Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Динамика авторынка России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

На дне

Продажи на российском автомобильном рынке падают. Однако его участники говорят, что «хуже уже не будет». Оптимизм внушают рост отдельных сегментов рынка и скачок спроса на дорогие автомобили.

Период подъема на российском автомобильном рынке сменяется падением: впервые со времен кризиса 2008 года продажи в России показывают отрицательную динамику. Если в 2010, 2011 и 2012 годах рынок рос соответственно на 30, 40 и 11%, то итог 2013-го оказался грустным: минус 5%, или 2,78 млн проданных новых легковых автомобилей.

То, что российский автомобильный рынок падает, уже, увы, не новость. Тревожные сигналы он начал подавать еще в конце 2012 года: если до осени прирост продаж был весьма внушительным (15–25%), то в ноябре и декабре рост составил 0 и 1% соответственно. Ну а в 2013 году пошло снижение: уже к весне рынок начал падать на 8–10%, и все последующие месячные результаты показывали отрицательную динамику (за исключением декабря, когда прирост составил 4%).

«На продажах в декабре сказалось действие многих факторов, – отметил на итоговой пресс-конференции председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. – Прежде всего это предновогодние скидки плюс была теплая погода, из-за чего люди не поехали за город, скажем, кататься на лыжах, а решили делать покупки. Наконец, в декабре завершилась программа льготного государственного кредитования – а для потребителя нет стимула лучше, чем воспользоваться какими-то льготами, которые вот-вот отменят».

Впрочем, некоторые наблюдатели считают итоги декабря несколько завышенными. По неофициальной информации, ряд дилеров предпочитали к концу года сами выкупать автомобили у импортера с тем, чтобы получить бонусы за выполнение плана. На самом же деле такие машины еще не проданы конечным пользователям, а остаются на складе, улучшая общую статистику продаж.

Проблема в головах

Снижение продаж на российском рынке наблюдатели по-прежнему объясняют в первую очередь потребительской неуверенностью: в мире и в России ситуация не очень стабильная, и покупатель предпочитает повременить с такой дорогостоящей покупкой, как автомобиль. «Проблема с сокращением спроса прежде всего в головах и больше относится к психологии потребителя, нежели имеет реальные основания, – комментирует Любомир Найман, руководитель марки Škoda в России. – Мы не видим в России реального сокращения зарплат или падения ВВП. Просто люди ощущают тревогу в связи с нестабильностью мировой экономики и думают, что, мол, я пока лучше подожду и посмотрю, что будет дальше, чем буду делать существенные долгосрочные вложения в приобретение автомобиля».

Традиционно к дополнительным трудностям развития российского рынка наблюдатели относят такие факторы, как высокая стоимость автокредитов – хотя даже при высоких процентных ставках за последний год доля приобретаемых в кредит автомобилей серьезно выросла: с 35% всех купленных в 2012 году до 50% – в 2013-м.

Не лучшим образом на продажах сказываются и рост цен на бензин, усугубляющаяся дорожная ситуация в крупных городах, когда из-за пробок и отсутствия парковок люди больше пользуются общественным транспортом. Наконец, рынок сильно подорвали ценовые войны – с падением продаж и затовариванием складов многие продавцы демпинговали, что опять-таки негативно сказалось на устойчивости потребительского спроса.

Развернувшиеся в прошлом году скидочные войны не утихают: в некоторых случаях дилеры готовы сбросить 100–250 тыс. рублей от начальной цены автомобиля. «Скидки – это очень плохая практика, они разрушают основу стабильного рынка. В России покупатель уже начинает привыкать, что ему обязательно снизят цену, и создается впечатление, что люди ищут не подходящую машину, а подходящие скидки, – досадует Коити Такакура, генеральный директор Suzuki Motor Rus. – Таким образом, желание участников рынка получить сиюминутную выгоду впоследствии оборачивается против них же самих. Впрочем, такой масштаб скидочных акций характерен не только для российского рынка, но и для рынков других стран».

Лидеры и аутсайдеры

Если говорить о конкретных марках, то лидером продаж у нас остается отечественная Lada. Однако прошлый год АвтоВАЗ закончил с одним из самых значимых падений на рынке – минус 15%, 456 тыс. машин, и доля российского автогиганта продолжает драматически снижаться: по итогам ушедшего года примерно каждый шестой проданный автомобиль в России был собран на АвтоВАЗе, в то время как еще в позапрошлом году это был почти каждый пятый автомобиль, а в 2010-м – почти каждый третий.

Ушедший год для АвтоВАЗа был удачным в плане продвижения новой модели Lada Granta. Недорогая, в меру технологичная и удобная, эта машина показала очень существенный прирост продаж – 38% (до 167 тыс. штук), и теперь это самый продаваемый автомобиль на российском рынке. А вот другие ключевые и уже устаревающие модели российского автогиганта – Lada Kalina и Lada Priora – откатились на шестую и восьмую строчки популярности и завершили год с серьезным снижением – соответственно на 43 и 54% (68 и 57 тыс. единиц).

Вторым по значимости брендом на российском рынке по итогам года стал Renault, который смог нарастить продажи на 11% (до 210 тыс. автомобилей). У французов настоящим прорывом года можно назвать Renault Duster – спрос на этот недорогой, но функциональный кроссовер в России превзошел все ожидания, его продажи скакнули по итогам года аж на 77% (до 83 тыс. штук), и теперь это четвертый по популярности автомобиль в России.

Третье и четвертое места на рынке прочно держат корейские марки Kia и Hyundai. Прирост продаж у этих брендов вроде бы небольшой – 6 и 4% (198 и 181 тыс.) соответствено, однако на падающем рынке это неплохой результат, которого корейцам удалось достичь в первую очередь за счет стабильно высоких продаж бюджетных моделей Hyundai Solaris (113 тыс.) и Kia Rio (89 тыс.) – сейчас они занимают соответственно второе и третье места в списке самых популярных в России.

К другим успешным игрокам на российском рынке следует отнести представителей ведущих премиальных брендов – вся «большая немецкая тройка» (Mercedes-Benz, BMW, Audi) продемонстрировала воодушевляющий прирост продаж, соответственно 19, 12 и 8%.

Неплохо выступили некоторые японские компании – например, Honda и Subaru (прирост на 20 и 18%). Наконец, успешное наступление на российский рынок ведут китайцы – такие бренды, как Lifan, Geely, Great Wall, сумели внушительно, соответственно на 34, 55 и 39%, увеличить продажи. Хотя пока в абсолютных показателях продажи китайцев, не превышающие 20–30 тыс. единиц, не позволяют им переместиться из конца списка.

Ну а неудачником года можно назвать марку Сhevrolet, которая в 2012 и 2011 годах была в России самой продаваемой иномаркой, а теперь, с падением продаж в 15% (до 174 тыс. штук), занимает пятое место в общем зачете. Неважно идут дела у Ford, который еще недавно входил в пятерку самых популярных марок, а сейчас, с падением в 18% (до 106 тыс. штук), опустился на девятое место. Удручающие показатели продаж году продемонстрировали Daewoo (–31%), российский УАЗ (–15%), Peugeot (–24%), Suzuki (–15%).

Меньше, но дороже

Наряду с общим сокращением продаж автомобильный рынок продолжал переживать трансформацию своих основных сегментов. Главным трендом осталось сокращение самого массового сектора – автомобилей так называемого компакт-класса (гольф-класс, или размерный класс С+), продажи которых еще недавно превышали половину всего российского рынка. В ушедшем году доля таких автомобилей сократилась на 5%, теперь на нее приходится уже менее 35%.

Давление на автомобили компакт-класса оказывает поднимающийся класс компактных кроссоверов (так называемых компактных SUV), который по итогам года увеличился на те же 5%. «Компактные кроссоверы очень подходящий тип автомобиля именно для российского рынка, – объясняет Фумитака Кавасима, вице-президент ООО “Тойота Мотор”. – Эти машины хорошо подходят для плохих российских дорог и сложных погодных условий, в них люди чувствуют себя более безопасно. И одновременно они отличаются более доступной ценой, которая почти сравнялась со стоимостью автомобилей компакт-класса в самых богатых комплектациях».

Наконец, еще один примечательный тренд – продолжающийся рост средней цены автомобиля в России. По данным компании «Автостат», несмотря на то что численно рынок в России сократился, средняя цена автомобиля здесь достигла 900 тыс. рублей, что на 6% выше позапрошлогоднего уровня.

Впечатляет также перераспределение спроса в разных ценовых категориях. Кто бы мог подумать, что в условиях надвигающегося кризиса спрос на дорогие машины в стране скакнет так существенно: согласно данным «Автостата» в ушедшем году продажи машин стоимостью 25–50 тыс. долларов увеличились более чем на 20%, а вот продажи машин дешевле 15 тыс. долларов упали почти на 20%; машин, находящихся в ценовом диапазоне 15–25 тыс. долларов, уменьшились более чем на 7%. «В России люди готовы тратить дополнительные деньги, чтобы получить действительно комфортный, технологичный и современный автомобиль. Устаревающие, пусть даже более доступные модели быстро теряют потребительское внимание, – комментирует Франк Виттеманн, генеральный директор “Jaguar Land Rover Россия”. – Вообще, как известно, в кризис продажи дорогих машин страдают гораздо меньше, так как у состоятельных людей обычно есть резервы на банковских счетах. Мы считаем, что в ближайшее время рост продаж дорогих автомобилей в России сохранится и многие производители будут стараться предложить здесь что-то оригинальное и эксклюзивное. Например, наша компания в наступившем году будет выводить на российский рынок новый внедорожник с удлиненной колесной базой, где будет еще больше внутреннего пространства и комфорта».

Хуже не будет

Что ждет российский автомобильный рынок в наступившем году? Автопроизводители ожидают примерно такого же уровня продаж. АЕБ, в частности, прогнозирует, что в России в наступившем году в общей сложности будет продано 2,7 млн автомобилей, то есть снижение составит менее 1%. Отсутствие прогноза роста связано с тем, что пока признаков кардинального улучшения экономического состояния в стране и в мире нет.

«Дальнейшего ухудшения ситуации на рынке не предвидится – и это уже хорошо, – философски замечает Йорг Шрайбер. – Одновременно мы сейчас наблюдаем пусть не столь ярко выраженные, но все же позитивные внешние факторы: еврозона стабилизируется, экономика США нормализуется. Словом, по нашему мнению, в наступившем году не нужно бояться сильного спада на рынке».

Ну а в долгосрочной перспективе российский рынок будет однозначно расти – об этом говорит его ненасыщенность: в среднем в России на тысячу жителей приходится менее 300 машин, в то время как, например, в США – порядка 700. Не стоит забывать и о крайне устаревшем автопарке – средний возраст автомобилей в России составляет чуть менее 12 лет.

Что касается конкретных планов автопроизводителей, то в наступившем году в России они будут пытаться завоевать самые быстрорастущие сегменты рынка, в том числе за счет активного развития в стране своих производственных мощностей. Например, альянс Renault-Nissan намерен развивать успех кроссовера Duster, начав собирать на своем заводе в Москве созданную на той же платформе модель компактного кроссовера Nissan Terrano.

Одновременно альянс постарается совершить рывок в сегменте бюджетных машин: громким событием нынешнего года должен стать старт выпуска на АвтоВАЗе новых автомобилей японской марки Datsun, представляющей собой пример мировой автомобильной глобализации (многие узлы будут из Японии, а сама платформа автомобиля – российская).

Škoda на заводе Volkswagen Group под Калугой начнет выпускать бюджетную модель в кузове лифтбек Škoda Rapid. «Она появится в продаже в апреле, – сообщает Любомир Найман. – Да, продажи автомобилей в этом сегменте в ушедшем году сократились, но тем не менее он остается весьма значимым».

Представители премиальных брендов говорят, что на российском рынке перспективны не только кроссоверы, но и компактные автомобили. «Мы считаем, что перспективы субкомпактных моделей в России недооценены, – говорит Ян Мадея, генеральный директор “Мерседес-Бенц Рус”. – Да, в России любят большие машины, но в крупных городах, где трафик все плотнее и все сложнее обстановка с парковочными местами, растет понимание преимуществ небольших моделей. Например, наша компания в классе компактных автомобилей продала в прошлом году в России 10 тысяч машин, тогда как еще три года назад мы в этом сегменте продавали порядка 3–4 тысяч единиц в год. Спрос на небольшие городские автомобили в России будет продолжать расти, мы здесь видим и большие перспективы для наших автомобилей Smart».

Одновременно ведущие мировые автопроизводители говорят о необходимости улучшения в России делового климата. Многие из них жалуются на непредсказуемость российского законодательства. В частности, на итоговой годовой пресс-конференции представители комитета автопроизводителей АЕБ подвергли критике введение утилизационного сбора, размер которого, по их мнению, беспрецедентно велик (от 17 тыс. рублей).

Кроме того, они просят российские власти отсрочить начало обязательной установки на все новые автомобили системы спасения ЭРА-ГЛОНАСС (пока устанавливать такую систему предписано с января следующего года). «Эта просьба автопроизводителей вполне оправданна. Внедрение такой системы требует времени, терминалы ГЛОНАСС нужно не просто установить, очень важно гармонизировать их работу со штатными системами машин, – комментирует Николай Чеглов, менеджер по разработке продуктов оператора телематических услуг “Аркан”. – Впрочем, в целом запуск федеральной программы ЭРА-ГЛОНАСС представляет собой хорошую возможность для автопроизводителя сделать свою продукцию более привлекательной. И тот, кто быстрее сориентируется и предложит клиенту автомобиль с новыми удобными телематическими сервисами и услугами, получит большое преимущество на российском авторынке».

Наконец, все автопроизводители подвергают жесткой критике нынешний российский Закон о защите прав потребителей, который, по их мнению, позволяет требовать с производителей машин несправедливо высокие компенсации по надуманным поводам и создает почву для «потребительского экстремизма». «Где это видано, чтобы человек, отъездив на машине 40–50 тысяч километров, потом мог бы требовать возврата стоимости нового автомобиля и в дополнение получать существенные компенсации?! – недоумевает Йорг Шрайбер. – В России сейчас сложился целый рынок, который предлагает выбить у автопроизводителя деньги без справедливых оснований. Комитет автопроизводителей АЕБ настойчиво предлагает российским властям усовершенствовать и изменить ряд моментов в законе. Без стабильных, предсказуемых и справедливых законодательных норм российский авторынок успешно развиваться не сможет».  

«Эксперт-Авто»

29.01.14 «Эксперт-Авто»
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее