Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

Россия остается страной седанов

Седаны пользуются огромной популярностью у российских автомобилистов ещё с советских времён. Автомобили с этим типом кузова доминируют на авторынке нашей страны до сих пор, хотя за последние годы их доля заметно сократилась – всё больше россиян пересаживаются на более практичные внедорожники. Впрочем, с прошлого года сегмент седанов впервые за несколько лет перестал падать и даже показал рост, что эксперты связывают с выходом на рынок бюджетной LADA Granta, которая вот уже более года остаётся самой продаваемой моделью в стране…

Давняя любовь

Мода на седаны характерна для стран третьего мира, говорят эксперты. Покупатель считает автомобили с кузовом «седан», во-первых, солиднее (они вызывают аналогии с немецким «премиумом» и понимание, что автомобиль по-прежнему не просто средство передвижения, а роскошь). Во-вторых – практичнее (не настывает салон при открытии багажника и не проникает запах из багажника, если в нём, к примеру, дачный урожай). При этом плотность автомобилей в развивающихся странах относительно невелика, серьёзных проблем с парковкой – как, скажем, в Европе – нет. Отсюда и некритичность длины автомобиля и наличия длинного заднего свеса.

«Российские покупатели традиционно предпочитают автомобили в кузове «седан». Он  ассоциируется со статусом, что часто оказывает решающее влияние при выборе автомобиля»,  – подтверждает управляющий директор «КИА Моторс Рус» Артём Гусаров.

В России седаны пользуются стабильно высоким спросом на протяжении многих десятилетий – любовь наших сограждан к этому типу кузова зародилась ещё в советские времена. «Популярность седанов объясняется традиционными вкусами российских потребителей, которая тянется ещё из тех времен, когда импорт автомобилей был ограничен, а основное продуктовое портфолио советского автопрома формировалось седанами», – говорит руководитель направления PR «Skoda Auto Россия» Тимур Алиев. Показательно, что из более 27 млн. автомобилей, выпущенных за 43 года на АВТОВАЗе, две трети пришлись именно на модели с кузовом «седан».

«Популярность седанов в России сегодня во многом обусловлена исторически, – добавляют маркетологи Uz-Daewoo. – Поэтому предпочтение седанов при выборе автомобиля – зачастую результат своего рода инерции». В настоящее время, согласно данным АВТОВАЗа, седаны занимают более 35% российского авторынка, оставаясь крупнейшим сегментом по типу кузова.

А вот в Европе, по словам экспертов, преобладают более компактные и манёвренные хэтчбеки, что объясняется большей загруженностью дорог и прагматичностью европейских автомобилистов, которые по статистике 90% времени за рулём ездят в одиночку и с пустым багажником. Как отмечает Артём Гусаров из «КИА Моторс Рус», в России обширная дорожная сеть, и нет больших проблем с парковкой, как в Европе, поэтому хэтчбек не станет основным типом кузова, а спрос на универсалы ещё более ограничен.

«В России, когда автомобиль в семье один, и он предназначен и для поездок на работу, и для семейных нужд, чаще всё-таки выбирают седан, как более функциональный и недорогой вариант на все случаи жизни, – говорят маркетологи Uz-Daewoo. – Ещё одна причина – многие автовладельцы из сегмента обеспеченных молодых специалистов не являются людьми семейными, поэтому тут очевиден доминирующий выбор седанов».

Внедорожники «наезжают»

Между тем, доля седанов на российском авторынке неуклонно снижается. Так, если в 2008 году на автомобилях с этим типом кузова остановили свой выбор 46,6% покупателей, то в прошлом году – «всего» 35,9%. При этом в последние годы в России наблюдается бум на внедорожники – с 2008 года сегмент SUV вырос с 19,2% до 31,2% в 2012-м. Кроме того, российские автомобилисты всё чаще стали приобретать универсалы, чья доля за тот же период выросла с 2,9% до 5,8%. А вот спрос на хэтчбеки в России практически не меняется  – они занимают 26,4% российского авторынка.

Практичность хэтчбеков и универсалов по достоинству оценена европейскими покупателями – эта тенденция проникает и на российский рынок, считают в отделе по связям с общественностью «Ford Sollers». «Клиенты, которые ездят за границу и оценивают, на чём ездят западные потребители, понимают, что универсалы – не признак «дачника», а признак человека, использующего автомобиль рационально», – добавляет Тимур Алиев из «Skoda Auto Россия». Хэтчбеки популярны среди молодёжи и женщин, количество которых за рулём сильно растёт в последние годы. «Молодые водители и представительницы прекрасного пола чаще выбирают хэтчбек. Перевес, однако, всё же остаётся на стороне седанов», – говорит Артём Гусаров из «КИА Моторс Рус».

Впрочем, в этом году сегмент хэтчбеков впервые уступил второе место по объёму продаж, пропустив вперёд внедорожники, которые заняли 35,4% рынка по итогам восьми месяцев 2013 года. Популярность SUV в России, по словам участников рынка, объясняется сильно расширенным предложением внедорожников в последние годы. К тому же погодные условия, не самое лучшее качество дорог и частые загородные поездки заставляют россиян чаще приглядываться к автомобилям с полным приводом. «Всё-таки во многом популярность седанов объясняется их широкой представленностью в бюджетном сегменте рынка, – говорит Тимур Алиев из «Skoda Auto Россия». – Клиенты же готовы рассматривать более дорогие автомобили, которые в большей степени соответствуют их стилю жизни, их требованиям – а внедорожники очень хорошо под эту категорию подпадают». Потенциал роста сегмента внедорожников и кроссоверов довольно велик, учитывая предлагаемый производителями широкий выбор моделей и повышенный спрос, соглашается Артём Гусаров из «КИА Моторс Рус».

Автомобиль на все случаи жизни

Тем не менее, отмечают маркетологи Uz-Daewoo, с появлением в российских семьях двух автомобилей, а такая тенденция наблюдается, один из них, как правило, – седан, а второй – хэтчбек или внедорожник. Так что представляется, что седаны ещё долгое время будут удерживать свои позиции на российском авторынке, заключают в Uz-Daewoo.

Стабилизирующим фактором продаж седанов являются, пожалуй, флитовые  продажи, считает управляющий директор «Хёндэ Мотор СНГ» Денис Петрунин. По его словам, седаны сохраняют достаточно высокую долю  в бизнес- и премиум-сегментах, так как этот тип кузова способен обеспечить высокий уровень  активной и пассивной безопасности, а также акустический комфорт. «Думаю, что про рынок седанов есть смысл говорить с определённой разбивкой, хотя бы условно, на бюджетные и дорогие модели, – рассуждает PR-менеджер Volkswagen Андрей Гордасевич. – Даже при условии роста в сегменте внедорожников, бюджетные седаны продолжают оставаться очень привлекательным предложением для некой иной, весьма большой аудитории. Если говорить о сегменте более дорогих седанов, здесь существует вероятность того, что некоторые клиенты могут предпочесть им компактный или, со временем, полноразмерный внедорожник».

Granta пришла на помощь

Между тем, с прошлого года рынок седанов впервые за несколько лет перестал падать и даже показал небольшой рост – с 35,9% в прошлом году до 36,5% за восемь месяцев 2013 года. Эксперты это связывают с выходом на рынок бюджетного седана LADA Granta, который уже через 9 месяцев со старта продаж, с сентября 2012-го, является самой популярной моделью на российском рынке.

«Автомобиль LADA Granta стал заменой «классики» АВТОВАЗа – LADA 2105/2107. Эти модели, в частности, продавалась и в самом популярном сегменте российского рынка – седаны эконом-класса. Теперь LADA Granta – самый популярный седан в нашей стране, – комментируют в пресс-центре АВТОВАЗа. – Рыночный успех этой модели объясняется лучшим сочетанием «цена-качество» – покупатели получили переднеприводный автомобиль с современными решениями по безопасности, комфорту и удобству эксплуатации в ценовом сегменте «классики» из прошлого века. Седан LADA Granta также первый массовый отечественный автомобиль с автоматической коробкой передач».

Среди иностранных моделей самым продаваемым седаном является Hyundai Solaris, который доступен также в кузове «хэтчбек», но на седаны приходится около 75% в объёме реализации модели. «В России традиционно любят седаны – это обусловлено исторически, спрос на них какое-то время будет оставаться стабильным. У каждого выбирающего этот тип кузова, наверное, есть свой аргумент в пользу седанов – это может быть оправданным, как с точки зрения климата и прочих условий, так и с точки зрения сложившихся стереотипов», – отмечает Денис Петрунин из «Хёндэ Мотор СНГ».

Несмотря на бурный рост спроса на внедорожники, производители иномарок по-прежнему делают ставку в России именно на седаны. Показательно, что все модели, которые иностранные автопроизводители разрабатывают специально для российского рынка, имеют исключительно этот тип кузова. Первой такой моделью стал Volkswagen Polo sedan, сразу же ставший бестселлером марки в России. «Этот автомобиль был спроектирован специально для российских клиентов, с учётом их предпочтений, и прошёл серию длительных испытаний в российских условиях», – отмечает Андрей Гордасевич из Volkswagen. Самая популярная иномарка Hyundai Solaris, доступная ныне в двух типах кузова, начала свой путь на российском рынке именно в кузове «седан», а затем этот пусть повторил и соплатформенный Kia Rio. Только за последний год стан «автомобилей для России» пополнили Peugeot 408 и Citroen C4 Седан, новый Nissan Almera и Opel Astra седан. Новый бюджетный бренд Datsun также начнёт завоевание российского авторынка с модели в кузове «седан».

«Изначально Россия была рынком седанов во всех сегментах, и теперь другие типы кузовов постепенно отвоёвывают свою долю, – говорит Денис Петрунин из «Хёндэ Мотор СНГ». – Однако процесс изменения структуры сбыта будет идти плавно, так как производители  ориентированы на гармонизацию спроса и предложения, что происходит через ценовую политику. Седан имеет относительно низкую себестоимость, потому будет по-прежнему сохранять значительную долю в массовых сегментах».

«АИМ-Пресс»

22.11.13 Александр Чупров
 

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • вчера, 08:57 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее