Событие

Dealer UP!

Как поднять продажи автомобилей  и увеличить прибыль.

подробнее

Отчет в фокусе

Автомобильный рынок России 2016

Автомобильный рынок России 2016

Дата выхода 26.04.2016

Формат А4, 293 стр.

Цена 37900 руб.

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» выпускает справочное издание «Автомоб...

26 апреля подробнее

Аналитика

Авторынок Индии за 10 месяцев 2016 года

С начала года в Индии было продано более 2,5 млн новых автомобилей.

 

30 ноябряподробнее

Как выживать на четко сегментированном рынке

Автокомпоненты2013.jpg

На автомобильном рынке России продолжается процесс интеграции. Уже ясно, что не все нынешние участники в него вписываются. Что делать таким предприятиям — в каком направлении двигаться, как выживать, на что рассчитывать в условиях, когда на поле игры выходит все больше глобальных игроков? На октябрьском форуме «АВТОПРОМ. АВТОКОМПОНЕНТЫ 2013» столкнулись два мнения полярно настроенных на ближайшее бизнес-будущее руководителей. В пленарных заседаниях один за другим прозвучали доклады гендиректора ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» Евгения Ротмана и президента группы компаний «АКОМ» Николая Игнатьева. Первый уверен, что отечественные производители автокомпонентов должны объективно взглянуть на себя и покорно отойти на роли второго и даже третьего плана, второй так быстро сдаваться не собирается. У каждого из директоров – четко аргументированные позиции.

Ротман.jpg

Евгений Ротман уверен, что рынок автокомпонентов в России фактически поделен до 2017 года. Распределение в компонентной группе уже произошло, игроки известны. Четко произошло разделение на предприятия старой формации, которые создавались еще в советские времена и имеют инфраструктуру и предприятия, создавшиеся на перестроечной волне, в 90-ые годы и позже. При этом во втором пуле много представителей глобальных игроков автокомпонентного бизнеса. «Граница проведена явная, - считает Евгений Геннадьевич. - Как сказал еще Михаил Ломоносов, «природа пустоты не терпит».

Применительно к современной ситуации на рынке автокомпонентов это означает, что если в одном сегменте увеличивается количество участников, значит, в другом оно будет уменьшаться». Поэтому, когда АВТОВАЗ вместе с альянсом «Рено-Ниссан» направляют в правительство и околоправительственные организации инициативы, направленные на развитие и привлечение внешних инвестиций, они по законам бизнеса поступают правильно и объективно. Но, внедряя эти инициативы, они уменьшают число действующих поставщиков и уменьшают занятость в этом секторе. Новых рабочих мест в общем глобальном объеме в регионе в результате не появится. Если сейчас 109 традиционных поставщиков, то соответственно к 2014-ому, 2015-ому году останется не больше 50, а до 20-ого года самостоятельно без иностранного партнерства, выживет не более десятка. Ротман предлагает региональным властям определиться в сегменте приложения усилий. Если все делается в целях привлечения инвестиций и общего развития региона – тогда стоит предоставлять преференции, создавать квотированные условия для привлечения иностранного капитала. Но для отечественных производителей позиция должна быть другая. Ведь представители отечественного автопрома не хуже автокомпонентных монстров, которые сейчас заходят на рынок. Только у иностранцев те процессы, которые российский автопром проходит сейчас, произошли 30-40 лет назад. Тогда все автомобильные компании мира исторгали из себя автокомпонентные производства и создавали на их базе отдельные автокомпонентные холдинги. У них на становление и развитие было 30 лет, у наших компаний у кого 5-6, а у кого-то всего 3 года. И здесь чуда не произойдет, по причине отсутствия инжиниринга. В качестве примера Ротман привел инжиниринговый центр одной корейской компании, которая специализируется всего на двух автокомпонентах — на климатических и тормозных системах. В составе ее инженерной базы сегодня есть комплекс оборудования, который полностью дублирует оборудование дирекции по инжинирингу АВТОВАЗа, включая аэродинамическую трубу. Соответственно любой другой игрок на этом рынке априори будет проигрывать.

Чтобы помочь отечественным поставщикам развиться в части продуктового инжиниринга сегодня предлагаются идеи создать в Самарском регионе универсальный инжиниринговый центр. «На мой взгляд, это просто фикция, - убежден Евгений Геннадьевич. - Во-первых, инжиниринг не создается на пустом месте (не существует этой базы). Во-вторых, нет людей и компетенций, которые бы могли перенестись сюда. Это ноу-хау каждого из производителей автокомпонентов мировых, и делиться ими никто не собирается». Какой выход из этой ситуации для предприятий старой формации? Специализация и четкое понимание своего места под солнцем, места в существующей цепочке. То есть уровень тех, отечественных производителей автокомпонентов, кто выживет к 2015-ому, 2020-ому году - уровень поставщиков третьего, дай бог, второго уровня. Звезды, которые выйдут на первый уровень, можно будет пересчитать по пальцам двух рук. При этом, скорее всего они будут производить достаточно простые вещи, которые связаны больше с инжинирингом технологического процесса — это штамповка, пластмассовое литье, простейшие сборочные операции. И тогда применительно к идее создания регионального инжинирингового центра нужно понять: российский инжиниринг по продукту для мировых автокомпонентных компаний, которые сюда приходят, не нужен. Потому что он делается в инжиниринговых центрах head-офисов в Германии, Италии, Америке. А у отечественных автопроизводителей есть потребность в технологическом инжиниринге. И в моделировании физических процессов, которые трудно воссоздать на практике и которые очень затратны с точки зрения содержания лабораторного комплекса. То есть это термическое моделирование, поршностное моделирование, кинематическое моделирование в составе узла. Поскольку речь идет о предприятиях малого и среднего бизнеса, содержать такой инжиниринговый центр на основе конкретного предприятия — удовольствие дорогостоящее и неподъемное для отдельной автокомпонентной группы. Повысить конкурентоспособность в таких условиях может только субсидирование использования такого программного обеспечения.

Игнатьев.jpg

Николай Игнатьев, президент группы компаний «АКОМ» согласился с Ротманом лишь частично. Он на примере развития своего предприятия попробовал доказать, что сражаться за место под солнцем и претендовать на ведущие роли на отечественном авторынке все-таки возможно. Правда, не в одиночку.

«АКОМ» было создано в 2001 сразу как СП с мировым лидером в то время — корпорацией EXIDE. Все технологии были взяты у иностранцев, на тот момент новые. Соглашение предполагало, что компании-партнеры участвуют в капитале путем оказания технической помощи. В течение двух лет «АКОМ» получал техпомощь и возможность обучаться на крупнейших заводах мира и Европы. В 2005 году поменяли одного лидера на другого, создав СП с американской компанией Johnson Controls Inc. Партнерство с крупнейшим производителем автокомпонентов привело снова к техпомощи и передаче компетенций, а в результате «АКОМ» к 2012-ому году вышел на первое место по объемам производства в России.

В настоящее время компания производит порядка 25 % всего объема аккумуляторных батарей, производящихся в России. В том числе около 40 % - доля рынка автопроизводителей и порядка 10 % - доля открытого рынка. Предприятие имеет дилерскую сеть по всей России и странам СНГ (около 100 городов). Сегодня 58 % всего экспорта из России аккумуляторных батарей — это «АКОМ».

Несмотря на такой явный успех, сегодня в компании понимают, что приход на рынок глобальных игроков может в корне изменить ситуацию. И готовятся. «Конечно, у глобальных игроков возможности больше чем у нас, - говорит Игнатьев. - Но пока действует программа локализации, есть «окно», которое мы должны использовать в течение двух-трех лет. Мы, естественно, не можем развивать НИОКР. Только для нашей отрасли на развитие науки надо иметь порядка 6 млн, а их нет. И надо иметь территории, чтобы соответствовать глобальному игроку. Но я не согласен, что программа инвестиций существует только для иностранцев. Мы активнейшим образом участвуем в программах Министерства промышленности, Минэкономразвития. И уже есть первые результаты - получение субсидий, возврат налогов на имущество, налога на прибыль». Также Игнатьев рассказал о недавних усилиях, которые предприняла его компания, чтобы в дальнейшем защищать свои интересы на федеральном уровне. 9-10 октября «АКОМ» вместе с ассоциацией «ИНТЕРБАТ» созвали международную научно-практическую конференцию, собрав вместе крупнейших производителей аккумуляторных батарей и оборудования для батарей, поставщиков. Обсудили актуальные проблемы и создали внутри своей ассоциации российское бюро - для лоббирования интересов подотрасли «химические источники тока» в правительстве. Выступать это бюро на федеральном уровне сможет уже не от имени одной компании, а от всех производителей аккумуляторов России. Второе, что решили на конференции – сосредоточить научные разработки в инжиниринговом центре «Жигулевской долины». То есть в ближайшее время у аккумуляторщиков появляется перспектива НИОКР. Для развития производственных мощностей, технологий, считает Игнатьев, совсем не обязательно создавать СП с иностранными производителями, на это есть договоры и контракты. А необходимые средства на модернизацию и развитие мощностей можно найти опять же через программы региональные, в которых необходимо участвовать.

07.11.13 Виктория Лобода
Источник: www.autostat.ru
 

Новости на эту тему

  • вчера, 15:42 На покупку автомобилей в России с начала года было потрачено около 1,5 трлн рублей

    Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» провело исследование рынка новых легковых автомобилей в России и подсчитало выручку от их продажи за 10 месяцев 2016 года. Согласно результатам исследования, за этот период россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей 1,45 трлн рублей, что на 0,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

    подробнее
  • вчера, 11:16 АВТОВАЗ изменил сроки корпоративного отпуска в 2017 году

    Работники АВТОВАЗа в следующем году смогут отдохнуть весной и летом. Первая часть корпоративного отпуска ждет заводчан на майских праздниках – с 2 по 8 мая 2017 года. Вторая пройдет летом, с 24 июля по 13 августа. Об этом сообщил председатель первичной профсоюзной организации АВТОВАЗа Сергей Зайцев.

    подробнее
  • вчера, 10:37 В Москве открылся Автомобильный форум «Дилер UP!»

    7 декабря 2016 года в Москве, в конференц-залах отеля «Москва Марриотт Ройал Аврора», начал свою работу Автомобильный форум «Дилер UP! Как поднять продажи и увеличить прибыль», организованный аналитическим агентством «АВТОСТАТ» и порталом AutoMarketolog.ru.

    подробнее

Статьи на эту тему

  • вчера, 08:57 Россияне поверили в национальный автопром («РИА Новости»)

    Доля новых легковых иномарок в общем объеме продаж впервые с 2013 года упала ниже 80%. О том, почему растет доля новых автомобилей Lada и UAZ – в материале РИА Новости.

    подробнее
  • 6 декабря 2016 Поддержка автопрома пойдет по старинке («Газета.Ru»)

    Как стало известно «Газете.Ru», громко проанонсированные Минпромторгом новые адресные программы поддержки авторынка пока запускаться не будут. О новых льготах на машины для многодетных семей, фермеров и соцработников чиновники готовы задуматься вновь только через несколько месяцев и при определенных условиях. Представители российского авторынка рассчитывают на сохранение традиционных форм поддержки.

    подробнее
  • 2 декабря 2016 Добавят денег на тягач («Российская газета»)

    Программы поддержки российского автопрома планируется сохранить как минимум на 1 квартал 2017 года, об этом сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. И добавил, что будут предложены и другие способы поддержания спроса на новые машины. Впрочем, считают эксперты, в плюс динамика продаж все равно не выйдет.

    подробнее