АВТОСТАТ | Долги и дороги: что будет с автокредитами

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

13.02.14Прочитали 230 раз

Долги и дороги: что будет с автокредитами

Каждый второй новый автомобиль в 2014 году будет продан в кредит. Однако увеличение числа выдаваемых автокредитов обернется не снижением процентных ставок, а их ростом. Такой прогноз сделали эксперты, собравшиеся на конференции «Автокредитование: остановка или шаг назад? Итоги 2013 года».

Резкое падение курса рубля сказалось не только на ценах на бензин, которые уже поползли вверх, но и на активности авторынка и банковской сферы. Многие автомобильные марки уже объявили о повышении цен на свои модели или объявят об этом со дня на день.

Накрутка из-за падения курса рубля по моделям разных брендов составит 5-10% от нынешнего ценника. Если американская и европейская валюты продолжат дорожать, цены на автомобили будут расти и дальше. Большинство желающих купить автомобиль, уверены банкиры, в такой ситуации предпочтут не копить, а обратиться в банк.

Поэтому, считают эксперты, Россию ждет настоящий бум автокредитования. Если еще несколько лет назад в кредит покупался лишь каждый третий автомобиль, то в нынешнем году с помощью заемных средств будет приобретаться больше половины автомобилей.

«Мы полагаем, что 2014 год станет продолжением некоторого изменения стратегии банков в области кредитования. Будет продолжаться переток активности в области обеспеченного кредитования. Я думаю, цифра в 60% достижима, но при определенных условиях», - убежден директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков.

Особенного роста, по мнению экспертов, следует ждать в дорогих и премиальных сегментах. В России уже сложилась определенная периодизация владения автомобилем и нынешний год должен стать очередным пиком массовой смены автомобилей.

«В премиальном сегменте машины меняют раз в 3-4 года, а в бюджетном раз в 5-6 лет. Это одна из причин, почему премиум-класс растет. В 2010 году был очень большой объем продаж, а значит, можно ожидать появления на вторичном рынке большого числа дорогих автомобилей и, вместе с тем, роста числа продаж новых, в том числе и за счет кредитов», - считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Впрочем, отмечают в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), рост количества обращений за автокредитами неизбежно повлечет за собой и рост числа выдаваемых автокредитов входящим в так называемые группы риска клиентам: тем, кто часто меняет работу, имеет небольшой доход и тем, кто не имеет кредитных историй.

На сегодняшний день в базе НКБИ собрана информация о 65 миллионах заемщиков и данные по 160 миллионам кредитов. Тем не менее, банкиры считают, что пока в базу не попадут сведения об абсолютно всех заемщиках, банки, выдавая кредиты, по-прежнему будут рисковать.

Основной негативный момент, влияющий на кредитование, особенно связанное с приобретением подержанного автотранспорта, –отсутствие общей базы регистрации движимого имущества. Органы нотариата должны были запустить общую базу регистрации движимого имущества с 2014 года, но пока этого не произошло и в ближайшее время, по мнению банков, не произойдет.

В справки о доходах, которые предъявляют клиенты, составляя заявку на кредит, банки верят неохотно, предпочитая информацию от партнеров или налоговой инспекции. На сегодняшний день справки формы 2НДФЛ для кредитных организаций - не более чем формальность.

«В руках государства остается неиспользованный инструмент, который может существенно повысить прогнозируемость риска, существенно повысить информированность кредиторов о заемщике. Это по-прежнему, недоступные сведения из пенсионного фонда, из налоговой инспекции, сведения подтверждающие доходы», - заявил Алексей Волков.

Слабое знание доходов граждан и возможное увеличение количества невозвратных кредитов заставляет банки учитывать эти риски и, соответственно, закладывать их в процентную ставку. А в нынешней ситуации к этому добавляются и риски, связанные с неустойчивым курсом рубля. Так что вопрос о повышении процентных ставок по автокредитам можно считать уже решенным.

«Здесь много будет зависеть от компенсации валютных рисков, но мы видим все тенденции к тому, чтобы ставки немного подросли по рублевым кредитам. Насколько это реализуется, сложно сказать», - полагает Алексей Волков.

По мнению Сергея Целикова, рост процентных ставок по автокредитам будет напрямую зависеть от темпов инфляции. «Валюта сыграет на инфляции, инфляция скажется на ставках», - убежден эксперт.

Тем не менее, многие автопроизводители понимают, что даже небольшая разница в процентной ставке по автокредиту заставит большинство клиентов обратиться именно в ту кредитную организацию, условия которой выгоднее всех. Поэтому в нынешнем году можно ожидать значительного увеличения числа специальных кредитных программ с низкими ставками, которые автомобильные бренды будут предлагать именно для своих клиентов.

«Будет большое количество программ от автопроизводителей, которые работают с коммерческими банками. Они стараются создать специальные оптимальные условия для клиента. Поэтому, как инструментом стимула продаж, мы, конечно, планируем очень активно пользоваться такими кредитами», - говорит менеджер по финансовым продуктам Volvo Car Russia Екатерина Градникова.

Впрочем, резкое падение курса рубля обернулось неожиданным ростом продаж для дилеров. В пересчете на евро и доллары почти все модели значительно потеряли в цене, что и привлекло покупателей.

«Мы ожидаем хороший ближайший квартал. Это связано, в основном, с курсами доллара и евро. Люди будут тратить деньги, потому что человек у нас не хочет купить дешево машину, человек у нас хочет купить выгодно машину. Сейчас очень выгодная получается цена. Многие люди пересчитывают рублевые цены на доллары, на евро, а автомобили еще есть в наличии и прошлого года, и начала этого года по ценам, еще не поднятым, а местами и со скидкой. И человек смотрит и думает: в том году я бы взял эту машину за 25 тысяч долларов, а сейчас она обойдется в 18 тысяч. И он несет деньги, потому что потом их не будет», - говорит Сергей Целиков.

Впрочем, вместе с повышением ценников в автосалонах, рынок начнет остывать, поэтому общие результаты года по объемам продаж на российском авторынке окажутся ниже показателей минувшего года на 4-5 процентов. И даже если рубль отыграет свои позиции, на снижение кредитных ставок банки вряд ли пойдут. По статистике НБКИ, большинство покупателей, пользующихся заемными средствами, вносят первоначальный взнос за автомобиль в размере 50-70%, что, как считают банкиры, очень много. А сам кредит берется на три года, что очень мало.

AutoNews.ru