Событие

Dealer UP!

Форум состоялся
7 декабря 2016 года

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Инфографика

Лидеры авторынка в России в январе – ноябре 2016 года

Аналитика

Российский авторынок в ноябре вырос на 0,6%

Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам ноября увеличились на 0,6% и составили 132346 машин. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за одиннадцать месяцев 2016 года российский авторынок сократился на 12% до 1 млн 279 тыс. 987 автомобилей.

08 декабряподробнее

«Не все, что имеет значение, может быть подсчитано»

В качестве эпиграфа к своему докладу на декабрьской московской конференции «Маркетинг на автомобильном рынке 2013» начальник управления по маркетингу ОАО «АВТОВАЗ» Александр Бредихин взял цитату Эйнштейна: «Не все, что может быть подсчитано, имеет значение. Не все, что имеет значение, может быть подсчитано».

Своим выступлением Александр Леонидович предложил присутствующим на конференции дилерам, аналитикам, маркетологам взглянуть на известные всем цифры автомобильного рынка России по-новому. Бредихин считает, что сегодня слишком сложно оценивать и прогнозировать рынок, отталкиваясь только от казалось бы простых и прозрачных привычных цифр. Те, которые вчера еще работали, сегодня перестают работать. Или требуют дополнений, новых форм расчета.

Еще год назад на вопрос, какие факторы влияют на рынок, специалисты бы просто кивнули на процессы в макроэкономике – в частности, связали бы впрямую происходящее на авторынке с ценами на нефть и изменениями ВВП. Падение рынка в 2008 году относительно года 2009 объяснялось как раз этим – упала цена на нефть, изменился рост ВВП.

1.png

В дальнейшем ситуация продолжала зависеть от макроэкономических показателей. Если посмотреть кривые на графиках и понаблюдать изменения на автомобильном рынке – связь с макроэкономическими показателями очевидна. Но можно заметить, что некая площадка прироста парка пришлась на время активного действия программы утилизации, когда активно выбывали с рынка старые автомобили, и рынок получил приток новых покупателей.
Рост ВВП является традиционным показателем для автомобилизации страны. ВВП на душу населения обычно сравнивается с уровнем автомобилизации на тысячу человек, и эти графики рисуются для авторынка практически всеми аналитическими компаниями. Они являются основными для сравнения с ведущими рынками мира. Начиная с 2004 года, в России тоже начался рост показателя автомобилизации. До 2012 года страна практически достигла показателей стран Восточной Европы, хотя в 2004 году была от них достаточно далеко. И есть основания предполагать, что этот рост продолжится. Так что, в общем-то показатель ВВП забывать нельзя при любых условиях прогнозирования авторынка.

Но… как же тогда объяснить, что произошло в 2013 году? Казалось бы, все макроэкономические показатели в норме, все растет, развивается. Ежеквартально выходят данные Минэкономразвития, в которых говорится: прогноз сбылся, корректируем лишь некоторые цифры. Тем не менее, в середине 2012 года первая оценка по росту ВВП была порядка 4%. В августе назвали 3,2 %, однако в ноябре появилась уже цифра 2,8 %, и в декабре все в срочном порядке начали корректировать и свои прогнозы и планы.

2.png

Но потом начался год 2013-ый, когда объявили, что рост ВВП будет в лучшем случае всего 2,5. Потом заговорили о 1,8. В конце года, буквально на днях, говорит Бредихин, прозвучал последний прогноз: не будет даже 1,5%. То есть на уровне макроэкономики положение на авторынке должно было в 2013 году быть или на уровне 2012 года или все-таки немножко лучше. Лучше не получилось. Почему? Стали анализировать причины этого падения – насколько предыдущий взлет был логичен с точки зрения принятия его за старт рынка и можно ли было, отталкиваясь от него, строить на нем прогноз о росте рынка до 4 млн – к 2020-ому году. Решили, что оснований таких не было.

Бредихин предложил взглянуть на то, что происходило на авторынке за последние 10 лет с точки зрения ресурса рынка новых автомобилей. Что можно считать таким ресурсом? Во-первых, новых покупателей. Это люди, которые покупали импортные подержанные автомобили и с которыми очень удачно и очень грамотно в свое время обошлось правительство, повысив пошлины на ввоз подержанных иномарок. Вообще-то любая страна защищает рынок в первую очередь от импорта подержанных автомобилей. Об этом мало кто говорит, но это абсолютно понятная вещь. Половина произведенных в Германии автомобилей, продаются за ее пределами – они до утилизации в Германии не доживают. И государственная политика в Германии направлена на поддержку такого положения. Потому что чем меньше автомобилей остается на рынке, тем больше вероятность, что люди будут покупать новые автомобили, здесь прямая зависимость.

3.png

Второй ресурс, по мнению Бредихина, тоже долго искать не нужно. Достаточно посмотреть, как менялись цифры по первым перепродажам новых автомобилей. Речь идет о новых автомобилях, которые их первый владелец эксплуатировал какое-то время, а потом продал. Получили среднюю цифру владения первым автомобилем до первой продажи – 4,5 года. Соответственно этот срок – тоже является ресурсом для попадания на рынок: люди, продав этот автомобиль, придут на рынок за новым.

4.png

Что мы увидели в результате? Верхняя часть айсберга – что часть рынка подержанных автомобилей является источником для рынка новых автомобилей. После повышения пошлин на ввоз подержанных импортных автомобилей резко увеличился приток на рынок новых автомобилей бывших владельцев новых автомобилей. В первую очередь владельцы новых иномарок пришли и купили на рынке новые иномарки. Основные приходы клиентов на рынок новых автомобилей пришлись как раз на период с 2004 по 2008 год. Собственно кривая на графике и объясняет тот резкий скачкообразный рост рынка, который мы с вами и наблюдали. Но это одноразовые клиенты. А вот клиенты, которые покупают новые автомобили, а потом их продают – прямая зависимость, и каждые 4,5 года она повторяется.

В 2013 году ситуация сложилась не так, как хотелось, по причине, что начался обратный отток. То есть часть людей, которые покупали новые автомобили, начинает уходить на рынок вторичный, на автомобили после первого владельца. Пример. Вместо нового автомобиля «Лада-приора» человек пошел и купил трехлетнюю «Киа Риа» или «Хюндай Солярис», или «Форд Фокус». Примерно сопоставимые вещи, и наверное таких людей будет становиться больше. И как раз это объясняет, что в 2013 году произошло снижение рынка новых автомобилей относительно прогнозных значений, произведенных только с учетом макроэкономических данных. Но есть и вторая причина – увеличился период владения. Люди из сегмента бюджетных автомобилей, для которых покупка автомобиля – важный шаг, важная строчка бюджета, принимают решение не покупать новый автомобиль сейчас, а отложить покупку на более благоприятное время. Исключение – премиум-сегмент: здесь процент продаж растет. Это не значит, что люди вдруг стали очень богатыми и вместо «Лада-Приоры» купили «Мерседес» или «БМВ». Эти сегменты никак не пересекаются, люди, пользующиеся авто разных сегментах, как правило и живут как на разных планетах. Но сегодня ситуация сложилась такая: владельцы премиальных брендов продолжают менять автомобили, и даже меняют их чаще, а владельцы бюджетных машин решили год пропустить, подождать. И поменять авто не через 3-4 года, а через 4-5. Поэтому цифры продаж снизились.

В 2014 году Бредихин ожидает, исходя из этих же расчетов, что цифра продаж будет еще ниже, если ситуация в макроэкономике не улучшится. Но пока никто не обещает улучшений.

Для более глубокого понимания ситуации Александр Леонидович предложил маркетологам и дилерам проанализировать более детально приток новых покупателей. Посмотреть внимательнее на те 20%, которые каждый год приходят на рынок новых автомобилей впервые и на тех, которые переходят в блок владельцев подержанных машин. На графиках видно, что 2011- 2012 годы являются переломными при переходе к обратному тренду. То же самое было до 2003 года. По цифрам эта кривая, эта синусоида уходила в минус, до 2001 года она уходила в ноль. То есть люди тогда тоже массово начинали уходить на рынок подержанных машин: Только-только начали ввозить из Европы достаточно дешевые автомобили и те, кто раньше был только на рынке новых машин, стали уходить туда. Потом налогами все это несколько прижали в плюс. Но сейчас снова рынок уходит в подержанные машины.
 
5.png

Очень важно, считает Бредихин, посмотреть, как менялась ситуация с точки зрения выбытия автомобилей из парка. Максимальное выбытие было в период действия программы утилизации , в остальные периоды цифра близка к 2 %. И эта цифра 2% - средняя за 15 лет. Если ее принять как фиксированное значение, получаются любопытные результаты.
Например, можно посмотреть, как будет выглядеть прогноз, если не учитывать ситуацию в макроэкономике, а учитывать только тот самый ресурс покупателей, – то есть тех, кто уже купил машины и планирует их продать, и тех, кто впервые приходит на автомобильный рынок за новым автомобилем. Предположим, цифра среднего срока владения автомобилем первым владельцем так и останется фиксированной, на уровне 4,5. Если внимательно посмотреть на результаты такого гипотетического предположения, очевидно, что некий «провал» по количеству новых покупателей будет продолжаться до 2030 года. Становится ясно, что сейчас наблюдается первое влияние низкой базы покупателей, которые могут прийти на рынок новых автомобилей, и потом это будет повторяться периодически. А в целом до 2020 года кривая базового прогноза рынка легковых автомобилей будет находиться где-то в пределах 2,5-3 млн автомобилей. В этом случае страна даже до 2030-года не дойдет до цифры в 4 млн. Для России – это очень большая цифра, она вряд ли случится в обозримом будущем.

6.png

При условии стабильного роста экономики и благоприятного развития авторынка будет поступательный рост автомобилизации в России. И цифра в 500 с лишним автомобилей на 1000 жителей будет достигнута к 2030 году. Соответственно к 2020 году – где-то 362.
Стоит отметить, что США на этой точке уже много лет. У тех стран, которые уже достигли потолка автомобилизации, кривая роста начинает стремиться к горизонтали. У тех, у которых, как и у России, есть куда расти ВВП на душу населения - будет и рост автомобилизации, а соответственно кривая будет расти вверх. Понятно, что эта кривая очень условная. Многое будет зависеть от того, как будет расти ВВП.

7.png

Цифру в 500 автомобилей на 1000 населения Александр Леонидович считает вполне достижимой. Но при этом предлагает правительству при формировании различных мер поддержки экономики и автомобильного рынка не выпускать из внимания и такую цифру, как процент выбытия автомобилей. Логика здесь проста: добавили к цифре выбытия всего 1 процент (за счет мер поддержки) относительно того, что заложено в базовом прогнозе – и это приведет к тому, что к 2030 году плановая цифра 3,9 млн автомобилей превратится в 4 млн 700 тысяч. И в среднем за этот период ежегодно станет продаваться на полмиллиона автомобилей больше. За такими продажами - почти 500 млрд выручки, которые суммарно получат производители, дилеры, работающие в России. С учетом платежей в бюджеты, различные фонды, в которые платят дилеры и производители в России – это почти 50 млрд рублей в год. То есть цифра более чем достаточная для того, чтобы обеспечивать меры стимулирования рынка и чтобы никто не мог возмущаться, что автопром расходует бюджетные средства.

8.png

«Сегодня мы уже не делим автомобили на отечественные и не отечественные, Есть автомобили, произведенные в России, и есть авто, ввезенные в Россию. И дилеры, и производители страны на самом деле в одной лодке. Мы все заинтересованы, чтобы рынок развивался позитивно, поступательно, чтобы продавалось больше автомобилей», - считает А.Бредихин.

13.12.13 Виктория Лобода
Источник: www.autostat.ru
 

Новости на эту тему

  • вчера, 16:59 КАМАЗ улучшил прогноз по прибыли в 2016 году

    КАМАЗ по итогам 2016 года ожидает чистую прибыль по МСФО в пределах 150-200 млн рублей против убытка годом ранее, заявил гендиректор предприятия Сергей Когогин. Ожидается, что за год КАМАЗ продаст 33500 автомобилей. Оборот у компании ожидается в 125 млрд рублей, и при этом обороте прибыль должна составить 150-250 млн рублей.

    подробнее
  • вчера, 12:04 LADA Vesta в ноябре достигла рекордных показателей продаж

    Продажи седана LADA Vesta в прошлом месяце составили 5661 автомобиль, что стало лучшим результатом с момента выхода этой модели на рынок в ноябре 2015 года. К такому выводу пришли аналитики агентства «АВТОСТАТ» по итогам исследования ежемесячной статистики продаж.

    подробнее
  • вчера, 10:29 Skoda в ноябре увеличила продажи в России на 3%

    Российские дилеры Skoda в ноябре реализовали 4801 автомобиль – на 3% больше, чем годом ранее. По итогам одиннадцати месяцев 2016 года продажи чешской марки в нашей стране достигли прошлогоднего уровня и составили 50370 машин (-0,1%).

    подробнее

Статьи на эту тему

  • вчера, 10:44 Авторынок вильнул в рост («Коммерсант»)

    Российский авторынок начал расти впервые за два года. Продажи легковых и легких коммерческих (LCV) машин в ноябре выросли на 0,6%. Производители, дилеры и эксперты связывают это с опережающим спросом, низкой базой прошлого года, выходом на рынок новых моделей и активизацией интереса к внедорожникам, но говорить о выходе рынка из кризиса не спешат. Ряд участников рынка вообще считают происходящее почти случайным отклонением, ожидая от 2017 года ухудшения ситуации.

    подробнее
  • 7 декабря 2016 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее