Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

АвтоВАЗ катится вниз

На фоне продолжающегося падения российского авторынка в 2013 году убыток АвтоВАЗа составил 7,9 млрд руб. На заводе отрицательные результаты объясняют общим снижением продаж автомобилей, но основная причина, скорее, в том, что АвтоВАЗ перестал отражать в своей отчетности доходы от дисконтирования займов «Ростеха». В 2014 году АвтоВАЗ надеется стать прибыльным, но сделать это будет непросто. К затратам производителя прибавились новые кредиты и расходы на уплату утильсбора.

В пятницу АвтоВАЗ опубликовал отчетность по МСФО за 2013 год, из которой следует, что чистый убыток компании составил 7,9 млрд руб. против прибыли в 29,2 млрд руб. годом ранее. То, что АвтоВАЗ закончит год с существенным убытком, стало понятно еще в феврале из отчетности Renault. В ней, в частности, указывалось, что доля в АвтоВАЗе принесла Renault в 2013 году €34 млн убытка, тогда как в 2012 году – €186 млн прибыли. Тогда аналитики рассчитали для “Ъ”, что чистый убыток АвтоВАЗа может составить 6,9 млрд руб.

Выручка АвтоВАЗа в 2013 году снизилась по сравнению с 2012 годом на 7%, до 177 млрд руб., а валовая прибыль упала на 35%, до 14,1 млрд руб. Вместе с тем долг АвтоВАЗа вырос на 8,2 млрд – до 82,4 млрд руб. При этом группа нарушила ковенанты перед рядом банков на сумму 8,7 млрд руб., в результате чего долгосрочная задолженность АвтоВАЗа на сумму 5,4 млрд руб. перешла в состав краткосрочной. Из материалов завода следует, что сейчас компания ведет переговоры с банками на предмет изменения условий кредитных соглашений, в 2014 году была достигнута договоренность, что кредиторы не попросят погасить долг досрочно.

В АвтоВАЗе связывают ухудшение финансовых результатов с общим снижением продаж на отечественном рынке. Спрос на новые автомобили начал снижаться в марте 2013 года, падение продолжается до сих пор. Но на фоне общей отрицательной динамики рынка результаты АвтоВАЗа выглядели значительно хуже. Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса, при общем падении авторынка в 2013 году на 5%, до 2,7 млн машин, продажи автозавода снизились на 15%, до 456 тыс. машин. В феврале спрос на автомобили АвтоВАЗа упал на 16,%, до 30,8 тыс. машин.

Президент АвтоВАЗа Бу Андерссон, слова которого приводятся в сообщении группы, отмечает, что основная цель автоконцерна на 2014 год – сделать компанию прибыльной. Для этого АвтоВАЗ рассчитывает повысить производительность труда, запустить новые модели и сократить затраты. Например, только в январе завод объявил о сокращении 2,5 тыс. сотрудников среди управленцев, оптимизацию численности персонала планируется завершить в июне 2014 года.

В пятницу стало известно, что в апреле АвтоВАЗ может объявить и вынужденный простой ряда ключевых производств после выпуска 39,9 тыс. автомобилей. По словам председателя профсоюза АвтоВАЗа Сергея Зайцева, которого цитирует «Интерфакс», с 17 апреля может быть введен режим простоя на производстве моделей Lada Granta и Kalina, с 21 апреля – Lada Priora, а с 23 апреля может быть остановлено опытно-промышленное производство. «В течение всего апреля отработают только производства автомобилей на платформе В0 и комплекс по выпуску Lada 4x4»,– заявил господин Зайцев.

Поправить свое положение в 2014 году АвтоВАЗу будет непросто. В 2013 году завод перестал отражать дисконтирование беспроцентных займов «Ростеха», которые были получены в виде господдержки (общий размер 75 млрд руб.) в кризисный 2009 год и на протяжении трех лет формировали основную прибыль компании. Сроки возвращения займов продлевались, в результате чего эффект от дисконтирования в 2011 году составил 11,3 млрд, а в 2012 году – уже 27,6 млрд руб.

Кроме того, в 2013 году АвтоВАЗ заключил целый ряд кредитных сделок на сумму 15,2 млрд руб. Традиционными кредиторами автоконцерна стали ВТБ (6,1 млрд руб.), Сбербанк (2,7 млрд руб.) и ВЭБ (получен первый транш на сумму 2,1 млрд руб. из кредитной линии на 25,2 млрд руб.). Также завод получил краткосрочные кредиты на сумму 2 млрд руб. от Новикомбанка и Промсвязьбанка и заключил договор займа с Renault (общая сумму кредитов не уточняется, но первый транш в размере 2,1 млрд руб. уже получен). Помимо этого, с 2014 года АвтоВАЗ, наряду с другими производителями, начнет выплачивать утилизационный сбор. По оценке самого завода, расходы компании на выплату утильсбора составят в этом году 13 млрд руб. Впрочем, планируется, что государство частично компенсирует затраты отечественных автопроизводителей на уплату сбора через ряд промышленных субсидий.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что с тем набором мер, который АвтоВАЗ собирается предпринять в 2014 году, у завода есть все шансы улучшить свои показатели. Но, отмечает аналитик, если операционную прибыль АвтоВАЗу все-таки удастся вывести «в ноль или даже в плюс», то чистый убыток все же сохранится.

«Коммерсант»

31.03.14 «Коммерсант»
 

Новости на эту тему

  • сегодня, 15:56 Ижевский автозавод отмечает 50-летие выпуска первого автомобиля

    10 декабря «LADA Ижевский автозавод», входящий в Группу АВТОВАЗ, отмечает 50-летие со дня выпуска первого автомобиля. Как сообщает пресс-служба АВТОВАЗа, предприятие отметило свой 50-летний юбилей в прошлом году, а ровно полвека назад, в 1966 году с конвейера сошел первый «Москвич-408», производство которого было передано в Ижевск с московского АЗЛК.

    подробнее
  • вчера, 16:59 КАМАЗ улучшил прогноз по прибыли в 2016 году

    КАМАЗ по итогам 2016 года ожидает чистую прибыль по МСФО в пределах 150-200 млн рублей против убытка годом ранее, заявил гендиректор предприятия Сергей Когогин. Ожидается, что за год КАМАЗ продаст 33500 автомобилей. Оборот у компании ожидается в 125 млрд рублей, и при этом обороте прибыль должна составить 150-250 млн рублей.

    подробнее
  • вчера, 12:04 LADA Vesta в ноябре достигла рекордных показателей продаж

    Продажи седана LADA Vesta в прошлом месяце составили 5661 автомобиль, что стало лучшим результатом с момента выхода этой модели на рынок в ноябре 2015 года. К такому выводу пришли аналитики агентства «АВТОСТАТ» по итогам исследования ежемесячной статистики продаж.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • 8 декабря 2016 «АвтоВАЗ» поехал к Renault («Ведомости»)

    Совет директоров «АвтоВАЗа» 6 декабря утвердил параметры допэмиссии акций. Вчера, 7 декабря, началось размещение 3,28 млрд обыкновенных акций. Оно продлится до 26 декабря. Акции размещаются по 9 руб. за штуку. Это на уровне средневзвешенной цены обыкновенных акций «АвтоВАЗа» за последние полгода.

    подробнее
  • 20 сентября 2016 Российские моторы для Renault («Ведомости»)

    Установка вазовского мотора на Renault поможет снизить себестоимость автомобилей. До реальных поставок еще далеко – партнеры пока только прорабатывают такую возможность.

    подробнее
  • 5 сентября 2016 Renault позаботится об АВТОВАЗе («Ведомости»)

    В декабре 2016 г. может состояться размещение дополнительных акций «АвтоВАЗа» по открытой подписке на 25 млрд руб., рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров «АвтоВАЗа», советник гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов. По его словам, утвердить соответствующее решение планируется на внеочередном собрании акционеров 10 октября.

    подробнее