Событие

VII ежегодная конференция

Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы

До начала осталось 4 дней

подробнее

Отчет в фокусе

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

АВТОСТАТ ОМНИБУС - 2016. Новые автомобили: мнения автовладельцев

Дата выхода 12.01.2017

Формат PDF, 70 стр.

Цена 100000 руб.

Проект основан на формировании репрезентативной выборки, соответствующей модельной...

12 января подробнее

Аналитика

Лидеры рынка в городах РФ с населением более 1 млн человек

Лидерами рынка в 15 городах-миллионниках являются лишь три модели.

21 февраляподробнее

Белорусским грузовикам предъявили ультиматум

Российский премьер Дмитрий Медведев предъявил Белоруссии ультиматум: либо крупнейшие производители тяжелых грузовиков на постсоветском пространстве – «МАЗ» и «КамАЗ» – сливаются в единое предприятие (холдинг «РосБелавто»), либо белорусским грузовикам придется конкурировать на российском рынке на общих условиях. При этом введенный Россией утилизационный сбор сделал белорусскую технику заведомо неконкурентоспособной.

Дмитрий Медведев убежден: России и Белоруссии следует либо перейти к реальному объединению «МАЗа» и «КамАЗа», либо закрыть эту тему. Об этом премьер-министр РФ заявил 20 ноября в Санкт-Петербурге на пресс-конференции по итогам заседания глав правительств стран СНГ. Отвечая на вопрос о перспективах общего производства, Медведев заметил, что этот вопрос он ставил перед премьер-министром Белоруссии Михаилом Мясниковичем.

«Договоренности пока нет, а это было бы полезно для наших стран и предприятий. Наверное, есть юридические трудности, разницы в подходах. Но давно пора эту дискуссию завершить и перейти к реальному объединению либо закрыть эту тему, – заявил Медведев. – Мы договорились продолжить конструктивную работу и постараться ответить на эти вопросы в самом коротком промежутке времени, если этого не получится, будет печально».

В ответ на это его белорусский коллега Михаил Мясникович заявил, что вопрос по системе управления холдингом «РосБелавто» может быть решен уже в декабре 2013 года. Он считает вполне реальным создать совместную компанию, но, как и ранее, выдвигает множество разного рода условий. «Давайте исходить из того, что эти два больших производителя грузовиков – конкуренты. В том числе и на внутреннем рынке Таможенного союза, и каждому хочется продавать больше своей техники», – пояснил Мясникович.
По его мнению, мудрость правительств обеих стран при решении данного вопроса должна заключаться в том, чтобы проводить согласованную политику в области производства и реализации грузовых среднетоннажных автомобилей на внутреннем рынке и защищать этот рынок.

«Потому что перетягивание канатов, споры, которые длятся вот уже второй год, имеют определенные негативные последствия – мы отдаем рынок товаропроизводителям из третьих стран, – отметил глава белорусского правительства. – Поэтому мы полагаем, и с Дмитрием Анатольевичем у нас есть понимание, что в декабре этого года будет приниматься решение по системе управления. Сейчас отработан договор, работают международные эксперты по системе управления этим холдингом, поскольку там планируется сконцентрировать капитал 50 на 50. Я думаю, что этот проект будет реализован».

Два автогиганта пытаются объединиться с 2010 года. Первоначально обсуждался обмен акциями предприятий, но он не устроил белорусские власти, которые традиционно испытывают нужду в «живых» деньгах, и только за них готовы отдавать какие-либо промышленные активы. С 2011 года обсуждается вариант создания совместного холдинга «Росбелавто» на базе «МАЗа» и «КамАЗа». Однако тут возникла серьезная заминка: белорусская сторона настаивала на слиянии исключительно на паритетной основе (50% на 50%), а Россия хотела получить контроль в создаваемом холдинге. В мае 2011-го глава госкорпорации «Ростехнологии» (акционер «КамАЗа») Сергей Чемезов заявил, что российская сторона должна иметь контрольный пакет акций в «РосБелавто» (50% + одна акция), иначе структура будет неуправляемой. По его мнению, создание холдинга на паритетной основе просто невозможно еще и потому, что стоимости активов «МАЗа» и «КамАЗа» сильно отличаются не в пользу белорусского предприятия.

При этом сама Белоруссия упорно оценивала своего автогиганта значительно выше реальной рыночной стоимости. Так, в феврале 2011-го года белорусы заявили, что «МАЗ» стоит $2,5 млрд – «КамАЗ» на тот момент стоил всего $2,02 млрд, исходя из капитализации.

Для реальной оценки стоимости белорусской автокомпании правительство страны привлекло авторитетную аудиторскую компанию Ernst&Young. По ее оценкам стоимость активов «МАЗа» составила всего в $800 млн. Это явно не устроило белорусские власти: «КамАЗ» уже оценивался намного дороже - $2,4 млрд. Тогда белорусы пригрозили Ernst&Young просто расторгнуть и заказали повторную оценку. И получили более приемлемый результат – $1,095 млрд.

Уже в 2012 году ответственный за промышленность вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что, в соответствии с оценкой рыночной стоимости активов, стоимость «КамАЗа» составляет $1,6 млрд, «МАЗа» – $1,1 млрд. Однако с конца 2012 года последовательным противником слияния белорусского и российского автогигантов стал лично глава Белоруссии Александр Лукашенко. В частности, 11 октября этого года в Лукашенко заявил, что он против объединения двух предприятий, поскольку этот проект будет невыгоден для белорусской стороны. После этого вопрос об объединении снова повис в воздухе.

Белорусским властям лучше решить вопрос как можно скорее, ведь 1 января 2014 года белорусские грузовики станут неконкурентоспособными на российском рынке. Причина – введение утилизационного сбора с российских автомобилей, а также с машин ввозимых из Белоруссии и Казахстана.

«Безусловно, «КамАЗу» очень важно заполучить себе «МАЗ». Во-первых, белорусское предприятие производит значительную долю седельных тягачей, там хорошо отработаны технологии и есть рынок. А у «КамАЗа» только 5% – седельные тягачи, да и те плохо продаются. Во-вторых, «МАЗ» производит автобусы – недорогие, а потому пользующиеся спросом на постсоветском пространстве, – говорит белорусский экономист Вадим Спиридонов, зампредседателя «Альянса развития реального сектора». – С другой стороны, у КамАЗа и денег побольше, и поддержка «Ростеха» имеется, и немецкий «Даймлер» в акционерах».

«У нас на предприятии эта тема фактически закрыта для обсуждения. Прямого запрета нет, но люди не хотят обсуждать возможность слияния с «КамАЗом», – сказал собкору «Газеты.Ru» один из инженеров Минского автозавода. – Все боятся, что придут россияне и придется работать по их правилам. Сейчас зарплата гарантирована, хотя она и не сильно большая, зато и норма выработки вполне по силам. А что будет, если сюда придут управленцы с «КамАЗа»? Рабочие боятся, что повысят нормы выработки и привяжут зарплату к нормам и к качеству. Инженеры просто боятся увольнений. У нас как-то подсчитали, что на каждый выпущенный «МАЗ» работает ровно в десять раз больше инженеров, чем на немецкий МАN. Потому что там всю инженерную рутину делают компьютеры, там работают ERP-системы, а у нас даже ругательства такого не слышали. Если придется объединяться с «КамАЗом», здесь придется менять много того, что складывалось даже не десятилетиями, а полвека. Люди к этому не готовы».

«Газета.Ru»

21.11.13
 
Загрузка...

Новости на эту тему

Статьи на эту тему

  • 26 декабря 2016 КамАЗ сокращает экспорт («Коммерсант»)

    Несмотря на планы Минпромторга по росту экспорта автомобилей, в 2017 году КамАЗ планирует реализовать на внешних рынках 6 тыс. машин, что на 200 штук меньше, чем в 2016 году. В этом году прогнозы по экспорту тоже не выполнены. О сложностях на пути развития экспорта заявляет и другой крупный производитель – группа ГАЗ.

    подробнее
  • 8 декабря 2016 «АвтоВАЗ» поехал к Renault («Ведомости»)

    Совет директоров «АвтоВАЗа» 6 декабря утвердил параметры допэмиссии акций. Вчера, 7 декабря, началось размещение 3,28 млрд обыкновенных акций. Оно продлится до 26 декабря. Акции размещаются по 9 руб. за штуку. Это на уровне средневзвешенной цены обыкновенных акций «АвтоВАЗа» за последние полгода.

    подробнее
  • 28 ноября 2016 КамАЗ уезжает в Азию («РБК»)

    КамАЗ заявил об активизации работы на новых для себя рынках – в частности, в Юго-Западной Азии и Африке. Эта мера связана с резким снижением популярности продукции автозавода в странах СНГ – за девять месяцев 2016 года продажи КамАЗа на этом рынке упали почти вдвое.

    подробнее