АВТОСТАТ | Российский автопром-2013: скорее жив, чем мертв

Инфографика

Все публикации

Аналитика

Вся аналитика

Горячая новость

Все новости

Свежая статья

Все статьи

26.12.13Прочитали 177 раз

Российский автопром-2013: скорее жив, чем мертв

Автопроизводители, работающие в России, в один голос называют уходящий год непростым, но все же к большинству из них применима поговорка "скорее жив, чем мертв": компаниям удалось вывести на рынок новые модели, запустить новые производства и достичь исторических рубежей продаж в России.

У двух крупнейших игроков российского автопрома, "АвтоВАЗа" и "КАМАЗа", ситуация значительно сложнее. На фоне провала в продажах и неопределенных перспектив на будущее оба гиганта пока отказываются комментировать итоги уходящего года.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) ухудшила прогноз-2013 по продажам легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России до 2,8 миллиона единиц - таким образом, падение составит 5% к прошлому году. В начале этого года АЕБ ожидала российских продаж на уровне 2,95 миллиона машин.

В следующем году компании, опрошенные агентством "Прайм", не ждут значительных прорывов: взяться им просто неоткуда. Большинство игроков уверены, что рынок останется на уровне текущего года, в лучшем случае - вырастет на пару-тройку процентов.
Аналитическое агентство "Автостат", в свою очередь, прогнозирует, что падение рынка в 2014 году продолжится и по отношению к уходящему году составит также 5%. "Причина одна – экономика не растет, и главное, нет понимания, за счет чего она может расти", - поясняет директор "Автостата" Сергей Целиков.

МРАЧНОЕ МОЛЧАНИЕ ГИГАНТОВ

Два российских автогиганта, "АвтоВАЗ" и "КАМАЗ", пока не хотят говорить об итогах года, и их можно понять.

Продажи Lada за 11 месяцев упали на 12,8%, до 487,97 тысячи машин. В октябре "АвтоВАЗ" покинул президент Игорь Комаров, которому удалось вывести предприятие из глубочайшего кризиса. Когда у руля встанет новый президент - пока еще возглавляющий группу ГАЗ Бу Андерссон - и что станет с командой Комарова на "АвтоВАЗе", до сих пор неясно.

В агентстве "Автостат" столь значительный провал бренда Lada объясняют, во-первых, тем, что у него самая большая доля на рынке и ее сложнее удержать; во-вторых, ростом цен из-за прекращения выпуска дешевых автомобилей и ввода более дорогих комплектаций.

Конкурентами Lada сегодня являются не только китайские автомобили и бюджетные новые иномарки, но и подержанные иномарки, указывают эксперты. Характерно, что незадолго до Нового года "АвтоВАЗ" прекратил сотрудничество со своим крупнейшим столичным дилером "Автомир": при такой конкуренции Lada не находит покупателей в столице.

Кроме того, владельцы Lada реже меняют автомобиль - средний срок владения превышает 5 лет. Таким образом, те, кто купил машины при выходе из кризиса в 2010-2011 годах, пока не собираются их менять, отмечают эксперты.

Продажи тяжелых грузовиков в РФ в этом году упадут на 22% - до 91 тысячи единиц, прогнозировал в сентябре директор по маркетингу КАМАЗа Ашот Арутюнян. В 2014 году продажи ожидаются на уровне этого года или чуть выше - от 90 до 95 тысяч грузовиков. При этом КАМАЗ понизил целевой объем продаж на 2013 год почти на две тысячи машин - примерно до 43 тысяч. Превысить его в 2014 году у компании едва ли получится.

СКОРЕЕ ЖИВЫ

Остальные автомобильные компании, прежде всего, производители иномарок, настроены не столь пессимистично и даже могут похвалиться некоторыми локальными успехами по итогам года.

В "GM-Россия" считают уходящий год в целом неплохим для рынка, несмотря на некоторую коррекцию в объеме продаж новых автомобилей. "Необходимо понимать, что текущее небольшое падение рынка происходит на фоне рекордных продаж, которые были зафиксированы в 2012 году, – самый высокий объем за все 20-летнее существование российского рынка", - отметил представитель компании Сергей Лепнухов.

В "Тойота Мотор" уходящий год назвали "достаточно успешным". Компания перешагнула планку продаж в России в миллион машин. Бренд Lexus также преодолел исторический рубеж – продажи в РФ превысили 100 тысяч единиц, а число официальных дилеров и уполномоченных партнеров Toyota в России достигло 100. Компания ожидает, что в этом году общие продажи автомобилей Toyota в России вырастут на 1,3% - до 155 тысяч, продажи Lexus - на 2,2%, более чем до 16 тысяч.

"Пока мы можем сказать, что ожидаем снижения продаж на 2-3% по группе в целом. Это неплохой результат на фоне общего падения рынка, которое прогнозируется на уровне 7-8%", - сказал, в свою очередь, представитель "Соллерса".

Среди достижений года в компании назвали запуск производства двух новых моделей во Владивостоке в рамках СП с японскими партнерами (в январе - Toyota LC Prado, в апреле - Mazda 6), а также начало выпуска на УАЗе обновленного UAZ Patriot с новой раздаточной коробкой и измененным салоном.

В "Ситроен-Россия" отметили, что, несмотря на стагнацию автомобильного рынка РФ, компании удалось успешно вывести на рынок два седана - C-Elysee и C4. Последний является первым автомобилем "Ситроен", собранным по технологии производства полного цикла на заводе в Калуге.

В свою очередь, в группе ГАЗ напомнили, что заметный рост спроса на коммерческий транспорт в начале 2013 года довольно быстро сменился стагнацией, а затем и снижением, которое стало особенно заметным в ноябре-декабре. За 11 месяцев продажи LCV ГАЗа в России упали на 7%, что в определенной степени компенсировалось значительным ростом экспортных поставок - на 19%. Таким образом, общее снижение продаж ГАЗа за 11 месяцев составило 4%. При этом продажи дивизиона "Автобусы" сократились всего на 10% при общем падении рынка автобусов в стране более чем на 20%, а доля компании в автобусном сегменте выросла с 65% до 70%.

ЕЩЕ НЕ КРИЗИС, НО УЖЕ ЗАСТОЙ

Большинство компаний не ждут от следующего года больших прорывов, впрочем, как и значительных провалов, - а в целом, сходятся во мнении, что авторынок РФ будет топтаться на месте.

В группе ГАЗ ожидают, что спад на рынке коммерческого транспорта продолжится, и видит своей задачей в этих условиях сохранение объема продаж на уровне 2013 года. Для этого ГАЗ продолжит запуск новых моделей. С 2014 года планируется расширение линейки нового семейства Next – выпуск автомобилей с двухрядной кабиной, микроавтобусов и нового среднетоннажного автомобиля Next.

В "Соллерсе" считают, что в 2014 году продажи в сегменте SUV (SportUtilityVehicle), на которые делает акцент группа, будут расти. "В связи с этим мы прогнозируем либо сохранение показателей 2013 года, либо рост на 1-2%", - отметили в компании.

В "Тойоте" отмечают, что российский авторынок в настоящий момент насыщен, и не ожидают на нем значительных изменений в 2014 году. По оценке "Тойота Мотор", объем российского авторынка в 2014 году составит 2,7 миллиона машин, а продажи автомобилей Toyota и Lexus останутся примерно на уровне 2013 года.

В свою очередь, эксперты агентства "Автостат" ждут затяжной стагнации на авторынке на фоне аналогичных тенденций в экономике РФ в целом. "Процессы сокращения производства на предприятиях, остановки, заявленные на январь, только начинаются. В финансовой сфере тоже ситуация непростая, даже напряженная. Думаю, кризиса резкого, большого, как в 2008 году, не случится, будет долговременная стагнация. К этому готовились, ситуацию сдерживали, но какой-то программы развития у правительства, за счет чего сейчас обеспечить рост, нет", - сказал Целиков.

«Прайм»