституцию страны. Таким образом, единственное условие, при котором инициатива автопроизводителей пройдет – это ее автоматическое распространение на другие товары: фигурально, от калькуляторов до атомных подводных лодок.

Лукманов также признал, что в России действительно существует небольшая категория граждан, часто судящихся с автокомпаниями: «У нас был в практике такой клиент, который 10 лет не работал, но покупал автомобили исключительно российских заводов, легко находил там дефект и отсуживал деньги. Говорил, что он таким образом учит отечественные компании делать нормальные автомобили. Но его сложно в чем-либо упрекнуть, ведь дефекты действительно были».

В обществе защиты прав потребителей убеждены, что сейчас достаточно механизмов для того, чтобы дилеры могли себя защитить от недобросовестных, по их мнению, клиентов. По закону автомобиль можно вернуть в срок до 30 дней после продажи, потом дилеры обязаны устранять выявившиеся дефекты. Спустя больший срок автомобиль можно обменять на новый или забрать деньги только при наличии чего-нибудь более серьезного: к примеру, риск отказа тормозной или рулевой системы, который может привести к ДТП.

Просьба автобизнеса снизить судебные штрафы также выглядит неубедительно. У клиента фактически нет иного рычага для того, чтобы наказать недобросовестного дилера, который затягивает ремонт. Случается, люди не могут получить предоплаченную запчасть год и более. «Ни один суд не выносит решение о штрафе или иных взысканиях, если производитель или дилер в срок и в полном объеме выполняют свои обязательства», – подытожил Лукманов.

«Автомобиль – источник повышенной опасности. Именно в силу этой особенности снижать ответственность производителей и продавцов перед клиентом нельзя», – убежден лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. Он особо отметил, что зачастую люди покупают автомобиль, что называется, вслепую. Они мало информированы дилером и у них нет возможности понять, качественная машина или нет, а все огрехи обнаруживаются спустя значительное время. Но ведь человек не виноват в том, что доверился продавцу и купил дефектный автомобиль, при этом зачастую накопив довольно приличную сумму денег. «Я надеюсь, эта инициатива не пройдет и у юридического сообщества, защищающего права потребителей, хватит сил ее остановить», – выразил надежду Похмелкин.

На данный момент письмо с обращением членов АЕБ направлено в правительство. «За рулем.РФ» будет следить за судьбой этого документа.

«За рулем»

15.04.14 «За рулем»
Метки: дилеры
 

Новости на эту тему

  • 2 декабря 2016 BMW открыл новый дилерский центр в Санкт-Петербурге

    Компания BMW Group Russia открыла в Санкт-Петербурге новый дилерский центр BMW Евросиб, который стал одним из крупнейших в России. В шоу-руме экспонирована полная линейка представленных в России автомобилей BMW и MINI, а также мотоциклы и макси-скутеры BMW Motorrad. Общий объем инвестиций в проект составляет 1,6 млрд. рублей.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 ГК «АвтоСпецЦентр» проводит структурные преобразования

    ГК «АвтоСпецЦентр» изменила организационную структуру: упразднены четыре должности коммерческих директоров дивизионов, а количество генеральных директоров дилерских центров сокращено с 20 до 16.

    подробнее
  • 1 декабря 2016 Mitsubishi назначила нового дилера в Кемерове

    Дистрибьютор Mitsubishi определился с новым официальным дилером в Кемерове. Им стала группа компаний «Картель Авто», уже представляющая Mitsubishi в Новокузнецке. Прежний дилер ─ «Трансхимресурс» ─ покинул рынок в связи с высокой кредитной нагрузкой.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 25 ноября 2016 Автоконцерны воссоединяют с Крымом («Коммерсант»)

    Как стало известно "Ъ", Минпромторг пытается заставить автоконцерны развивать официальные сервисные центры в регионах. Речь идет в том числе о Крыме, где иностранцы из-за санкций работают по субдилерским схемам, вынуждающим покупателей переплачивать. Выход в новые регионы и Крым может стать одним из условий доступа к программам господдержки автопрома в 2017 году, объем которых может достичь 60 млрд руб.

    подробнее
  • 17 ноября 2016 Авторитейл теряет людей («Коммерсант»)

    Российские дилеры пытаются найти новые форматы продаж – через интернет или с терминалами самообслуживания. Предоплату онлайн уже предлагает "Авилон", такой же формат в декабре введет "Рольф".

    подробнее
  • 9 ноября 2016 Гаражный автосервис набирает популярность («Известия»)

    Российские автовладельцы всё чаще отказываются от сервисного обслуживания у авторизованных автодилеров и доверяют свои автомобили «мастерам на все руки».

    подробнее